Не туризм, а болото

Пока одни разрабатывают стратегии развития туризма в Карелии, массовый турист проходит мимо республики и ее столицы

Жители Карелии каждый год слышат от руководителей республики, Что туризм – это наше все. Все планируют развивать отрасль, благодаря которой живут многие страны, но дальше слов дело не двигается. 

Пока одни разрабатывают стратегии развития туризма в Карелии, массовый турист проходит мимо республики и ее столицы

«Сегодня у нас туризмом занимаются все, а практически никто, – сказал на днях заместитель директора по научной работе Института экономики Карельского научного центра РАН Евгений Жирнель. – И эксперты, которые заняты в этой сфере, работают только от проекта к проекту. Следить за дальнейшей судьбой стратегии развития туризма они не могут». Собственно, и стратегии-то в нас пока никакой нет. На международном семинаре «Современный старый город: совершенствование трансграничного культурного туризма», прошедшем в администрации Петрозаводска, говорили лишь о разработке данного документа. Но представленная на семинаре Евгением Жирнелем статистика удручает – массовый турист сегодня практически ничего не знает о столице Карелии.

Одна бабка сказала…

«Заниматься аналитикой развития туризма на муниципальном уровне в российских условиях сложно, – считает заместитель директора по научной работе Института экономики КНЦ РАН. – Связано это с тем, что официальная статистика здесь практически отсутствует, а маркетинговые исследования проводятся фрагментарно. Мы провели ряд семинаров, встреч, в том числе с представителями турбизнеса и организовали их опрос, опросили и самих туристов, гуляющих по набережной Петрозаводска».

Как показали опросы, Карелия в целом и Петрозаводск в частности представляют интерес для туристов. Однако большинство гостей узнает о столице республики от родственников и знакомых. Таких туристов в Карелии – 42 процента. Только 13 процентов гостей республики получили информацию о городе через Интернет. Для массового туриста Петрозаводск – загадка.

Кто же путешествует по Карелии? Более 60 процентов клиентов туристических компаний республики составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга. Туристы из других регионов России и иностранцы посещают по путевкам Петрозаводск не часто: их среди гостей города лишь 4 и 9 процентов соответственно. «Мы сегодня практически не специализируемся на международном туризме», – констатировал Евгений Жирнель.

Для финских участников семинара это не новость. По их словам, например, жители Йоэнсуу и всей Северной Карелии имеют очень слабое представление о Петрозаводске и его достопримечательностях. «Возможно, положение изменится, когда состоится презентация нового портала vizit.karelia.ru, – сказали на встрече гости из Йоэнсуу. – Если у жителей Йоэнсуу, например, будет возможность покупать билеты в петрозаводские театры, они наверняка поедут в столицу Карелии. Главное, чтобы регулярное автобусное сообщение между нашими городами развивалось».

Непривлекательно и дорого

Что мешает развитию туризма в Петрозаводске? Почти 80 процентов опрошенных представителей турфирм в качестве одной из главных проблем назвали отсутствие общей стратегии развития туризма. В то же самое время наша беда – это не очень, если сказать мягко, привлекательное состояние городской среды. Кому же нравятся разбитые дороги и грязь? Но для представителей турбизнеса серьезными проблемами являются еще и сезонность, и высокие цены поставщиков – гостиницы, гостевые дома в республике дорогущие. «У нас практически нет мест размещения, которые находятся в низком ценовом сегменте, – сказал Евгений Жирнель. – А несоответствие привлекательности отдыха затратам на него налицо».

По данным же информационно-туристического центра, иностранные туристы сегодня сетуют не столько на дискомфорт, сколько на трудности с получением российской визы и отсутствие возможности зарегистрироваться (встать на учет в миграционной службе необходимо согласно законодательству РФ) при вселении в маленькую гостиницу или гостевой дом. Хотя те же финны не скрывают: «Навели бы порядок и чистоту в лесах, на озерах, люди бы к вам потянулись. Нынешнее состояние природных объектов туристов отпугивает».

Где исторический центр делать будем?

Петрозаводск со своим удачным географическим положением и неплохой транспортной доступностью, по мнению многих специалистов, может завлечь туриста. Потенциал у города есть. Но отсутствие концентрации каких-то объектов показа на компактной территории, например, в исторической части города, – это минус столицы Карелии. «Вместе с тем мы считаем, что у нас такая территория есть – это набережная Петрозаводска, включая квартал исторической застройки, – сказал Евгений Жирнель. – Ее и надо развивать». Представители администрации города напомнили всем об участии Петрозаводска в международном проекте «Города у воды». Вторая конференция по маркетингу прибрежных городов пройдет в столице Карелии в феврале следующего года. Петрозаводские архитекторы уже даже нарисовали модель прибрежных территорий города в 3D. Такими, какими они в перспективе могут стать: с парками и скверами, жилыми домами и иными общественными объектами, бизнес- и промышленными зонами. Красивые картинки пока остаются лишь картинками. Но после того, как общественность выступила против застройки набережной, настаивая на внесении парка Победы в единый государственный реестр объектов культурного наследия, судьба этих фантастических проектов, видимо, остается под вопросом.

Хотя и без приведения в порядок Онежской набережной у города с туристической привлекательностью проблем хватает. Значительная часть туристов, следуя через Петрозаводск до Кижей, Валаама, Соловков, не может найти интересную для себя экскурсию. «Инициатив со стороны турфирм по созданию новых турпродуктов практически нет, – говорят специалисты. – Новые экскурсии в Петрозаводске появляются крайне редко».

«Мы можем разработать, организовать разные экскурсии в разных районах города, – сказал заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе и развитию Национального музея Карелии Денис Кузнецов. – Но ни к нам турфирмы не обращаются, ни мы к ним не идем с новыми продуктами».

По мнению экономистов, для Петрозаводска характерна низкая коммерциализация туристских ресурсов. Если в музеях и проходят какие-то новые выставки, то мы не всегда «умеем на этом зарабатывать».

Некий процесс

«На вопрос, какие мероприятия турфирмы считают более эффективными, большинство ответили, что это создание интернет-сайтов и организация различных культурно-массовых мероприятий, – рассказал Евгений Жирнель. – Учитывая специфику города, его историю, экономику, наиболее перспективным, по мнению представителей туристического бизнеса, является культурно-познавательный и событийный туризм».

Что же реально в Петрозаводске будут развивать и когда мы увидим хоть какие-то результаты этой работы? Представители Института экономики КарНЦ РАН, которые с 2000 года занимаются разработкой различных документов в сфере туризма, отвечают витиевато: «Стратегия – это некий процесс. Для реализации должен существовать единый оператор, который будет им управлять. Например, это может быть туристский информационный центр. Сегодня такого оператора нет».

«Центр, который вы собираетесь создать, открыт в 2002 году, – заявили специалисты Информационно-туристического центра Карелии. – И опрос ваш не корректный. У нас проводится серьезный мониторинг, у нашего центра другие показатели. Мы готовы с вами ими поделиться».

После таких заявлений за судьбу туризма в республике и в Петрозаводске еще долго можно быть абсолютно спокойным. Будем по-прежнему без туризма. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру