Транспортный тупик

Пока мэрия Петрозаводска воюет с «маршруточниками», крайними оказываются горожане

В минувший понедельник неожиданно для всех на линии в Петрозаводске не вышли почти 200 маршруток – водители объявили забастовку и отказались выходить в рейс. 

Пока мэрия Петрозаводска воюет с «маршруточниками», крайними оказываются горожане

В результате многие горожане опоздали на работу, а троллейбусы элементарно не смогли вместить всех желающих. В районах, где троллейбусы не ходят, люди вообще остались без общественного транспорта. В чем же причины сложившегося конфликта?

«Во всем виноват демпинг!»

Фактически утром вышли только автобусы, обслуживающие маршруты №3, 20 и 25. Об этом городские власти узнали в 7 утра, когда горожане, ни о чем не подозревая, собирались на работу. Оказывается, водители нескольких транспортных компаний (ООО «АТП 2», ООО «Транспортная Компания», ООО «АТП 3», ООО «Авто Сити», ООО «АТП №4 «Тосноавто», ООО ТК «Паллада») все праздничные дни были недовольны тем, что троллейбусы снизили стоимость проезда с 17 до 10 рублей, почувствовали, как снизилась выручка, и предъявили требования своим руководителям. Они попросили снизить стоимость проезда в автобусах, а также пересмотреть порядок начисления зарплаты и премирования вне зависимости от собранной выручки.

Об этом стало известно спустя четыре часа после забастовки из письма руководителей данных предприятий, которое они разослали в редакции СМИ. В письме они практически обвиняют мэрию Петрозаводска в разразившемся кризисе. «Ситуация в наших коллективах неоднократно дестабилизировалась в течение всего года, о чем сообщалось в прокуратуру и администрацию города», – говорится в письме.

Из текста следует, что в компаниях, в праздники и после, неоднократно проводились собрания с трудовыми коллективами. Более того, 10 января они отнесли в мэрию и зарегистрировали уведомление о проведении пикета 21 января у здания администрации города. Но не дождались и решили саботировать перевозки уже 13 января. Если верить сообщению руководства перевозчиков, на импровизированный пикет на Путейской пришлось вызывать даже ФСБ.

«Социальную напряженность не удалось удержать в границах контроля. Сегодня утром часть водителей отказалась выполнять свои должностные обязанности, выезжать на линию и перекрыла выезд для других водителей. Для поддержания правопорядка на территорию предприятий были вызваны сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, ФСБ», – пояснили перевозчики.

Им оказалось непонятно, как и зачем городские власти и ПМУП «Городской транспорт» снизили стоимость проезда в троллейбусах до 10 рублей. Еще в декабре 2012 года предельный размер тарифа за одну поездку в троллейбусе был установлен на уровне 17 рублей, и весь 2013 год эта сумма не менялась. В декабре 2013 года экономически обоснованный тариф составил 27 рублей, что может быть вполне оправдано после подорожания энергоресурсов.

«Мы не можем объяснить, каким образом предприятие, находящееся в одной из стадий банкротства, обосновав на комиссии себестоимость проезда в размере 27 рублей, снижает стоимость проезда до 10 рублей», – пояснили перевозчики. Более того, 27 декабря 2013 года временный управляющий «Городского транспорта» зарегистрировал обращение о запрете совершать на предприятии действия, направленные на изменение условий публичного договора перевозки транспортом в части тарифа 10 рублей, а 30 декабря Арбитражный суд Карелии удовлетворил данное заявление.

Действительно, это кажется не совсем логичным. «Городской транспорт» имеет 90 миллионов рублей долгов. В 2013 году по этой причине приставы арестовали 15 троллейбусов. На предприятии была введена процедура наблюдения и назначен внешний управляющий.

Побочный экономический эффект

У руководства мэрии и «Городского транспорта» на сложившуюся ситуацию свой взгляд. Галина Ширшина срочно выехала к маршруточникам и потребовала вывести технику на линии и возобновить пассажирские перевозки. В противном случае мэр пообещала расторгнуть договоры с действующими перевозчиками и найти новых, более добросовестных.

А исполняющий обязанности директора ПМУП «Городской транспорт» Андрей Афанасьев вдобавок сравнил доходы перевозчиков с «маслом на хлебушке», говоря, что его слой может быть разным. По его словам, и речи не может быть ни о каком демпинге – есть лишь чистая экономика. В частности, удешевление проезда привело к увеличению числа пассажиров в троллейбусах. Их количество увеличилось на 45-52%. Кроме того, доходы предприятия, по заверениям Афанасьева, также выросли в январе на 10-12%.

«Сегодняшние действия, которые произвели наши коллеги, не выйдя на линии, это один из побочных факторов», – сказал Афанасьев, добавив, что, возможно, предприятие наймет автобусы, чтобы заменить действующих перевозчиков, если возникнет потребность.

«МУП «Городской транспорт» на сегодняшний день не имеет автобусов для осуществления перевозок на автобусных маршрутах. Однако у нашего предприятии имеется лицензия на осуществление автобусных перевозок, и если администрация города посчитает необходимым такой вид деятельности на нашем предприятии развивать, то, скорее всего, будут предприняты все необходимые для этого шаги. Если возникнет потребность, мы справимся с этой задачей», – заявил Афанасьев.

Предполагается, что окончательную точку в возникшем конфликте поставит прокуратура и антимонопольная служба – стороны написали заявления в данные ведомства, и петрозаводская прокуратура уже начала проверку. При этом ни одна из сторон не дает гарантий, что подобное не повторится в ближайшем будущем.

После прекращения забастовки перевозчики приняли решение о снижении стоимости проезда на всех маршрутных линиях до 15 рублей. В официальном сообщении транспортных предприятий говорится, что это произошло «в связи с произведенным демпингом цен на общественном транспорте».

Что касается администрации города, то она еще раз подтвердила свое намерение расторгнуть договоры с действующими перевозчиками, которые допустили в Петрозаводске транспортный коллапс. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру