Поздравляем, вы банкрот!

Многие предприятия ЖКХ Карелии, едва начав работу, оказываются несостоятельными должниками

Банкротство предприятий, работающих в сфере ЖКХ, не редкость в нашей республике. Поработают чуток какие-нибудь МУП или ООО – и бац! – банкроты. Но свято место пусто не бывает, упавшее знамя с эмблемой ЖКХ тут же подхватывает другое предприятие, которое через некоторое время тоже оказывается несостоятельным должником. В чем тут дело? Разобраться в этом вопросе нам помогает арбитражный управляющий Любовь Буярова. Львиная доля предприятий, банкротством которых она занимается, это как раз те, что работают (работали) в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. География банкротства в ЖКХ Карелии впечатляет. Практически нет районов, которых миновала бы чаша сия. 

Многие предприятия ЖКХ Карелии, едва начав работу, оказываются несостоятельными должниками

– Любовь Владимировна, в народе бытует мнение что арбитражный управляющий – это человек, который банкротит предприятие. Это действительно так?

– Арбитражный управляющий в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)», действительно банкротит предприятие. Но в то же время в процедуре наблюдения проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности, выясняется, действительно ли необходимо банкротить предприятие. Исходя из этого, временный управляющий выносит на первое собрание кредиторов вопрос о введении соответствующих процедур. Если принимается решение, что предприятие неэффективно, что не сможет погасить долги и выйти из кризисной ситуации, то вводится процедура конкурсного производства. Но возможен и вариант финансового оздоровления, когда предприятие может выйти из кризиса.

– Случалось вам спасти предприятие от банкротства?

– За шесть лет, что я работаю арбитражным управляющим, у меня было не меньше сотни предприятий, было четыре внешних управления, но ни разу не было выхода из процедуры банкротства. Но вот буквально на днях была введена процедура внешнего управления в отношении муниципального унитарного предприятия «Хелюльские коммунальные сети», которое занимается водоснабжением и водоотведением на территории Хелюльского сельского поселения. И мы надеемся, что это будет первое предприятие, которое выйдет из процедуры банкротства и будет работать дальше уже без внешнего управления.

Виноваты налоги

– На ваш взгляд, что в большей мере способствует банкротству предприятий в ЖКХ: несовершенство законодательства, некомпетентное управление или, может быть, партнеры подводят?

– Вы знаете, все эти факторы работают совокупно. И законодательство, и партнеры… А еще налоги у нас очень большие и другие обязательные выплаты. И коммунальные услуги в Карелии оплачиваются далеко не в полном объеме. Вот все это вместе и приводит к банкротству предприятий ЖКХ.

– Душат налоги в первую очередь?

– Еще тарифы, которые не соответствуют реальным затратам. Предприятия не могут доказать в Госкомитете по ценам и тарифам экономически обоснованные тарифы и, соответственно, начинают работать убыточно. В такой ситуации коммунальное предприятие просто-напросто не может выжить в нашей республике, да и во всей России тоже.

– ЖКХ вообще сложная сфера, здесь завязаны и регулируемые тарифы, и неплатежеспособность населения, и нельзя отказаться от оказания услуг, здесь такой клубок… И получается так: создается МУП, какое-то время работает, затем банкротится…

– Открывается новое предприятие, люди переходят работать туда, и дальше все повторяется.

– Что же можно сделать, чтобы разорвать этот круг?

– Я полагаю, необходимо, чтобы государство повернулось лицом к ЖКХ, оказывалась господдержка этой сфере, выделялись деньги … У нас ведь сейчас по водоснабжению и водоотведению работают системы еще советских времен.

Последствий нет

– Любовь Владимировна, приходилось ли вам сталкиваться с преднамеренным банкротством?

– Да, вот сейчас я занимаюсь МУП «Аква сервис» в Питкяранте, и там был вывод имущества предприятия. Сделано заключение о преднамеренном банкротстве предприятия, направлены в соответствии с законом запросы. Обращения в декабре прошлого года в МВД республики были перенаправлены в РОВД…

– И что в итоге?

– Молчание. На сегодня нет никаких результатов (во всяком случае, у конкурсного управляющего). В той же Питкяранте было сделано заключение о преднамеренном банкротстве в отношении МУП «Жилищно-коммунальный сервис». Там был вообще явный вывод имущества, прямо за несколько дней до признания должника банкротом и введения в отношении его процедуры конкурсного производства. Но мы в конечном результате проиграли в суде все дела, так как имущество по водоснабжению – это социально значимые объекты и соответственно мы никоим образом не можем претендовать на них. Да, были признаки преднамеренного банкротства, и неоднократно, но никаких последствий этого не было.

