В пресс-службе монополиста напомнили, что неисполнение региональными администрациями своих обязательств по организации транспортного обслуживания населения может привести к полному прекращению пригородного сообщения в отдельных регионах. В субъектах РФ, где не приняты меры со стороны региональных властей по погашению задолженностей, объемы пассажирских перевозок постепенно «приводятся в соответствие с оплаченным заказом» – проще говоря, сокращаются. Так, на территории Северо-Западного региона в 2014 году уже отменено около 80 пригородных поездов, из них четыре в Карелии. Кроме этого, до конца года на территории республики возможна отмена еще 22 поездов.
Свое решение проблемы у железнодорожников есть. В этом году СЗППК приобрела современный подвижной состав – рельсовые автобусы. Этот вид транспорта начал уже курсировать с 24 июня на участке Санкт-Петербург – Выборг. Рельсовый автобус намного экономичнее поездов на локомотивной тяге. Несмотря на небольшие размеры состава, он отличается высокой вместимостью – за один раз может перевозить до 590 человек, а общее количество сидячих мест – 222, что примерно в 1,5 раза больше, чем в составах, курсировавших ранее на этом направлении.
Стоимость рельсового трехвагонного автобуса составляет 131 миллион рублей без учета НДС, но в последующем дает серьезную экономию. К примеру, в Псковской области его эксплуатация на участке Великие Луки – Себеж обходится в 75,5 миллиона рублей в год, в то время как эксплуатация за тот же период только одного вагона локомотивной тяги составляет 124,1 миллиона рублей.
Приобретение таких поездов видится оптимальным путем применения лизинговых схем – долгосрочной аренды с последующим правом выкупа.
Между тем полностью отрезанным от внешнего мира большую часть года может оказаться поселок Лендеры. Поезд заходит сюда только раз в неделю, а в скором времени может перестать ходить совсем. При этом дороги, связывающие поселок с «Большой землей», зимой заметает, а в межсезонье они превращаются в непролазное болото, преодолеть которое под силу далеко не каждому джипу, не говоря уже о рейсовом автобусе.
Слабо утешает лишь одно: аховая ситуация с пригородными поездами сегодня не только в Карелии. Только в 5 субъектах Российской Федерации (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Республика Адыгея и Астраханская область) с учетом льготной ставки на инфраструктуру перевозка пассажиров осуществляется с прибылью.