Управление самоуправлением

Местная власть и депутаты карельского Заксобрания вряд ли смогут договориться по вопросу местного самоуправления

2 июля 2014 в 11:12, просмотров: 1251

Состоявшееся накануне обсуждение закона, предоставляющего регионам право выбирать форму местного самоуправления, вылилось в жаркую дискуссию, а закончилось открытым противостоянием. Напомним, речь идет о поправках в федеральный закон о местном самоуправлении, которые дают регионам право самостоятельно решать, какая модель организации местной власти для них наиболее эффективна: выбирать районные советы или же делегировать в них представителей из советов поселений, как это делается сейчас. А также – выбирать главу района всеобщим голосованием или же из состава райсовета – опять же как это принято в Карелии сегодня. В течение полугода каждый из субъектов федерации должен утвердить региональный закон, который будет определять один из четырех путей формирования органов местного самоуправления. 

Управление самоуправлением

Чтобы обсудить, что же делать дальше, в Петрозаводске провели заседание Консультативного совета по вопросам местного самоуправления, в который входят представители всех ветвей власти. Как рассказала Ольга Старикова, глава администрации Питкярантского района и одновременно председатель Карельского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления, в 14 карельских районах уже высказались за избрание главы муниципального района из состава местного Совета и назначение главы районной администрации на конкурсной основе по контракту. В 15 районах высказались также за формирование районного совета из глав и депутатов входящих в него поселений. При этом депутаты сельских и городских поселений должны избираться на прямых муниципальных выборах и получить мандат доверия от избравшего их населения.

Во многих районах такая система уже действует, причем, по мнению представителей местной власти, весьма успешно. Представители 58 муниципалитетов, входящих в Карельское отделение Всероссийского совета местного самоуправления, направили обращение в Законодательное Собрание, чтобы депутаты карельского парламента при принятии решения учли мнение муниципальных образований, а значит, и избравшего их большинства жителей республики.

Но у депутатов – свой взгляд на вещи. В Законодательное Собрание уже внесен законопроект, который совместно разработали 10 депутатов от «Справедливой России», КПРФ и «Яблока». Они предлагают вернуть народу прямые выборы, и в этом их поддерживают их фракции – проще говоря, почти половина карельского парламента.

Аргументы у обеих противоборствующих сторон есть. Представители муниципалитетов приводят три главных аргумента. Во-первых, нынешняя система гарантирует присутствие в совете представителей каждого поселения. Это повышает оперативность решения конкретных вопросов: при прямых выборах представителем поселка может оказаться человек, ни разу там не бывавший и не знающий местных реалий. Во-вторых, членами райсовета автоматически становятся главы поселений, и они могут непосредственно влиять на принятие решений в пользу «своих». То есть сами решают – сами выполняют. В-третьих, нынешняя система подразумевает назначение сити-менеджера на конкурсной основе, что позволяет назначать на этот пост человека опытного, с соответствующим образованием и навыками работы. Так что нынешняя система, считают главы поселений, является оптимальной моделью «управления местным самоуправлением», как выразилась Ольга Старикова.

Авторы законопроекта о возврате выборов эти аргументы сильными не считают. Оперативность? Так не лучше ли вообще отменить выборы и все выполнять по четкому приказу «сверху»? То, что главы поселений сидят в совете, хорошо – но только для их поселений, на соседей им «облокотиться» – а речь-то идет обо всем районе. Что же касается «темных лошадок», которые могут прийти в управление районом вместо грамотного сити-менеджера – так ведь мы даже президента страны выбираем прямым голосованием, не выдвигая никаких квалификационных требований. А у него, между прочим, «ядерный чемоданчик» в ведении.

Разговор накалялся все больше. Несмотря на замечания модератора форума Владимира Семенова, председателя ЗС РК, спорщики уже не дожидались приглашений выступать согласно записи и говорили с мест. Главы даже призвали больше не давать слова парламентариям, чем сильно озадачили присутствующих – обсуждение вообще-то было организовано именно Законодательным Собранием. Все стороны, в том числе и принимавший участие в заседании глава Карелии Александр Худилайнен, сходились на том, что вопрос нужно обсудить с широкими слоями общественности – к чему, собственно, и призывал президент.

Проблема в том, что в Карелии реализация этого призыва выглядит несколько странно. Сторонники выборов предъявляют подписные листы и резолюции митингов, в которых названы сотни фамилий, поддерживающих их инициативу. Главы поселений говорят о тысячах жителей республики, разделяющих их точку зрения, – но не предъявляют никаких конкретных имен. К слову: как рассказал «МК» в Карелии» депутат Петрозаводского горсовета Павел Сандберг, в карельской столице официальных опросов на этот счет не проводилось – а в городе между тем живет едва ли не половина избирателей региона.

Следующий этап дискуссии развернется, видимо, уже в стенах Законодательного Собрания – на июльской сессии «законопроект десяти» будут обсуждать в первом чтении. И можно не сомневаться, что в обсуждении снова примут участие главы поселений, и их выступления будут не менее эмоциональными.

Глядя на все происходящее со стороны, понимаешь одно: обе «группировки» борются, в принципе, за одно и то же, но разными способами. Сторонники всеобщих выборов опасаются, что сплошные делегирования и назначения подрывают основу демократии – самоуправлением не надо управлять, оно САМОуправление. Главы поселений же не хотят оказаться за бортом решений, напрямую касающихся их родных поселков: в этом случае бюджетные потоки могут уйти мимо. Компромисс найти не удастся, это уже понятно Единственный выход – действительно спросить общественность. Для этого было решено организовать съезд депутатов местных советов. Когда он состоится, пока не ясно, а времени между тем практически не остается: региональный закон должен быть принят менее чем через 5 месяцев. 



Партнеры