Как в сказке: три пути
Первые последствия нового закона жители Карелии должны почувствовать в самом скором времени: постановлением правительства утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт. Составит он 6 рублей 30 копеек на один квадратный метр общей площади помещения.
До сих пор плата за капремонт в квитках была, что называется, плавающей: работы проводили управляющие компании, собирая затем плату с жильцов. У хороших УК это получалось: совместными усилиями удавалось починить крышу, покрасить фасад, заменить стояки. Если жильцы платить отказывались – ремонта и не было. Теперь эта система ломается, и нет твердой уверенности, что будет лучше.
У жильцов, по сути, есть три пути аккумулирования средств. Во-первых – создать ТСЖ, и тогда все деньги, что платит дом за капремонт, будут копиться на банковском счете ТСЖ, а расходоваться по желанию собственников квартир. Если ТСЖ в доме нет, то жильцам предлагается на выбор: либо копить деньги на общем счете регионального оператора, в качестве которого и выступает Фонд капитального ремонта, либо все у того же оператора, только уже на индивидуальном, особом счете своего дома.
В первом случае деньги складываются в общий котел, и на них по очереди будут ремонтироваться дома в вашем городе или районе. При втором варианте накопления тратятся только на ваш дом – но и копить, понятно, придется долго.
По всей видимости, выбор будет обуславливаться тем, когда ваш дом собираются ремонтировать. Если через два года – логика подсказывает сбрасываться в общий котел, чтобы ремонт был оплачен остальными «вкладчиками». Если же до ремонта все равно ждать лет 20, то имеет смысл хранить деньги «в чулке», то бишь на отдельном счете. Там, возможно, еще и процент капать будет.
На то, чтобы выбрать способ накопления, нам всем отведено 6 месяцев. Если решение жильцами принято не будет – это сделает муниципалитет. И он, скорее всего, отдаст деньги в общий котел.
Вершки и корешки
На сегодня возникает немало вопросов по ситуации с капремонтами в целом и по будущей деятельности Фонда как регионального денежного оператора – таково мнение Ларисы Ждановой, депутата Законодательного Собрания Карелии, которую коллеги делегировали в Попечительский совет Фонда.
Во-первых, Фонд – некоммерческая организация, то есть не может зарабатывать деньги. Но по закону региональный оператор может тратить в год не более 90 процентов имеющихся средств, оставшиеся же 10 процентов должны храниться «в загашнике». По подсчетам Ждановой, в год сумма остатка составит порядка 100 млн. рублей. Где их хранить? Естественно, в банке. Но тогда Фонд будет получать доход в виде процентов, начисленных на эти вклады, то есть зарабатывать. На вопрос, заданный Ларисой Ждановой на комитете по ЖКХ, зачем на счету фонда нужно оставлять в первый год более 300 миллионов, а в последующие – порядка 100, где будут храниться эти деньги, на что будут тратиться проценты с вкладов – чиновники ясных и четких ответов не дали. Более того, поинтересовались, откуда взялись у депутата эти цифры.
– Я просто помножила число жителей республики на количество квадратных метров на одного жителя (есть такие статистические данные) и на сумму взноса на капремонт, – говорит Жданова. – Даже если часть этих метров – частное жилье, то все равно за год в фонде может аккумулироваться около миллиарда рублей. Сумма огромная, и контроль за ней должен быть жесточайший.
Большие проблемы ожидаются и с составлением программы: люди наверняка разойдутся во мнениях, чей дом нужно ремонтировать раньше. Как убеждена Лариса Жданова, конфликты и даже судебные иски – неизбежны. Единственный выход, по мнению депутата, сделать процесс формирования программы (читай – списка очередности домов на ремонт) максимально прозрачным и представить ее проект на широкое обсуждение.
По закону Фонд не может содержаться на средства, которые вкладывают в него люди, – аренду помещения, зарплату работникам, коммунальные платежи и все остальное должна платить республиканская казна, это будет предусмотрено в бюджете. Но ответственность за неисполнение обязательств подрядными организациями несет региональный оператор. Вопрос: какими деньгами? Республика, как учредитель Фонда, субсидиарно отвечает за его обязательства, но за все ли? Если на проводимом фондом конкурсе выиграет нечестный подрядчик и деньги на ремонт конкретного дома пропадут – из каких средств будет компенсирована потеря? Из средств Фонда или из бюджета республики? Жданова считает, что именно бюджет должен нести полную ответственность за регионального оператора – тогда и контроль со стороны правительства будет жестче.
Цена вопроса
Вызывает недоумение и размер ежемесячной платы: 6,3 рубля за кв.метр – деньги для многих немалые, и в общероссийской статистике, при средней цене 6 рублей, мы едва ли не самые «жадные». Например, в Новокузнецке эта сумма составляет 3,3 рубля. В Питере и того меньше – 2,5 рубля. В Тверской области дифференциация: 7,7 руб. для домов с лифтом, 5,6 – без лифта и 4,4 – для неблагоустроенного жилья. Логика подсказывает, что и в Карелии нужно, во-первых, ввести дифференцированный подход, а во-вторых – обеспечить льготы пенсионерам и ветеранам.
Кроме того, Жданова настаивает на введении государственного кредитования капитальных ремонтов – ее законодательная инициатива на этот счет была направлена премьер-министру Дмитрию Медведеву несколько месяцев назад:
– Граждане все равно будут платить, – считает Жданова. – Но одно дело – платить и через 25 лет получить отремонтированный дом, и другое дело – получить отремонтированное имущество, а потом 10 – 15 лет за это расплачиваться. Причем процентную ставку должно гасить государство – сумасшедших нет брать кредит под существующие проценты.
Что интересно: идею с кредитованием капремонта жилых домов совсем недавно высказал и российский Минстрой. Сами ли чиновники до этого додумались или взяли на вооружение идею карельского депутата – неизвестно. Но аргументы, которые приводил министр ЖКХ, – те же, что высказывала Жданова в своем обращении к Медведеву.
Время подумать
Итак, у нас есть 6 месяцев на то, чтобы определиться со способом накопления денег, еще месяц уйдет на «усушку и утряску». Только тогда мы получим первые счета за капремонт, которые мы уже обязаны будем оплатить. Что же изменится к этому времени для жителей Карелии, кроме суммы в «квитке»?
По мнению Ждановой, если собственник жилья сам не проявит активности – ничего. Будет платить, возмущаться очередным побором, и все. Ну, еще самые плохие дома будут в первоочередном порядке отремонтированы на радость жильцам – за счет фонда, собранного земляками.
А вот если актив дома изучит программу, примет взвешенное и разумное решение, как и на что тратить деньги, добьется внесения этих предложений в программу, будет жестко контролировать качество ремонта и смету расходов, – тогда изменения в законе начнут работать на людей.
По мнению Ларисы Ждановой, даже из наших бедных карельского и местных бюджетов необходимо в будущем году предусмотреть софинансирование программы капремонта. Пусть это будет всего несколько миллионов, но они покажут людям, что государство в лице республики готово помогать в самом главном: обеспечении безопасности и повышении качества жизни в наших домах.