Призрак омбудсмена
Как советские любители шахмат без особого интереса ждали следующей ничьей между Карповым и Каспаровым, так и журналисты не сильно волновались из-за кандидатуры на пост карельского уполномоченного по правам человека, которого уже в пятый раз пытались выбрать на минувшей сессии Законодательного Собрания республики. Но маленькая сенсация все же состоялась: попытка провалилась еще до начала голосования.
По предложению депутата от фракции «Единая Россия» Элиссана Шандаловича вопрос был снят с повестки заседания. Свою инициативу депутат объяснил тем, что в зале присутствовало всего 38 парламентариев (правда, мы насчитали на одного больше). При этом на скамье самой «Единой России» не хватало сразу пятерых.
Напомним, накануне заседания ЗС РК из предлагаемых трех кандидатур на пост омбудсмена по правам человека – предпринимателя Александра Лукина, адвоката Сергея Аверичева и депутата парламента Александра Шарапова – эксперты отдавали предпочтение последнему: фракции вроде как договорились о поддержке его кандидатуры. Поэтому неожиданный демарш выглядел странно. Но, как выяснилось, мысли относительно всеобщей поддержки Шарапова, высказанные на встрече главы Карелии и представителей фракций, оказались неверно понятыми журналистами. В частности, «справедливороссы» к тому времени еще не определились со своей позицией, поскольку она еще не обсуждалась на заседании фракции. А когда оно состоялось, было решено консолидированно голосовать за Александра Лукина. Впрочем, есть версия, что договоренность по Шарапову действительно была, но отменилась едва ли не в последний момент.
Лишившись поддержки «Справедливой России» и видя в своих рядах такую брешь, «единороссы» предложили снять вопрос с повестки дня. «Справедливороссы», у которых также отсутствовал один член фракции и не было уверенности в победе, их поддержали.
Зато народные избранники абсолютным большинством голосов приняли закон, согласно которому должность бизнес-омбудсмена теперь будут финансировать из республиканского бюджета. Основным аргументом за принятие этого решения его сторонники называли беззащитность предпринимателей перед государственной машиной. Противники нововведения обращали внимание коллег на то, что бизнесмены – далеко не самая незащищенная категория граждан. Кроме того, осталось непонятным, насколько эффективно может защищать от произвола государства государственный же чиновник.
Напомним, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей существует в республике более года. На общественных началах эти функции выполняет Елена Гнетова.
Мыло на шило
Второй маленькой сенсацией стала отставка депутата – такого в стенах ЗС не случалось давно. Полномочия с себя сложил Андрей Смирнов, больше известный в народе как первый директор Корпорации развития Карелии. Именно при нем созданное губернатором Нелидовым ОАО «проело» 22 миллиона рублей за первые же полтора года работы, не оставив в экономике республики никакого другого следа. После скандального отчета Контрольно-счетной палаты петербуржец Андрей Смирнов уволился с поста директора, но зачем-то оставался в карельском парламенте. Видимо, из-за статуса. И вот – ушел и отсюда. Коллеги не возражали.
Но каково же было удивление почтеннейшей публики, когда к вечеру того же дня выяснилось, что Смирнова в депутатском кресле сменит известный карельский бизнесмен Иван Романов. Именно его кандидатура была выдвинута на освободившееся место политсоветом республиканского отделения «Единой России». Напомним, Иван Романов долгое время возглавлял известную в республике фирму «Бонтон», затем исполнял обязанности директора ПЛВЗ «Петровский». В последнее время работал в музее «Кижи», где ему прочили должность советника директора по развитию.
Анализировать в этой истории особо нечего: по сути, это рокировка. Смирнов был человек Нелидова, и только Нелидов мог попросить его сложить полномочия. Но и Иван Романов – близкий экс-губернатору человек. Так что Андрей Витальевич ничего не потерял, хотя и терять-то было нечего. Как директор музея «Кижи», он подчиняется исключительно федеральному центру, и лоббировать какие-то свои интересы через Заксобрание ему смысла нет.
