Прощай, офис – пора в отпуск!

«МК» в Карелии» поинтересовался у специалистов, как сделать, чтобы поездка к теплым морям оставила только приятные впечатления

Активная фаза туристического сезона уже не за горами. Покупаются купальники и шорты, пишутся заявления на отпуск, изучаются предложения турфирм о путевках в заморские страны. Приятные хлопоты! Но иногда после вояжа на пляжи и курорты воспоминания об отдыхе оказываются безрадостными. О том, что омрачило отдых некоторых петрозаводчан в прошлом сезоне и как защитить себя еще на стадии планирования поездки, – в нашем сегодняшнем материале. На вопросы «МК» в Карелии» отвечала заместитель руководителя карельского Управления Роспотребнадзора Галина Бондаренко. 

– Галина Евгеньевна, жаловались ли туристы на качество поездок в прошлом году?

– В 2013 году в адрес Управления поступило 14 письменных обращений граждан, связанных с нарушениями прав потребителей при предоставлении туристских услуг (в 2012 году – 6). Суть вопросов, содержащихся в обращениях потребителей туристических услуг, в основном заключалась в следующем:

– непредоставление турфирмами полной информации о туроператоре, турагенте;

– непредоставление или предоставление не в полном объеме информации об основных потребительских свойствах туристского продукта;

– включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителей;

– ненадлежащее оказание услуг, входящих в туристский продукт;

– отказ в возврате полной стоимости турпродукта за неиспользованную путевку.

На защите прав туристов стоит суд. В 2013 году наше управление участвовало в рассмотрении гражданских дел в защиту прав потребителей туристских услуг, нами были даны заключения по двум делам. По результатам их рассмотрения суд удовлетворил требования потребителей. В частности, по одному иску в пользу потребителей было присуждено 15 тысяч рублей, в том числе 1 тысяча – в качестве компенсации морального вреда.

– На что следует обращать внимание при подписании договора об оказании туристических услуг, чтобы избежать недоразумений?

– При заключении договора необходимо обращать внимание на информацию о туроператоре или турагенте, о туристском продукте, о способах связи с туроператором, сформировавшим туристский продукт (адрес сайта в Интернете, адрес электронной почты и другие сведения, которые могут пригодиться при разрешении претензий).

– Какие нарушения допускают турфирмы наиболее часто?

– Основная доля выявленных нарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность – нарушение иных прав потребителей в части включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Это одностороннее изменение условий договора, ограничение права на альтернативную подсудность, удержание штрафа за расторжение договора туристом, установление дополнительных обязанностей для туриста и др. Также это нарушения в части предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

– Возможно ли изменение цены в сторону увеличения после того, как путевка уже куплена?

– Изменение цены, после того как путевка куплена, неправомерно.

– Имеют ли право турфирмы расторгнуть договор в одностороннем порядке?

– Это также неправомерно. Согласно Гражданскому кодексу, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами или договором. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Поскольку в договорах одной из сторон является потребитель, то одностороннее изменение условий обязательств либо отказ от их исполнения допустим только в случаях, предусмотренных законом, а не договорами.

Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» дает каждой из сторон право потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К таковым относятся:

– ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;

– изменение сроков совершения путешествия;

– непредвиденный рост транспортных тарифов;

– невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

– Правомерно ли отказаться от поездки и получить уплаченные деньги в полном объеме? В какие сроки это можно сделать?

– Потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю только фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Это право не зависит от сроков.

– Что делать, если вы не удовлетворены качеством услуги? Как зафиксировать нарушения? Куда и в какие сроки обратиться по приезде домой?

– Порядок предъявления претензий на качество предоставленной услуги установлен законом – они предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. Турист вправе фиксировать нарушения условий договора любыми способами – показаниями свидетелей, фото- и видеосъемкой и т.п. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру