– Вчера читаю на «Карелинформе»: «Петросовет против расселения аварийного фонда». Юрий Алексеевич, как-то некорректно… (Кто не в курсе – раньше «Карелинформ» принадлежал Шабанову). И через паузу, после тихого ответа замгубернатора:
– Да понятно, что вы здесь ни при чем…
А было ли требование?
Перед самым открытием сессии к трибуне «прорвался» Николай Тараканов, отметившийся на довыборах в Петросовет неординарным лозунгом «Против Гали и Васи». Экс-кандидат никогда и не скрывал своего негативно-резкого отношения к действующему мэру Галине Ширшиной и ее «яблочному» соратнику Василию Попову. После снятия с выборов через суд Тараканов на своей пресс-конференции открыто заявлял, что «управление городом не должно быть бизнес-проектом олигархов, а депутатский корпус не должен превращаться в лобби, отстаивающее интересы тех или иных предпринимательских групп». В этот раз он потребовал от депутатов принять обращение к правоохранительным органам с просьбой проверить информацию о том, что ряд заметных лиц городской администрации получали деньги от «Ленторга», принадлежащего Василию Попову.
Впрочем, сколько-нибудь заметного любопытства у народных избранников выступление Николая Тараканова не вызвало. То ли голоса у него не хватило, чтобы перекрыть шум в зале, то ли убедительности посыла. И только сама глава Петрозаводска Галина Ширшина отреагировала на требовательную речь:
– Я полностью поддерживаю ваше предложение.
– Прекрасно, Галина Игоревна! – резюмировал Николай Тараканов и скрылся за дверью.
В итоге никакого обращения ни в какие органы сессия не приняла. И вообще сделала вид, что никакого требования к ней и не было.
Примем к сведению
Некоторые политологи утверждают, что прошедшие 14 сентября довыборы в Петросовет нарушили равновесие, сложившееся в нем в последнее время. Мол, проигрыш «яблочной» команды означает, что оппозиционная часть депутатов приросла двумя членами и теперь имеет большинство. Может, и так, но через день после довыборов этого заметно не было. Председатель территориальной комиссии Петрозаводска Григорий Футрик вручил временное удостоверение депутата Валерию Матвееву, а Марине Гуменниковой – нет. Она, как сообщили собравшимся, заболела. Немудрено, если учесть накал страстей выборной гонки.
Депутат же Матвеев, напротив, был полон энергии и практически сразу взял быка за рога, поставив ряд вопросов по организации движения на улицах города. Это стало продолжением отчета врио начальника петрозаводского УМВД Александра Сизова. Впрочем, никакого решения по отчету не принималось, он был просто принят к сведению, так что практическую пользу вопросов, заданных подполковнику, оценить сложно.
Примем же и мы к сведению, что, в частности, программа профилактики правонарушений «Правопорядок», утвержденная Постановлением главы Петрозаводского городского округа 13 февраля 2014 года, не финансировалась, хотя изначально на эти цели планировалось направить более двух миллионов рублей.
Когда определимся?
Интересным должно было стать обсуждение тарифов на воду. Они выросли в городе с июля этого года. И, как оказалось, их рост превысил дозволенный.
Предельный индекс роста тарифов ЖКХ ограничен 6,7 процента. Но на практике в Петрозаводске они выросли на 9,5%. Как так получилось? Повлияла инвестиционная составляющая на реконструкцию водоочистных и канализационных сооружений, которую включили в тариф для ПКС. В принципе, такое возможно, но лишь с одобрения депутатов. Но его-то как раз и не было. Чтобы заручиться депутатской поддержкой по данному вопросу, на сессию пришли представители ПКС, парламентарии Карелии, и даже председатель госкомитета по ценам и тарифам Артур Мяки почтил ее своим присутствием.
– Вам надо определиться, будете вы дальше строить очистные сооружения или нет, – призвал он. – Вопрос очень важный, затягивать его нельзя, в противном случае буду вынужден принимать решение, которое не позволит далее строить очистные сооружения. Двадцать дней было у местной власти после нашего письма, чтобы вынести этот вопрос на сессию.
Однако вопрос так и не был включен в повестку дня. По итогу получается, что горожане уже три месяца платят за воду больше, чем следует по закону. Кто возвратит им излишне уплаченные деньги? И как быть с реконструкцией очистных сооружений? «Заморозить»?
– В результате может возникнуть интересная ситуация, что инвестиционную надбавку придется платить из бюджета Карелии, чтобы продолжить исполнять договор по реконструкции очистных сооружений, подписанный в 2009 году, – прокомментировала «очистной» вопрос депутат ЗС РК Анна Позднякова.
Неизвестно еще, что правильнее, парировал городской спикер Олег Фокин: платить за реконструкцию горожанам из собственного кошелька или из консолидированного бюджета республики. А и верно, стоит провести подобный опрос среди жителей Петрозаводска, и его результаты будут явно не в пользу увеличенной платы за воду.
Но вот что поразило больше всего. Целый квартал с петрозаводчан берут за коммунальную услугу больше положенного по закону, а целая когорта контролирующих организаций не бьет во все колокола и никого не привлекает к ответу. Воистину чудна реформа ЖКХ в нашей стране!
«Десятиметровое» решение
Был на сессии еще один вопрос, по которому однозначного решения так и не было принято. Это уже изрядно поднадоевшие всем десять метров. Напомним, именно на таком расстоянии от школ и детсадов городские депутаты разрешили торговать водкой, вином и другими веселящими напитками. И вот опять этот вопрос был внесен в повестку дня.
Застрельщиком выступил Павел Сандберг, заявивший с трибуны сессии:
– Десять метров не соответствуют ни федеральным законам, ни моральным принципам, ни развитию социальной политики города. У меня складывается впечатление, что те люди, которые задают вопросы, заинтересованы в лоббизме алкогольного бизнеса на территории города.
Обсуждение темы проходило достаточно своеобразно. Депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова посоветовала Павлу Сандбергу обратить внимание на магазины, торгующие бытовой химией – мол, там даже первоклассники могут купить клей «Момент» и надышаться им. Сказано это было то ли с иронией, то ли вполне серьезно. А председатель Петросовета Олег Фокин не понял представления прокуратуры на «десятиметровое» решение.
– Размазали вопрос на шести страницах, – предъявил он претензию прокурору города.
Известно, конечно, что прокурорские бумаги пишутся юридическим языком, не всегда понятным простым людям, но ведь руководитель Совета совсем не простой человек, да и штат юристов в аппарате имеется. Могли бы они «перевести» представление с юридического на депутатский язык. Глядишь, и устранили бы нарушение закона, увиденное прокуратурой. А так пришлось создавать рабочую группу для изучения вопроса.
Кстати, вопрос не так прост, как кажется. И актуален для всей Карелии. В Суоярви, Питкяранте и Пудоже, к примеру, разрешили торговать водкой в 20 метрах от школ. В Надвоицах и Беломорске – в 15 метрах. В Сортавале – в 40 метрах. В Прионежье – в 30 метрах. Лоухи – в 50 метрах. Дальше всех в Олонецком районе и Пряже – 70 метров.
И возникает сразу несколько вопросов. А что, проблема алкоголизма в карельской глубинке менее актуальна, нежели в Петрозаводске? Еще как актуальна! Тогда почему никто не бьет тревогу по всем этим пресловутым метрам вдали от столицы Карелии? И чем хуже десять метров двадцати-тридцати-сорока метров? Тем, что на полминуты быстрее дойдешь от школы до алкогольной точки? В общем, есть чем забавляться народным избранникам, балансируя между интересами социума и бизнеса. И, похоже, бизнес свой интерес блюдет лучше, нежели противники алкоголизации подрастающего поколения.
Всего же на сессии было рассмотрено порядка тридцати вопросов. Но дебатов не возникало. Номер вопроса – кто «за» – решение принято. Рутина…