Вопрос в том, приобрело или потеряло что-либо в этой ситуации само Законодательное Собрание? По мнению людей сведущих – безусловно, приобрело. Романов – готовый депутат, он проработал в карельском парламенте весь третий созыв, а в четвертом был заместителем председателя. Позже он приходил сюда уже как представитель главы республики. Таким образом, он знает все правила игры и расклад сил, его ничему не надо учить. Кроме того, наверняка пригодятся чисто личностные качества Романова: он крайне плохо подвержен влиянию, обо всем имеет собственное мнение и не стесняется его высказывать. При желании Иван Николаевич может оказаться весьма крупнокалиберным шилом в чей-то филейной части. По крайней мере, будет интересно.
Остается неясным одно: зачем это самому Романову?..
Селекция отменяется
После бурного обсуждения депутаты во втором чтении приняли Закон «Об образовании». Можно расслабиться: поступать в 10-й профильный класс в родной школе можно будет без дополнительных экзаменов. Депутатами утверждена поправка, согласно которой проходить данное испытание должны будут только учащиеся, пришедшие в специализированные классы старшей ступени из других школ.
Напомним: группа депутатов во главе с Эмилией Слабуновой настаивала на том, что поступать в профильные классы с углубленным изучением предметов ребята должны только по результатам дополнительного отбора. Это, по мнению парламентариев, должно способствовать селекции молодых гениев.
Их коллеги Элиссан Шандалович и Александр Селянин выступали категорически против. По их мнению, это нарушает права ребенка на обучение в собственной школе. А что касается селекции – она произойдет естественным путем. Если у подростка нет склонности к физике, он просто не осилит программу ее углубленного изучения и уйдет сам.
На эту позицию встала и прокуратура республики – доводы привела представитель «государева ока» в ЗС Алла Суханова. По ее словам, все дети должны находиться в равных условиях и иметь право на получение образования, независимо от того, отличники они или троечники:
– Мы не нагнетаем и не пугаем никого. Наша цель – этой поправкой предостеречь от хаоса, когда дети с родителями на таком ответственном этапе своей жизни будут пытаться найти другую образовательную организацию. И не факт, что найдут.
Большинство в карельском парламенте прислушалось к мнению прокуратуры: отбор будет производиться только для тех ребят, кто поступает на свободные места. Закон принят во втором чтении, и, скорее всего, его основные положения уже не изменятся: третье чтение обычно носит чисто технический характер.
Трудное детство, деревянные игрушки
Довольно большое время заняло у парламентариев обсуждение новой инициативы фракции ЛДПР. Законопроект, представленный ими, предполагал ни много ни мало уничтожение одномандатных округов, после чего выборы в Законодательное Собрание проходили бы только по партийным спискам. Авторы законопроекта утверждали, что это повысит доверие к законодательной власти, более четко определит позицию кандидата и искоренит такое явление, как подкуп избирателей.
Противники инициативы обращали внимание на то, что подобное нововведение окончательно разорвет связь между избирателями и их депутатами. Народ просто не будет знать, кого конкретно он выбирает. Впрочем, мне кажется, такая ситуация ЛДПР как раз и устраивает: ни один из членов их фракции в карельском парламенте не был избран по одномандатным округам. По мнению политических аналитиков, вся эта партия держится лишь на популярности своего лидера, на сегодня уже труднообъяснимой.
Подробно обсудив законопроект и услышав, что, если бы фракции ЛДПР дали 26 мандатов, они бы «моментально навели здесь порядок», народные избранники абсолютным большинством голосов инициативу провалили, что сильно испортило настроение депутату Пирожникову. В результате присутствующие узнали подробности его тяжелого детства.
Оказывается, в школе Сергей Сергеевич хлебнул немало горя. До 10 класса он учил аж четыре языка – английский, французский, древнегреческий и латынь, – а после был отчислен всего лишь за одну «тройку», и был вынужден посещать другое учебное заведение в отдаленном районе. Но беда не приходит одна: два класса начальной школы будущий политик пропустил, поскольку закончил их экстерном по специальной программе для одаренных детей. И когда его все-таки взяли в 10-й класс, он столкнулся с проблемой: не мог познакомиться с девушкой, потому что ему было 13 лет, а всем вокруг по 16. И хотя сегодня Сергей Пирожников опять едва ли не самый младший член коллектива (в карельском парламенте моложе его только товарищи по фракции Евгений Беседный и Алексей Орлов), надеемся, подобных проблем у него больше нет.
Хотя – не женат…