«Рогатый» против «безрогого»
Участники митинга, организатором которого выступил городской Совет ветеранов, вину за происходящее возлагают на карельское правительство, которое якобы лоббирует интересы конкурентов муниципального транспорта – владельцев частных маршруток – и тем самым потворствует повышению стоимости проезда и отмене проездных.
А предваряло выступление записанное на пленку и несколько раз прокрученное обращение к главе республике, зачитанное голосом известного в городе радиоведущего. Александра Худилайнена призвали «определиться, с кем он – с перевозчиками или с народом». Впрочем, услышать этого руководитель региона не мог физически: как оказалось, 14 и 15 мая он работал в Москве.
Претензии выступавших были довольно хаотичны. Основной лейтмотив: троллейбусы – хорошо, частные маршрутки – плохо. Галина Карасова, председатель городского Совета ветеранов:
– Обслуживание маршрутов (частниками. – Ред.) оставляет желать сегодня лучшего: прокуренные салоны, грубое обращение, несоблюдение графика... Я всего не буду перечислять – по-моему, и этого достаточно.
На фоне монструазных маршрутчиков – явные успехи троллейбусников, достигнутые после снижения цены до 10 рублей. Цифры привел Алексей Петухов, заместитель председателя профсоюзной организации МУП «Городской транспорт»:
– В первом квартале 2014 года получена прибыль в размере 1,6 миллиона рублей. Наблюдается значительное увеличение пассажиропотока – на 45 процентов. В результате роста доходов у предприятия появилась возможность для приобретения запчастей, подвижного состава… В настоящее время на предприятии работает 518 человек. За период с момента введения процедуры наблюдения, с 13 октября 2013 года перечислено в бюджет налогов и сборов на сумму 44,5 миллиона рублей.
Что ж, менеджеров предприятия остается только поздравить. Хотя если бы мне из городского бюджета выделили 112 миллионов рублей (именно столько должно получить МУП «Городской транспорт» в 2014 году), я бы тоже процветал.
Отсель грозить мы будем…
Резолюция, принятая участниками митинга, суровой не выглядела: если глас народа не будет услышан, организаторы пригрозили устроить еще один митинг. Но при этом так и осталось неясным, какие конкретно действия должно произвести правительство Карелии для сохранения 10-рублевого проезда в петрозаводских троллейбусах. Впрочем, они и не понадобились: буквально через пару часов после окончания акции предприятие «Городской транспорт» объявило о сохранении цены на проезд до конца мая. При этом в руководстве предприятия сослались на просьбу городской администрации. Вопрос: к чему было митинговать у стен правительства республики? Однозначного ответа нет, а вот версии есть. Главная из них – борьба за сохранение стоимости билетов была лишь поводом «побряцать оружием» определенным политическим кругам. В целом акция, по моему мнению, была направлена на демонстрацию народной поддержки петрозаводской градоначальницы Галины Ширшиной.
Подоплека
Судите сами. Во-первых, недавно назначенная председателем городского Совета ветеранов Галина Карасова на выборах петрозаводского мэра была одним из основных доверенных лиц Галины Ширшиной. Перед выступлением на митинге она у всех на глазах консультировалась с депутатом ЗС Анастасией Кравчук – супругой близкого к Ширшиной бизнесмена Василия Попова. Судя по поведению депутата, к организации действа она имела самое непосредственное отношение.
Во-вторых, часть транспарантов в руках митингующих говорили о политическом характере акции: прямые, хоть и неконкретные обращения к главе республики, призывы «не мешать работать мэру» и даже требование губернатору подать в отставку.
И самое интересное: как мы уже писали, организаторы митинга заявили предполагаемое число участников в 3 тысячи человек. Согласно федеральному Закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», при проведении подобного рода массовых мероприятий существует так называемая норма заполняемости, она составляет 1 квадратный метр на человека. Как сообщил наш источник в полиции города, организаторы собирались использовать обе стороны проспекта Ленина, возле правительства и через дорогу от него. Если грубо рассчитать площадь этого «плацдарма», а потом вычесть площадь проездов для транспорта, то 3000 квадратных метров на данном участке никак не выходит. Официально в акции были заняты около 500 человек, и люди на огороженном «пятачке» стояли очень плотно. Представьте, что было бы, будь их в шесть раз больше?
Более того: проведение публичных мероприятий должно быть запрещено, если они могут «… создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств». А в данном случае для пешеходов была оставлена узкая полоска асфальта, которая моментально блокировалась, стоило кому-нибудь остановиться, чтобы поглазеть на происходящее. Людского затора и давки на главной улице карельской столицы не возникло только усилиями заметно нервничавших полицейских, которые вежливо, но настойчиво просили прохожих либо присоединиться к акции, зайдя за ограждение, либо идти дальше.
Если бы у стен правительства действительно собралось 3 тысячи человек – народ бы «выдавило» на проезжую часть, и в мэрии этого не понимать не могли. Но разрешение дали – и это, на мой взгляд, третье обстоятельство, доказывающее, что целью акции была демонстрация силы «поповской» группы, поддерживающей Галину Ширшину. К кому еще местная администрация проявила бы такую лояльность?
А может, это и было целью – показать, что тротуар не в силах вместить количество возмущенных горожан? Как эффектно смотрелся бы на экранах телевизоров массовый исход граждан на дорогу, приостановка уличного движения, мечущиеся полицейские… Сразу понятно, что кое-кто не контролирует ситуацию.
Обратный эффект
Впрочем, если такие планы и были, они не сбылись – видимо, народ проявил недостаточно интереса. Ведь 10-рублевый проезд, по моему мнению, был всего лишь поводом собраться – изрядно притянутым за уши, но, похоже, единственным, позволявшим хоть как-то пристегнуть чисто городскую проблему к республиканским властям. В противном случае – почему троллейбусники возвестили «благую весть» о сохранении цены на билет только после окончания митинга?
Теперь, по логике вещей, правительство должно как-то отреагировать. И какую форму примет эта реакция, я сказать затрудняюсь. Понятно одно: несколько раз разыграть «билетную» карту, сначала изрядно напугав пенсионеров повышением цены на проезд, а затем явив себя в роли спасителей, у организаторов митинга может не получиться. И тогда их планы будут сорваны без всякого участия карельских властей.