«Остров невезения»

Доживет ли Карелия до своего столетия?

«Все у вас есть – лес, камень, Кижи и Валаам. Граница с Евросоюзом. Многие регионы об этом только мечтать могут. Но почему вы так плохо живете?» – поинтересовалась недавно у меня московская коллега, пытавшаяся разобраться в политико-экономической ситуации в республике. Этот вопрос я задаю себе лет двадцать и все больше убеждаюсь в том, что он – риторический. 

Доживет ли Карелия до своего столетия?

За эти двадцать лет Карелией руководили карелы и русские, «свои» и «приезжие», но «лучезарный рассвет», о котором поется в гимне республики, над «древней мудрой землей» так и не забрезжил. Еще с прошлого столетия она была вынуждена жить взаймы, а в нынешнем году падение в долговую яму стало катастрофическим: никогда прежде государственный долг Карелии не рос по миллиарду рублей в месяц. По прогнозу карельского министра финансов Игоря Усынина, к 2015 году долговые обязательства республики могут достичь ста процентов к объему ее собственных доходов, и российские эксперты уже предрекают приграничному региону банкротство.

«Пол. Палец. Потолок»

Несмотря на «умеренно-оптимистичный» сценарий социально-экономического развития, написанный карельскими чиновниками на этот год, республика завершит его с большим минусом. По данным официальной статистики, за восемь месяцев промышленное производство в Карелии сократилось почти на 12 процентов. Причем если в добыче полезных ископаемых спад оказался незначительным – менее процента, то в обрабатывающих отраслях наблюдается настоящий производственный обвал – более 26 процентов. Это худший показатель на Северо-Западе страны.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в целлюлозно-бумажной промышленности, продукция которой традиционно является основным экспортным товаром нашей лесной республики. За восемь месяцев выпуск целлюлозы упал почти на треть, а бумаги – более чем на 35 процентов в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом. Не удивительно, что в отрасли был отмечен рекордный рост убытков. По сведениям Федеральной службы государственной статистики, только за период с января по июль общие финансовые потери ЦБП Карелии превысили 1,8 миллиарда рублей и в сравнении с январем-июлем 2012 года выросли в 13 раз! Общий же сальдированный убыток лесопромышленного комплекса республики, который считается базовой отраслью региональной экономики, приближается к трем миллиардам рублей. Такой удручающей картины в карельском ЛПК не было с 90-х гг. прошлого столетия.

Однако республиканское правительство, а затем и карельские законодатели при принятии регионального бюджета на нынешний год предпочли не замечать очевидных негативных тенденций и утвердили прогноз социально-экономического развития Карелии с увеличением объема промышленного производства на 3,5 процента. Интересно, что даже так называемый «консервативный» вариант развития республики у правительственных чиновников предусматривал производственный рост, в том числе и в целлюлозно-бумажной промышленности, хотя к осени было ясно, что Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат и Питкярантский целлюлозный завод идут на дно.

Невольно создается впечатление, что прогноз социально-экономического развития Карелии на 2013 год был подготовлен республиканскими властями по принципу «Пол. Палец. Потолок». Впрочем, неоправданный оптимизм подводил карельских чиновников все последние годы – традиция утверждать «умеренно-оптимистичный» сценарий развития региона была заложена еще при Сергее Катанандове, а в итоге республиканская казна недополучала доходы и Карелии приходилось покрывать нехватку финансовых средств внешними заимствованиями.

«Бумажные» проекты

Провальным оказался и инвестиционный прогноз на нынешний год. Вопреки запланированному росту в размере 4,5-6 процентов вложения в основной капитал карельских предприятий составили за минувшие восемь месяцев всего около 9 миллиардов рублей. Это на 35 процентов меньше, чем за аналогичный прошлогодний период.

Впору говорить об инвестиционном голоде региона, который остро нуждается в диверсификации и модернизации экономики, но карельские чиновники умудряются даже в финансовой дыре видеть «оживление инвестиционной активности». Десятки проектов, на которые рассчитывают республиканские власти, пока существуют только на бумаге или просто на словах. За примером далеко ходить не надо: из года в год в планах правительства Карелии упоминается проект реконструкции Сегежского целлюлозно-бумажного комбината под названием «Белый медведь» стоимостью почти миллиард евро. Хотя после смены собственника в «Банке Москвы», который был основным кредитором лесопромышленного холдинга «Инвестлеспром», владеющего комбинатом, многие эксперты на громком проекте поставили крест.

