Театр вопреки

И на «чердаке» можно творить четверть века

20 ноября 2013 в 16:27, просмотров: 1496

16 ноября «ТМ» отметил свой 25-й день рождения. Отметил довольно скромно. 

Театр вопреки

 Без двухдневных гуляний на большой сцене филармонии, как это было пять лет назад. Без приглашения друзей и коллег со всей России. Актеры просто представили публике свой новый спектакль «Двое в большом городе» от «золотомасочника» Бориса Цейтлина и затем повеселились в узком кругу в Доме актера. Но зрителям, соскучившимся по праздникам в любимом театре, переживать не стоит. Актеры обещают весной достойно отметить свой юбилей парадом премьер. В течение недели публика сможет увидеть премьерные спектакли, выпущенные в нынешнем сезоне.

«Ну что было сейчас вытягивать из себя жилы? – говорит Заслуженная артистка России и Народная артистка Карелии Елена Бычкова. – Сейчас ведь очень важно заработать. И на этот юбилей нам нужно накопить денег. Ситуация-то в театре сложная».

«Взрывы» в театре начались в Петрозаводске

У театра «Творческая мастерская» всегда все складывалось непросто. В середине 80-х восемь актеров – Олег Белонучкин, Людмила Живых, Елена Бычкова, Владимир Мойковский, Людмила Зотова, Геннадий Залогин, Галина Москалева, Тамара Румянцева – решились на отважный поступок. Они стали играть то, что считали нужным играть, поставив своими силами спектакль по только что опубликованной повести Бориса Васильева «Завтра была война». С этой постановки, которая имела огромный успех в Петрозаводске, и началось рождение «Творческой мастерской». Великолепная восьмерка, которая без декораций, с одним патефоном, смогла заставить зрителя плакать над судьбой 9 «Б», покинула стены Русского драматического театра, где зарплату платили стабильно и давали путевки в санаторий. К артистам, не желающим тратить свою жизнь на склоки и интриги в казенном театре, чуть позже примкнули Александр Лисицын, Людмила и Валерий Баулины, Валерий Чебурканов.

«Мы уходили в никуда, – вспоминает Елена Бычкова. – У каждого была семья, проблемы. Это, значит, степень нашей готовности, нашего протеста достигла точки кипения. Может, поэтому у нас всегда так сложно. Наш театр – это театр вопреки. Но мы не позволяли себе жаловаться. Потому что на эту жизнь сами себя обрекли. Это было наше решение. И мы всегда гордились тем, что театр возник на неформальном объединении».

Артисты-бунтари в течение нескольких лет были бездомными, но веру в лучшие времена не теряли. Они поставили «Печальный детектив» по Астафьеву, «Передай дальше» Никольской, «Княжны» Мишарина. Играли на сцене Дома актера, в залах ДК и предприятий, получая копейки. При этом актеры работали и реквизиторами, и гримерами, и художниками, и монтировщиками.

«Когда мы привезли в Москву 50-й спектакль «Завтра была война», меня, как постановщика, там взяли под локти и повели… – рассказывает Елена Бычкова. – Михаил Александрович Ульянов предложил нам стать Карельским филиалом Всероссийского объединения творческих мастерских. В то время Мальцев и Ульянов доказывали всем, что актеры должны объединяться в креативных, творческих организациях по системе «идея и люди». Нам платили минимальную зарплату. Никто даже не чирикнул. А дальше вступает в силу какой-то процесс – мы становимся государственным театром. У нас появляется художественный руководитель Иван Петрович Петров, вместе с которым мы выпускаем «Плаху» по Айтматову. Премьера спектакля состоялась 16 ноября 1988 года. Этот день мы считаем официальным днем рождения театра. Так что театр «ТМ» вылетел, как пробка из шампанского, на стыке времен. Кто-то в это время на всероссийском съезде СТД сказал, что «взрывы» в театре начались не со МХАТа, который разделился, а с Петрозаводска. Да, мы создали свой театр на волне перестройки, правда, не зная еще такого слова».

Будем жить!

Богаче актеры «Творческой мастерской» и тогда не стали. Например, они дежурили на каждом спектакле. Понятие «помощник режиссера» было, а вот денег на то, чтобы оплатить работу этого специалиста, поначалу не было. Так что артисты всегда внимательно следили за тем, как кто играет, и безумно радовались успехам коллег.

«Мы не умели просить, – говорит Народная артистка Карелии Бычкова. – Мы считали, что это недостойно. И сегодня, когда говорят «спонсор», у меня вспыхивают уши. А наш замечательный директор Гена Залогин, царствие ему небесное, мог все. Это удивительная легкость, с которой он мог пойти и добиться и при этом всем остаться должным. У него все были друзья. Это не каждому дано».

Случайных «пассажиров» в жизни «Творческой мастерской» практически никогда не было. Театральные люди, которые отдают себя делу, не задумываясь, как это трудно, работали и на сцене, и в цехах. И молодежь, которая приходила в театр – студийцы Ивана Петрова, главного режиссера, отдавшего «мастерской» 18 лет своей жизни, и курс Александра Побережного-Береговского, – воспитана в лучших традициях «ТМ».

«Было бы странно, если бы я не верила в то, что наш театр будет жить, – смеется Елена Бычкова. – Что-то сохранилось наше в этих стенах. Если это можно назвать стенами. Наверное, нам давно следовало подумать над тем, что нельзя всегда жить на чердаке. 25 лет провести в каморках Дома политпросвещения, где два раза поменяли кресла, вставили окно и чуть-чуть привели в порядок электрику. Причем все ремонты, сроки которых постоянно затягиваются и которые не дают нам нормально работать, начались только при новом директоре Александре Побережном-Береговском. Покажите мне еще один такой театр, где одна грим-уборная женская, а вторая мужская. К сожалению, из-за материально-технических проблем мы не всегда можем реализовать свои планы, поставить спектакли, которые хотим поставить».

Несмотря на все трудности, которых в жизни юбиляра хватает, актеры надеются на своего нынешнего директора Александра Побережного-Береговского. Многие считают, что только он понимает и знает, что сегодня нужно делать с репертуаром уже Театра драмы Карелии «Творческая мастерская» (волею чиновников «ТМ» получил новый статус) и театром вообще. Лидер «мастерской», не потеряв постоянного соавтора театра режиссера Андрея Тупикова, сделал театр открытым для экспериментов известных постановщиков. И спектакли, которые были выпущены в последние годы Борисом Цейтлиным и Сергеем Стеблюком, стали гордостью «Творческой мастерской». «Королева красоты», «Двое в большом городе», «Гранатовый браслет» уже стали «золотым» фондом театра. Так что, как бы ни хотели «доброжелатели», а похоронить театр, который бунтует не на площадях, а на сцене, на своем «чердаке», не удастся.

«Я очень верю в студийцев Александра Лазаревича, – сказала Елена Бычкова. – Это такой букет талантов, индивидуальностей! В «Ночь театров» они представят свой новый спектакль. Уверена, публика не останется равнодушной. С такой молодежью у нас будет шикарное будущее. И вообще в России театр не убить. В России поэты больше, чем поэты, и театр больше, чем театр. Ребята, будем жить!»





Партнеры