Они живые
– Александр Михайлович, наши дороги ни разу не обхаял разве что самый ленивый или святой человек. А как вы, профессионал, оцениваете их состояние в Олонецком районе?
– Дороги – они ведь живые. И как люди, как животные, тоже болеют. Если их не ремонтировать десятками лет, они приходят в негодность, разрушаются, а потом появляются справедливые нарекания пользователей. Мы содержим дороги Олонецкого района, но пакет данных работ, к сожалению, небольшой – это грейдеровка, засыпка небольших ямок, профилировка обочин, подкраска знаков и т.д. Но глобальных ремонтов уже давно не проводится. У республики нет денег на эти цели, я понимаю. Да и не дешевые эти ремонты, надо признать.
– А сколько стоит отремонтировать один километр асфальтовой дороги?
– Я назову другую цифру: чтобы положить один квадратный метр асфальтовой «заплатки» толщиной 4-5 см, требуется примерно 500 руб. И это минимальная цена! А мы в нашем районе обслуживаем 354 км дорог республиканского значения и 81 км дороги федеральной трассы «Кола». Калькулятор есть? Вот и считайте, какие средства требуются, чтобы все дороги отремонтировать.
– Но ведь есть какие-то федеральные программы…
– Конечно, есть. И те, кто постоянно ездит по трассе «Кола», не могли не заметить, как она изменилась за последние годы. Есть три уровня содержания дороги – «допустимый», «средний» и «высокий». Сейчас мы «середняки». Но через год-два уровень станет «высоким». Поверьте на слово, это очень серьезные требования. Совсем скоро изменения заметят все автолюбители и «дальнобойщики».
– Трасса – это хорошо. А дороги поселений тоже изменятся?
– С этого года в каждом поселении будет формироваться свой дорожный фонд. Деньги в него будут поступать из акцизов на нефтепродукты. Местные Советы и администрации имеют право сами распоряжаться ими, но расходовать строго на дорожные ремонты. В Олонецком районе по плану на 2014 год должно набраться в поселенческих дорожных фондах около 12 млн. рублей. Из них порядка 6 млн. 900 тыс. руб. – это город Олонец. Но это по плану, а фактически может быть и меньше. По итогам года посмотрим, как будет действовать эта система.
Глава о главном
– Значит, основная проблема Олонецкого района – это дороги?
– Как дорожник, я должен ответить «да». Но ведь этот вопрос, как я понимаю, адресован уже не директору, а главе района? И как глава, я говорю, что на первом месте должна быть экономика района. Это развитие малого бизнеса, привлечение инвесторов в район, стабильная работа сельхозпредприятий. Хотелось бы, чтобы часть предпринимателей, которые работали у нас и закрыли свои предприятия из-за непомерного налогового бремени, сейчас, в изменившихся условиях, вернулись и начали работать заново. И районный Совет, и администрация вместе с ее главой Сергеем Прокопьевым настроены на то, чтобы им помогать. Заработает хорошо экономика – будут средства и на различные социальные программы.
– А на второе место какую проблему вы ставите?
– Наведение чистоты в районе. Мы привыкли возмущаться, что вокруг грязно, а сами ничего не делаем, чтобы стало чище. Я приведу пример, как руководитель предприятия: мы самосвалами вывозим мусор на свалку только с трассы «Кола». Вы представляете, сколько мусора выбрасывается из окон проезжающих машин? А сколько всякой дряни набросано на побережье Ладоги?! Пора понять, отдохнул на берегу, изволь за собой убрать! Я знаю финского предпринимателя, так он сказал так: мы к тому, чтобы стало чисто, шли 50 лет. Столько понадобилось, чтобы приучить убирать за собой. Приучим – будет чисто. И тогда не придется тратить много денег из бюджета на коммунальные службы. У нас нет таких возможностей за каждым убирать, и не должно так быть. Главное правило чистоты: не надо сорить! Иначе можно любые программы принимать, вкладывать кучу денег, но чище от этого не станет. Эта проблема по-настоящему важная, ведь наш район примыкает к Ладожскому озеру, райцентр стоит на берегах двух рек, и кому, как не нам, надо начать работать над сохранением водных ресурсов для детей и внуков.
– Первое – экономика, второе – чистота. А третье?
– Дороги.
– Действительно, дорожник не мог ответить иначе. Но о дорогах уже шла речь, поэтому такой вопрос: что нужно делать, чтобы решить не только три перечисленные проблемы, но и все остальные?
– Нужна консолидация всех здоровых сил в районе. В том числе и в органах власти. Жесткое противостояние, которое порой бывает по политическим мотивам, мешает всем. Мы все должны работать на конечный результат, а не заниматься политиканством.
Простой пример. После назначения главой администрации района Сергея Прокопьева представителями оппозиции был инициирован судебный процесс, в котором ставилась под сомнение законность его назначения. Но я сам работал в комиссии и могу определенно заявить: все было законно! Что и подтвердил суд. В этой связи хочется поблагодарить наших оппонентов за видеозапись сессии, представленную в судебном заседании. Именно она позволила суду убедиться, что все было сделано в рамках правового поля.