По большому счету, за последние несколько лет в экономике республики удалось реализовать только один крупный инвестиционный проект – строительство и пуск в окрестностях Петрозаводска первой очереди завода по производству ориентированно-стружечной плиты ООО «ДОК «Калевала». Открытие этого завода, заложенного еще при бывшем главе Карелии Сергее Катанандове, обошлось инвестору в 8 миллиардов рублей. Однако пуск второй очереди предприятия и его дальнейшая судьба во многом зависят от состояния рынка. Завод в Карелии – отнюдь не единственный производитель ориентированно-стружечной плиты в России и находится далеко от основных ее потребителей, а на Северо-Западе страны развитие малоэтажного домостроения, для нужд которого было построено предприятие, все-таки в большей степени связывают с современными клееными деревянными конструкциями. Из них в Европе возводят даже многоэтажные жилые дома, административные здания и ветряные электростанции.

Латать дыры в бюджете нечем

Очевидно, что после нынешнего обвала в экономике Карелия будет долго «приходить в себя». Некоторые ее отрасли до сих пор не могут восстановить те объемы производства, которые были достигнуты до кризиса 2008 года. Ситуацию усугубляет неясное будущее бывших флагманов карельской промышленности – Надвоицкого алюминиевого завода, Кондопожского ЦБК и Питкярантского целлюлозного завода. Над одним из них нависла угроза закрытия, другой признан банкротом, третий находится под арбитражным наблюдением, и перспектив погашения многомиллиардной задолженности пока не видно.

На сентябрьском заседании карельского кабинета министров глава республики Александр Худилайнен уже предупредил жителей республики, что в следующем году им придется затянуть свои пояса и жить по средствам. Но, судя по тому проекту регионального бюджета, который был представлен на заседании правительства Карелии, жить по средствам у республики все равно не получится. Несмотря на резкое сокращение расходов карельской казны, бюджетный дефицит на 2014 год запланирован в размере 2,8 миллиарда рублей, или 17 процентов к объему доходов. Это на 2% больше предельного размера, установленного Бюджетным кодексом РФ.

Уместно напомнить, что бюджет Карелии на нынешний год также был принят с дефицитом 17 процентов, но при обсуждении его проекта в республиканском парламенте министр финансов Игорь Усынин заверил депутатов, что правительство приватизирует находящиеся в его распоряжении акции карельских предприятий, что позволит бюджету уложиться в установленные федеральным законодательством рамки. За минувшие девять месяцев ни один госпакет акций так и не был реализован, и латать дыры в бюджете республике опять пришлось с помощью заимствований. В следующем году правительство снова рассчитывает на продажу акций, но в республике практически не осталось предприятий, приватизация государственной доли которых могла бы пополнить нищую карельскую казну. Еще в прошлом году министр экономического развития Карелии Валентин Чмиль был вынужден публично признать: «То, что ликвидно, – уже продано, а то, что неликвидно, – никому не нужно».

В ожидании юбилея

По всей видимости, спасти республику от долговой ямы может только чудо. Но нефти в Карелии нет, а пудожский «мега-проект» по разработке месторождений титаномагнетитовых и хромовых руд, на который давно уповают республиканские власти, навряд ли будет реализован в ближайшие годы из-за его огромной стоимости. Кто будет рисковать десятками миллиардов рублей в условиях ухудшения финансового положения страны и неопределенности развития мировой экономики?

Казалось бы, в такой ситуации карельские чиновники должны направить все свои усилия на то, чтобы предотвратить сползание региона в финансово-экономическую пропасть. Но у республиканского правительства до сих пор нет никакой антикризисной программы, если не считать губернаторского указа «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения бюджета Республики Карелия в сентябре-декабре 2013 года», который уже подвергся жесткой критике со стороны профсоюзов за предусмотренный документом перенос выплаты части декабрьской зарплаты на январь следующего года. У республиканских властей нет даже стратегии развития лесопромышленного комплекса, хотя лес был и остается главным богатством Карелии. Руководство республики не раз высказывалось за увеличение заготовки древесины, но зачем вырубать миллионы кубометров леса, если ЛПК несет миллиардные убытки?

Правительство делает ставку на туризм, однако многие уникальные природные территории до сих пор не имеют охранного статуса, а на реставрацию памятников культуры карельские чиновники не в состоянии найти средства ни в региональном, ни в федеральном бюджетах.

Впрочем, разваливающаяся экономика и огромные долги не мешают карельским чиновникам готовиться к 100-летию республики, которое будет отмечаться в 2020 году. Уже озвучена сумма, которую предполагается потратить на юбилей – около 3,5 миллиарда рублей. Из этой суммы ассигнования федерального бюджета составят 2,2 миллиарда, внебюджетные средства – 140 миллионов, а 1,1 миллиарда Карелии придется выложить из своего дырявого кармана. Правда, доживет ли республика до юбилейных торжеств, для многих остается неясным. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру