С учетом мнения
Напомним: в начале сентября часть экспертов осталась недовольна измененным проектом возведения комплекса, который карельский специалист Скрипицин изначально подготовил, получив «в наследство» работы от московских коллег. Он уже тогда учел мнение общественности и, как сообщил представитель строительной компании «Группа Баренц» Илья Гаврюшев, изменил этажность, снизив максимальную высоту с 41 до 21 метра. Тем не менее предыдущая встреча закончилась рекомендациями о дальнейшей доработке проекта, и теперь Скрипицин представил очередную версию будущего комплекса.
Архитектор предложил сразу два варианта застройки: они отличаются друг от друга как этажностью (первый – от 5 до 6, второй – от 5 до 7 этажей), так и количеством мест для парковки.
– Высотные отметки в первом случае не превышают максимальных 17 метров, предусмотренных генпланом города, я учел рекомендации и «разорвал» дома для создания дисперсной застройки, создав три двора, – отметил Скрипицын. – Общее количество машино-мест с использованием подземного паркинга достигнет 240 с учетом уже предусмотренных 90 штук. Во втором варианте предусмотрено меньше машино-мест – около 30 – тогда мы освобождаем места для озеленения и детских площадок. В этом случае перепад высот между домами комплекса будет равен высоте одного этажа, что исключает «мыло» и позволяет вести акцентную застройку. Также строения будут не полностью разрознены, как в первом случае, а объединены различными арками, переходами и пр.
Члены совета отметили качество проделанной работы и остались довольны изменениями, высказавшись в пользу обоих вариантов (при этом мнения предсказуемо разделились). Однако не обошлось без некоторых замечаний по поводу этажности, высоты потолков в будущих квартирах. Категоричнее остальных выразился академик Вячеслав Орфинский, заявивший, что проекту «давать путевку в жизнь преждевременно». А по мнению представителя республиканского Минкульта, необходимо сначала «разобраться с архитектурой», а затем «принимать правовые решения». Двухчасовое обсуждение закончилось очередными рекомендациями о доработке концепции, однако, повторимся, заметные сдвиги в положительную сторону на заседании отметил каждый из членов совета.
– Сегодня уже можно подвести какие-то итоги на перспективу, – подытожил главный архитектор Петрозаводска Евгений Фролов. – Я тоже должен отметить, что обновленный проект получился однозначно лучше, чем было. Большинство все-таки высказалось, за первый вариант представленной концепции, поэтому, наверное, надо идти по этому пути. Будем продолжать работать и добиваться того, чтобы на следующем совете с появлением сомасштабных элементов можно было бы увидеть, что получается окончательно.
История об истории
Скандал вокруг строительства на этом месте высотного жилого дома утих полтора года назад, когда общественные слушания по этому вопросу были признаны судом недействительными, а сама стройка неожиданно была заморожена. В массовом сознании это ассоциировалось с победой архитектурной общественности города – вернее, группы архитекторов, выступавших категорически против застройки этого участка. Речь шла и о несоответствии высоты здания градостроительному плану, и даже о том, что корневая система высаженных на бульваре деревьев в результате строительных работ усохнет. Какой именно довод заставил застройщиков – «Группу Баренц» – отступить, не уточнялось. Между тем момент это ключевой: как выяснилось, дело было совсем в другом.
Решение о строительстве на этом месте многоэтажки было принято еще в махровые советские 70-е – по крайней мере, по генплану развития города. Какая-то конкретика появилась в начале 2000-х, когда бизнесмен Сафин задумал возведение на набережной Онего своего «Паласа». Согласно изготовленному московскими архитекторами проекту гостиница должна была составлять единое целое с жилым комплексом, который предполагалось построить вдоль улицы Еремеева. Высота дома предполагалась в 41 метр, что достаточно скромно по сравнению с башней отеля – 55 метров. (Кстати, планировалась она вообще в 76 метров, но потом, видимо, хозяин решил, что не наберет на такое количество номеров постояльцев, и «срезал» этажность). Градостроительные советы эти планы утвердили, после чего Сафин к жилфонду охладел, сосредоточившись на гостинице. Проектом жилого дома занялась «Группа Баренц».
Дома, которых нет
Скандал начал набирать обороты, когда строительство уже началось. Несколько архитекторов, поддержанных культурной общественностью, указали городским властям на то, что 41 метр в данном месте – это слишком. Кроме того, зашевелились экологи и начали проверять, как грядущая стройка повлияет на произрастающие деревья Левашовского бульвара. Начались судебные разбирательства, и тут выяснилось самое главное: на территории стройки обнаружилось сразу три исторических памятника культурного наследия. Оказывается, именно в этом месте располагались три деревянных дома постройки конца XIX – начала XX века: дом Кокушина (1876 г.), дом Закатова (1894 г.) и дом Милованова (1903 г.).
Застройщик утверждает, что понятия не имел о таких исторических ценностях на своем участке – и, в общем, не поверить ему трудно. Все три дома сгорели в 90-х – 2000-х годах, от них остались только фундаменты. Но, узнав о случившимся, работы «Группа Баренц» немедленно прекратила – что и стало причиной замораживания стройки.
Как показала проверка, все три памятника должны были быть исключены из Госреестра объектов культурного наследия карельским Минкультом, тогда это было в его полномочиях. Почему этого не было сделано, остается только гадать. Возможно, и в министерстве не знали о наличии здесь каких-либо памятников архитектуры, поскольку следов никаких не оставалось. Теперь же такие вопросы решаются на самом высоком уровне. Исключение этих домов из реестра произошло только в июле этого года, соответствующее распоряжение правительства страны подписал лично премьер Медведев. Кстати, вместе с этими домами из реестра были исключены еще два утраченных строения по ул.Льва Толстого – их постигла та же судьба.
На откуп профессионалам
Застройщик справедливо решил, что вопросы, поднятые в ходе дискуссии вокруг стройки, требуют более детального изучения – речь идет в первую очередь о эстетическом восприятии будущего здания и о судьбе деревьев, образующих Левашовский бульвар. Настал черед работы экспертов, для начала – в области историко-архитектурной. Сертифицированные эксперты, сделав проекции здания с различных точек, пришли к выводу: учитывая высоты окружающих зданий – «Онего-Палас», «Балтийский банк», Пенсионный фонд РК, – высота будущего жилого комплекса, построенного рядом с ними, не должна превышать 27 метров. Застройщик пошел еще дальше и снизил планку до 21 метра – 7 этажей.
Затем настал черед геологов – они должны были выяснить, как строительство жилого комплекса повлияет на почвы, в которых произрастают деревья. Экспертизу делал не какой-то приглашенный из-за пределов региона специалист, а профессор горно-геологического факультета Петрозаводского государственного университета Валентин Симагин – кстати, председатель карельского отделения Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению.
Геологи пробурили в микрорайоне 25 скважин глубиной от 6 до 25 метров – и вот главный вывод, сделанный профессором Симагиным (копия акта оказалась в нашем распоряжении):
«Строительство (реконструкция) жилого дома №38 по ул.Еремеева под административно-торговый и жилой комплекс в квартале, ограниченном улицами Куйбышева, Кирова, Малой Слободской и Еремеева, с учетом выполнения предоставленных проектных решений не окажет негативного влияния на Левашовский бульвар, что подтверждается и выводами экспертизы, проведенной Санкт-Петербургским центром экспертизы в сфере лесного комплекса».
Копию этого документа также получить нетрудно. Вывод, сделанный экспертами-биологами, гласит: «Экспертизой не выявлена возможность появления каких-либо значимых экологических рисков для растений Левашовского бульвара». Согласно заключению специалистов, стройка не нарушит ни водный, ни световой режимы роста деревьев. Риск повреждения корневых систем, их водоснабжения и механической устойчивости также отсутствует.
Этика и эстетика
Как известно, судом установлено, что здания в этом микрорайоне города не должны превышать высоту в 12 метров – 3 этажа. Но, как мы видим, большинство превышает, причем совершенно легально. Просто закон позволяет делать исключения, и застройщик собирается этим воспользоваться. Но, заверяют в «Группе Баренц», только в увязке с мнением архитектурной общественности и после публичных слушаний.
Таким образом, на сегодня строительству может помешать только один аспект: то, что нам с вами это не нравится. При этом горожане, как нам кажется, сами не определились с тем, что именно должно находиться в этом месте городского ландшафта. Торговый центр? По нашему мнению, их и так достаточно. Спортивная или детская площадка? Но у города в ближайшие годы просто не появится на это денег. Жилой дом малой этажности? Но ни один инвестор не станет строить здесь трехэтажный дом, потому что он не окупится. Правда, были предложения организовать здесь концертную площадку под открытым небом – так называемое «певческое поле». В принципе идея не хуже других, смущают два момента. Во-первых, кто будет давать концерты? А во-вторых – сезон «открытого неба» в Карелии длится всего месяца четыре. Все остальное время здесь будет все тот же пустырь, вид которого, откровенно говоря, надоел.