– Может, претензии оппонентов были в основном не к процедуре назначения, а к личности назначаемого?
– Возможно. Но я знаю Сергея Прокопьева давно, он работал начальником ГИБДД, а потом зам. начальника РОВД района, и нам приходилось сталкиваться по разным рабочим вопросам. Он требовательный руководитель и, думаю, сумеет справиться с задачами, стоящими перед районом. Наверно, у него есть какие-то недостатки, как у каждого человека, но его достоинства перевешивают. Посмотрим, ведь все в наших руках. Если не справится, мы ведь и претензии предъявить можем.
Жизнь дороженькой бежит
– Хорошо быть главой и оценивать работу других. А как бы вы, будучи главой района, по пятибалльной шкале оценили бы работу «Олонецавтодора»?
– Содержание трассы «Кола» на твердую «четверку».
– Почему не на «пять»?
– Понимаете, я ведь уже 42-й год работаю на предприятии. Начинал водителем, работал мастером, прорабом, главным инженером. В иных организациях не работал, так кому, как не мне, видеть недостатки и достоинства, перспективы, которые у нас есть.
– И каковы же перспективы «Олонецавтодора»?
– Хорошие. Наш коллектив много лет содержанием дорог занимается и способен справляться с любыми задачами. Единственное, что меня беспокоит, – это обеспечение кадрами инженерно-технических работников. Мы очень тщательно подбираем их, ведем отбор, но трудно среди молодежи, не в укор ей будь сказано, найти хороших, добросовестных, грамотных специалистов. Очень трудно! Несколько другие потребности у молодых специалистов. Хотя они закончили дорожные специализированные учебные заведения, но большого желания работать по специальности у них я не вижу.
– Значит, если уйдете из директоров, то в «Олонецавтодоре» могут быть проблемы?
– Нет, как раз в этом отношении проблем не будет. У нас есть люди, которые уже сейчас способны возглавить предприятие. Кстати, есть и молодые специалисты, вот недавно закончил университет по специальности «строительство и ремонт автомобильных дорог» наш стипендиат Дмитрий Кегноев. Так что кадровый голод пока не наступил, но есть беспокойство: кто будет работать через 5-10 лет на ответственных постах? Ведь наша работа требует круглосуточной готовности, как у полиции или пожарных. В любой момент могут дернуть из дома по тревоге. Хотя на трассе «Кола» и установлены метеорологические станции, которые позволяют считывать метеоусловия и своевременно принимать адекватные меры. Сигналы передают диспетчеру, который работает круглосуточно. Тот же сигнал получает диспетчер управления автомобильных дорог, и в Москву он же идет. Так что в любой момент нам могут задать вопрос: что у вас там на вашем участке творится?
– А что эти станции-соглядатаи сообщают?
– Температуру воздуха, скорость ветра, влажность, температуру покрытия дороги, сведения об осадках. И каждые 15 минут фотография передается. Еще отслеживается интенсивность движения транспорта – от малых видов и до тяжеловозов.
Конфликта нет
– При такой большой загрузке в «Олонецавтодоре» вы еще и главой района согласились стать. Не жалеете об этом?
– Мне грех жаловаться, ведь добровольно стал главой. И говорить «не могу» теперь неуместно.
– Раньше вам звонили жители района по вопросам состояния дорог. А теперь по каким вопросам?
– По самым разным. Телефон не замолкает. Звонят главы поселений, депутаты, избиратели. Приходится вникать, решать вопросы, принимать меры.
– Кстати, как строятся отношения глав поселений с вами, главой района?
– Рабочие отношения. Главы по понедельникам собираются на планерки в районной администрации, и там все вопросы текущие обсуждаются. И обмен опытом происходит. После этого глава администрации сообщает мне обо всех проблемах в том или ином поселении. Есть у нас и совет глав поселений, но хотелось бы, чтобы в его работе тоже было поменьше политики и больше нацеленности на решение практических задач. Надо разделять политику и экономику и ставить экономику во главу угла.
– Что-то хотелось бы изменить в работе депутатов райсовета?
– Думаю, было бы правильно, если бы все районные депутаты принимали участие в сессиях тех поселений, от которых они избраны. Это ведь двусторонняя связь. Депутатам поселений можно сообщать, какую работу проводит районный Совет, а райсовет и администрацию информировать о том, какие проблемы беспокоят депутатов поселений. Некоторые депутаты, например, Ирина Аутио, Марина Чупукова, Валентина Темкина, Валентина Кунильская и Ольга Шастина, так и поступают. Но было бы хорошо, если бы все действовали, как они.
– И последний вопрос, без которого, наверно, не обойтись. Вы глава и руководитель предприятия: не вступают ли ваши такие разные обязанности в противоречие друг с другом?
– Нет. Дело в том, что всеми распорядительными действиями, финансами, занимается глава администрации района. Какой же тут может быть конфликт интересов?