Эпоха Таратунина прошла

Председатель Верховного суда Карелии не смог оставить своего преемника

18 ноября известному и уважаемому не только в Карелии человеку – председателю Верховного суда республики Борису Константиновичу Таратунину исполнится 70 лет. Поскольку для такой должности этот возраст – предельный, он уходит в отставку. 

Председатель Верховного суда Карелии не смог оставить своего преемника

Не сошлись в кандидатурах

Не случайно – и это вполне логично, что Таратунин заранее подумывал о преемнике, которого видел в своем заместителе, 56-летней Светлане Шмотиковой. По мнению многих судей, с которыми разговаривал журналист карельского «МК», она – кандидат достойный, довольно долго возглавляла Кондопожский городской суд, а в октябре 2011 года стала зампредседателя Верховного. Именно ее кандидатуру рекомендовал Борис Таратутин председателю Верховного суда России Вячеславу Лебедеву, который предлагает претендентов на должность руководителя суда субъекта РФ для рассмотрения на заседании Высшей квалификационной коллегии судей страны. Лебедев с Таратуниным согласился и внес туда кандидатуру Шмотиковой.

Одновременно в конкурсе на должность главного судьи Карелии лично пожелал участвовать 51-летний судья Ленинградского областного суда Геннадий Перфильев. Свою трудовую деятельность выпускник юридического факультета Ленинградского госуниверситета, который он закончил в 1988 году (на год позже российского премьера Дмитрия Медведева), Перфильев начал судьей Гатчинского городского суда Ленинградской области: о его работе имеется информация на сайте суда. Напомним, что губернатор Карелии Александр Худилайнен с 1987 по 2011 год работал в органах местного самоуправления того же Гатчинского района, в 2001 году став его главой. Немудрено, что Худилайнен и Перфильев, по слухам, хорошо знакомы, продолжали поддерживать отношения и после 1994 года, когда последний стал судьей Ленинградского областного суда. И потому резонно предположить, что Александр Худилайнен на должности председателя Верховного суда Карелии хотел видеть своего человека.

Этого же, поговаривают, очень хотел и министр юстиции республики Константин Этингоф. Он с 2010 по 2012 год работал помощником председателя Ленинградского областного суда и, естественно, был знаком с Геннадием Перфильевым, который, к слову, в 2005 году участвовал в конкурсе на должность председателя Ленинградского областного суда, но потерпел фиаско.

Не удалось ему сейчас возглавить и Верховный суд Карелии. Правда, с этой задачей не справилась и Светлана Шмотикова. Хотя именно ее кандидатуру одобрила Высшая квалификационная коллегия судей России на заседании 24 сентября. «Шмотикова имеет большой опыт работы на руководящих должностях в судах различного уровня, тогда как такой опыт у Перфильева отсутствует», – пишут на сайте коллегии.

В результате из борьбы за высокую должность Перфильев выбыл раньше Шмотиковой, а ее кандидатура по представлению квалификационной коллегии была недавно рассмотрена кадровой комиссией при администрации президента России. И здесь зеленый свет для кандидата Шмотиковой погас. Хотя, по имеющейся информации, члены комиссии наговорили ей немало хороших слов, каких-либо претензий не высказали.

Злые языки предполагают, что к такому, несомненно, обидному для Светланы Шмотиковой повороту событий мог приложить усилия сам Александр Худилайнен, не так давно встречавшийся с Владимиром Путиным и который в силу высокой должности вхож в администрацию президента. Мог постараться за своего «парня» и Константин Этингоф. По-человечески – это понятно. А погосударственному?! Тесная «дружба» «независимых» судебных органов с властью стала притчей во языцех.

«На меня «давить» бесполезно»

Высказать свое отношение к происходящему мы попросили Бориса Таратунина.

– Мне очень жаль, что так произошло, – сказал он. – Не изменю мнения, что Светлана Анатольевна Шмотикова – прекрасный кандидат на должность председателя Верховного суда. Вместе с ней мы были у Вячеслава Лебедева, беседовали с ним. Он тоже считает ее «нормальным кандидатом», и не случайно высшая квалификационная коллегия судей России в составе 23 человек единогласно проголосовала за Шмотикову.