– Получается, местные чиновники выводят имущество из МУПов, уже понимая, что они находятся на грани банкротства?

– Ну да, это целая система. Чиновники ведь должны как-то думать о завтрашнем дне, о населении. Никто ведь не позволит прекратить водоснабжение в поселке или городе. Вот они и вынуждены так действовать. Как мы выполняем свою работу, так и они выполняют свою работу.

Кому я должен, всем прощаю

– Удается ли по окончании процедуры банкротства полностью рассчитаться с кредиторами? Если нет, то в каком процентном отношении получается?

– Пример из моей практики: прошлым летом закончились три процедуры банкротства в Лахденпохья и там мы погасили реестр кредиторов процентов на 40-50 каждый.

– Это хороший результат?

– Очень хороший. И соответственно до погашения задолженности перед кредиторами были погашены обязательные платежи, в том числе и НДФЛ, заработная плата, хозяйственные услуги, расходы по процедуре. Но так редко получается.

– Благодаря чему получилось в этот раз?

– Мы привлекаем к субсидиарной ответственности администрации поселений – учредителей МУПов. Вот Лахденпохское городское поселение выплатило по трем предприятиям около семи млн. рублей, что позволило нам погасить налоги и долги по зарплате. Также была привлечена к субсидиарной ответственности Медвежьегорская администрация городского поселения. Они несут субсидиарную ответственность, если принимали решения, влияющие на работу предприятия. И такое же дело будет по МУП «Ильинка» в Олонецком районе. Там был вывод имущества, и администрация Ильинского сельского поселения выплатит теперь 7 млн. рублей.

– Но у них же весь бюджет поселения меньше этой суммы!

– Ну что ж, на сегодня Определение вступило в законную силу, направлен к счету исполнительный лист, далее будем смотреть, как будут исполнять. Может, заключим мировое соглашение или как-то иначе договариваться будем.

– А зарплату работникам предприятий-банкротов удается всегда выплачивать?

– Да, почти всегда. Но по некоторым предприятиям, тому же МУП «ЖКС» в Питкяранте, не получается. Закрываем процедуру, в связи с тем, что не сумели доказать в суде свою правоту.

– А люди, не получившие зарплату, так и остаются ни с чем?

– Да, они переходят на новое предприятие, работают, обращаются в прокуратуру и к депутатам, но что делать, если нет средств? Но такое тоже довольно редко бывает, в основном вся задолженность по зарплате гасится. И администрации поселений, как правило, помогают в этом. Хочу отметить Беломорский район, поселок Хелюля, Сортавальский район, Медвежьегорское и Лахденпохское городские поселения. Там работают адекватные, грамотные руководители, которые думают о завтрашнем дне и о людях.

– А бывают, наоборот, конфликтные ситуации?

– Бывают. В Олонце была очень конфликтная ситуация с главой города при банкротстве ООО «Водоканал». А так мы стараемся со всеми находить общий язык.

Мелкими шагами

– Любовь Владимировна, как, на ваш взгляд, учредители, открывая новые предприятия в ЖКХ, понимают, с чем столкнутся? Или идут наобум святых, потому так и получается?

– Я думаю, если люди приходят к мысли открыть некое предприятие, дать рабочие места, то думают о рисках. Оценивая тех, с кем сталкиваюсь непосредственно по работе, считаю их очень профессиональными руководителями, компетентными людьми. Редко встречаются те, что явно не на своем месте. Но налоги, конечно, душат… и тарифы. Вот и приходят к такому результату.

– Занимаясь многочисленными банкротствами много лет, какой у вас взгляд на ЖКХ Карелии – позитивный или негативный?

– Я человек позитивный и считаю, что мы должны выйти из кризиса. Думаю, что в конечном итоге все у нас получится. В экономике ведь ничего не делается быстро. Но мы идем и придем к результату. Ведь и субсидии государство стало давать, и разные программы в ЖКХ действуют. Так что не все так плохо на самом деле.

– И значит, когда-нибудь не будет ни одного предприятия-банкрота и арбитражные управляющие останутся без работы…

– Хорошо бы, но это уже из области фантастики. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру