О долларе и евро
По мнению Лампинена, в Ниирала очень оживленное движение: в этом году оно не выросло, но и не снизилось, оставалось стабильным. Резко уменьшилось количество граждан России, зато увеличилось число финнов:
– Мы полагаем, что это связано с тенденциями в экономике России: из-за колебаний курса рубля у русских нет такой возможности приехать в Финляндию и делать там покупки, – анализирует комиссар.
– Некоторое снижение у нас действительно в этом году было в феврале, но, скорее всего, это было связано с резким скачком курса евро и доллара, – признает Гневушев. – Как только курс стабилизировался, мы опять отмечали положительную динамику на пункте пропуска. По традиции, начиная с мая, поток, разумеется, вырастает. Что касается динамики, то она продолжает расти, хотя темпы этого роста пассажиропотока падают.
В цифрах: в этом году через границу пропущено около 790 тысяч лиц, в аналогичном периоде прошлого года эта цифра составила 763 тысячи. По транспортным средствам – нынешние 453,5 тысячи против 426,5 тысячи в 2013-м.
О нарушениях и контрабанде
– В этом году мы фиксировали нарушение режима границы, – рассказывает Гневушев. – С нашей стороны таковых на «зеленой» границе в последние годы не было. Только в августе 2012 года двое подростков, жителей поселка Вяртсиля, из озорства пересекли границу, но дальше пограничной просеки не прошли, были задержаны финским пограничным нарядом и переданы нам в установленном порядке.
Как правило, основным направлением движения граждан третьих стран в попытке незаконного пересечения границы является участок соседнего управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. У нас в этом году мы подозревали трех граждан Сомали в попытке нарушения, но она была заблаговременно пресечена и данные лица были привлечены к административной ответственности за нарушение пограничного режима. Подобные попытки были и в прошлом году. Всего за эти полгода на участке Суоярвского района зафиксировано 83 нарушения режима госграницы, из них 76 произошли в пункте пропуска и допущены преимущественно иностранными гражданами, въезжающими на территорию РФ с просроченными визами или неисправными документами.
Финская сторона обстановку на сухопутной границе оценивает как очень спокойную. В год фиксируются единичные случаи нарушений:
– Подчеркиваю, что через наш пункт пропуска проходят те, кто регулярно пересекают границу, они, в основном, знают и уважают существующие правила, – говорит Лампинен. – Все проверки, проведенные нами в пункте пропуска Ниирала с помощью таможенной службы, говорят о том, что контрабанды на границе нет. За последний год серьезных изменений не было. А происшествия с нарушением границы у нас были, но редко: в этом году только один человек нарушил закон, намереваясь отправиться в Россию и обратно. Что существенно: незаконных пересечений очень немного, разве что в июне этого года в лесах наши пограничники выявили вепса: подобные лица нам действительно встречаются.
Напомним, что в Карелии чаще встречаются нарушения приграничного режима: нарядам попадаются охотники, грибники и прочие собиратели даров природы, часто забывающие о существующих правилах.
Об «упрощенке»
На тактику развития дальнейшего сотрудничества, при общности целей, стороны смотрят по-разному. Финны считают, что необходимо развивать существующие международные пункты пропуска, и только после этого ставить вопрос, нуждаемся ли мы в новых международных пунктах.
– Упрощенные пункты пропуска, такие, как Париккала, мы можем использовать более эффективно, – напоминает финский комиссар. – У «Париккала – Сювяоро» хорошее расположение, но все зависит от трафика, а также от того, появится ли возможность повысить пассажиропоток в нашем направлении – например, развивать пассажирское сообщение. Сейчас между Санкт-Петербургом и Северной Карелией курсируют два рейса, также есть маршрут из Сортавала и Петрозаводска на юг Финляндии. Важно то, есть ли в этом нужда и есть ли деньги.
Напомним: пункт пропуска «Сювяоро – Париккала» в пограничной зоне Лахденпохского района является упрощенным с 2000 года, и чтобы его пересечь, необходимо специальное разрешение. Сейчас пункт используется только для экспорта лесопродукции. Разговоры о присвоении ему статуса международного идут долгие годы: в случае положительных решений застава станет самым коротким путем из Петрозаводска в Хельсинки для всех желающих.
Российский комиссар считает, что лишний пункт пропуска никогда не помешает:
– В настоящий момент достаточно активно ведется строительство дороги Санкт-Петербург – Сортавала. Можно предполагать, что, если пункт пропуска «Сювяоро – Паррикала» все-таки будет построен, это окажет определенное влияние на общую обстановку пересечения гражданами государственной границы. Но я думаю, для того, чтобы конкретно говорить о том, какое влияние он окажет, необходим тщательный качественный мониторинг обстановки. Пока же ведутся работы на подъездной дороге «Ихала – Райвио – Госграница», через которую и осуществляется пропуск участников внешнеэкономической деятельности.
Кстати: реконструкция дороги является одним из необходимых условий присвоения заставе «Париккала – Сювяоро» международного статуса.
Об экономии
Для пограничников Суоми настали тяжелые времена – сокращения. Даже в обеспеченном Евросоюзе приходится экономить:
– Сегодня, как и другие органы власти, пограничная охрана Финляндии вынуждена сокращать число работников, – признается Лампинен. – Если в середине девяностых годов сотрудников у нас было больше 200, то сегодня – только половина. Однако думаю, что это не влияет на ситуацию на границе. Хотя у нас и сократили сотрудников пограничной охраны на 40 процентов, существующая многоступенчатая система работы и взаимодействия (начиная с посольства России и заканчивая тесными связями с местными органами власти) позволяет успешно справляться с тысячами пересечений границы.
Возможно, именно экономия побуждает наших соседей настаивать на развитии существующего вместо строительства нового:
– На участке Северной Карелии есть программа развития пунктов пропуска Финляндии, потому что, кроме самых северных пунктов, все остальные нуждаются в развитии, а на одновременное развитие денег не хватает, – говорит финский комиссар. – Проблема местной границы заключается в совмещении работ на финской и российской сторонах. Эта работа продолжается, но ее впереди еще много.
– Разумеется, финансирование играет основную роль в развитии пунктов пропуска, – подтверждает Андрей Гневушев. – Но мы располагаем достаточными силами и средствами, чтобы осуществлять пропуск в любых условиях. Понятно, что реконструкция пунктов влияет на совершенствование пограничного контроля. Нас тоже, конечно, этот вопрос интересует, но можно будет о чем-то говорить, когда появятся конкретные шаги. Кроме того, мы в ближайшее время встречаемся по вопросу развития пункта пропуска «Вяртсиля – Ниирала». На встрече, в том числе, будет присутствовать и представитель федерального агентства «Росграница», который, возможно, нас проинформирует о путях развития пункта со стороны Вяртсиля. В настоящее время у нас каких-либо новых данных нет.