– А с Перфильевым Лебедев встречался?

– Он его даже не принял, не встречался с ним, рядовым судьей Ленинградского областного суда. Тем более, что Перфильев сам подавал документы на конкурс, и его кандидатуру Высшей квалификационной коллегии судей России Лебедев не предлагал.

Не скрою, мне обидно, что в администрации президента, получается, не прислушались и к моему мнению тоже. Я целых 40 лет проработал в Верховном суде Карелии, последние 27 лет – его председателем. Судебная система республики работала и работает нормально. И в этом, без ложной скромности, моя заслуга, и немалая.

– Что же дальше? Имеют ли Перфильев и Шмотикова право снова претендовать на то, чтобы стать вашими преемниками?

– Перфильев в течение года такое право иметь не будет. Что касается Шмотиковой, то это право у нее есть, но думаю, ей нет никакого смысла на те же грабли наступать. Не могу на 100 процентов утверждать, что в следующий раз она пройдет кадровую комиссию при администрации президента. Скорее всего, это ей снова не удастся.

– Кого же вы теперь порекомендуете Вячеславу Лебедеву на свое место?

– Не отвечу на этот вопрос, не посоветовавшись с ним. Сделать это сейчас не могу, потому как он болеет, беспокоить его сейчас нельзя.

– В свете последних событий муссируется предположение, что Верховный суд восстановил Александра Чаженгина в должности первого заместителя главы Карелии далеко не случайно, по понятной причине обиды за Шмотикову.

– Пусть кто-то высказывает любые домыслы, но мы действовали по закону. Я уже как-то говорил вам, что в определенных случаях на меня пытались «давить». Тогда я заявлял и могу повторить сейчас: на меня «давить» бесполезно.

Понятно, что правительство Карелии не оставило намерений помочь возглавить наш Верховный суд «своему» человеку. Рискнем предположить, что им, действительно, может стать очередной «варяг» из питерских краев, который пожелает участвовать в новой конкурсной процедуре. И если это все-таки случится, хотелось бы, чтобы новый главный судья Карелии был, прежде всего, профессионалом, а не только «своим парнем», действующим по указке высоких покровителей.

Светлана ЛЫСЕНКО.

ДЕСАНТ ИЗ ПРИОНЕЖЬЯ

Прионежские чиновники взяли власть в мэрии Петрозаводска

Кресла трех высокопоставленных Чиновников, покинувших администрацию столицы Карелии за последние два месЯца, долго не пустоваЛИ. На днях новый мэр карельской столицы Галина Ширшина назначила своим заместителем, курирующим вопросы образования, Римму Ермоленко. Ермоленко, работавшая в мэрии в комитете по образованию с 1999 по 2002 год, а затем руководившая Петрозаводским педагогическим колледжем, сменила на посту уволившуюся по собственному желанию Ларису Подсадник.

Кто же пришел на место экс-заместителя мэра Евгения Фрейдина, подавшего в отставку в октябре? В руководители комитета экономики и управления муниципальным имуществом прочили одного из чиновников мэрии Прионежья. Заместителем Галины Ширшиной по экономике могла стать нынешний первый заместитель главы администрации Прионежского муниципального района Евгения Сухорукова. Также рассматривалась кандидатура начальника отдела архитектуры и управления земельными ресурсами мэрии Прионежья Ирины Захаренковой. Хотя некоторые не исключали и такого варианта, что сама глава администрации Прионежского района Светлана Чечиль переберется в мэрию Петрозаводска. В результате место Фрейдина заняла Сухорукова.

В администрации Петрозаводска появился и новый заместитель мэра, курирующий вопросы ЖКХ. Вячеслав Кремнев покинул пост председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства 8 ноября. Администрация города сообщила о его уходе по собственному желанию только 5 ноября. Практически никто в мэрии не сомневался, что кресло Кремнева займет начальник управления жилищного хозяйства петрозаводской администрации Дмитрий Баженов. Он, собственно, и возглавил городское ЖКХ. Об этом стало известно 12 ноября. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру