«Недовес» не поможет

О новинках осеннего призыва, здоровье новобранцев и об уклонистах-«переростках»

С тех пор, как для карельских юношей началась очередная ежегодная беготня по военкоматам и больницам, прошла уже половина месяца. Осенний призыв в этом году традиционно продлится с 1 октября до 31 декабря, и за это время многим нашим «рекрутам» предстоит привыкнуть к некоторым новшествам кампании, которые, впрочем, уже были опробованы на практике минувшей весной. Столкнуться с изменениями придется и тем, кто уже дожил до 27 лет, но в казармах по тем или иным причинам так и не побывал. 

О новинках осеннего призыва, здоровье новобранцев и об уклонистах-«переростках»

Возможно, поэтому, отдохнув после горячки весеннего призыва, в республиканском военкомате решили поделиться как его итогами, так и нововведениями в военном законодательстве, а также планами на ближайшее будущее. Информация, предоставленная карельским военкомом Андреем Артемьевым, оказалась достаточно скупой, зато четкой – по-военному.

Добро пожаловаться

– В период весенней кампании мы призвали и отправили на военную службу около тысячи граждан Карелии, подлежащих призыву, – резюмировал военком. – На сегодняшний день задача военкомата, совместно с правительством и другими государственными и правоохранительными структурами, – осенью отправить на службу более 800 граждан.

При этом ошибки комиссий в последнее время практически исключены: к примеру, только один карельский призывник из Сегежи в этом году был «неправильно призван» на военную службу. А еще в 2011 году число уволенных в запас по этой причине составляло 20 человек. По мнению военкома, военно-врачебная комиссия Карелии с каждым новым призывом работает все эффективнее и качественнее.

В качестве работы военкомата традиционно сомневается председатель Правозащитного союза Карелии Сергей Табаков, чья организация, как он уточняет, «никогда своих клиентов до армии не доводит».

– Мне довелось слышать, как господин Артемьев говорил о весеннем призыве и говорил о четырех случаях обжалования решений комиссии, отмечая, что это число резко упало, чему я очень удивился, – вспоминает юрист. – Позволю себе не согласиться: я лично за прошедшую кампанию, только с 1 апреля по 15 июля, подготовил 27 жалоб.

Более того, в последнее время снизилось не только количество положительных решений, но и появились решения, по выражению Табакова, «доселе вообще невиданные». Так, военком Карелии не выносил на заседания комиссий некоторые жалобы призывников. Если несогласия по категории годности по долгу службы все-таки приходится рассматривать, то к «иным мотивам» относятся гораздо более избирательно. Особенно это касается жалоб, связанных с лицензированием деятельности медицинских учреждений.

По словам Табакова, в Карелии, согласно существующим документам, есть только два места, где можно проводить медицинское освидетельствование призывников. Оба в Петрозаводске – на сборном пункте на Комсомольском проспекте и в поликлинике №2 на ул.Володарского:

– Выходит, все 17 отделов военного комиссариата республики по муниципальному образованию работают в зданиях, где медицинская деятельность запрещена. Возьмем в качестве примера Петрозаводск – все по стандартным повесткам приходят на Антикайнена… В большинстве случаев призывник, обжаловавший по этому поводу решение комиссии в прокуратуре, получал следующий ответ: ваше обращение переадресовано в военный комиссариат республики. Если одним из оснований являлась проблема лицензирования, Артемьев просто не выносил жалобу на рассмотрение призывной комиссии, что вообще-то является должностным преступлением.

«Никому в армии не нужны больные»

Однако не одним лицензированием «жив» призывник. Традиционно больной темой для сотрудников комиссариата остается его здоровье. По признанию военкома республики, лечебно-оздоровительные мероприятия, в том числе различные соревнования и спартакиады школьников, приносят ощутимую пользу, хотя на дополнительное медицинское обследование по-прежнему приходится отправлять значительное число новобранцев (в Петрозаводске – 25-26 процентов от общего количества).

– Если еще два года назад осенью показатель эффективности стремился к нулю, то год назад он вырос в целом по республике на 5,8 процента, – подчеркнул Артемьев. – Это значит, что из сотни ребят, по каким-то показателям не годных к военной службе, примерно 6 человек по результатам лечебно-оздоровительных мероприятий признаются годными.

Как бы то ни было, недовольных медиками ребят в республике меньше не становится. Более 90 процентов жалоб призывников, обращающихся в Правозащитный союз Карелии, не согласны с полученной категорией годности к военной службе. На помощь военкомату, судя по всему, придут изменения в федеральном законодательстве, внесенные с начала этого года и уточняющие список заболеваний, позволяющих «откосить».

– Меньше стало индивидуального подхода врача к определению категории годности, – отмечает председатель военно-врачебной комиссии РК Алексей Синицин. – Если, скажем, при плоскостопии второй степени категория годности определялась стадией артроза, то теперь это не имеет значения. Ранее артроз определялся индивидуально врачом-рентгенологом, теперь определяется только степень плоскостопия. Поэтому сложных вопросов, когда один врач поставит одну стадию артроза, другой – другую, а призывник обжалует решение призывной комиссии, станет меньше.

Самыми серьезными изменениями в статьях существующего расписания болезней правозащитник Сергей Табаков считает также уточнения по эпилепсии (была полностью «непризывной», сейчас – нет), бронхиальной астме (осталась полностью «непризывной», однако диагноз получить сложнее), грыже (уточнены требования), вышеупомянутому плоскостопию и заболеваниям нервной системы (аналогично эпилепсии).

Грустная новость для «лиц с недостаточным питанием», то есть тех, кто имеет индекс массы тела ниже 18 кг на квадратный метр – а эта категория призывников в Карелии встречается чаще остальных.

– Раньше давалась одна отсрочка для наблюдения и обследования на срок до 6 месяцев, – объясняет Алексей Синицин. – Затем, если призывник не набирал вес, проводилось обследование физической работоспособности – он крутил педали велотренажера. При необходимости предоставлялась еще одна отсрочка, а если и тогда вес не набирался, то призывник зачислялся в запас.

Теперь же подход изменился: отсрочку дадут всего раз, а потом вне зависимости от набранных или потерянных килограммов новобранец получит категорию «Б-3» (годен с незначительными ограничениями).

Уточненное расписание болезней действует с 1 апреля этого года и уже успело наделать много шума среди населения, посчитавшего, что отныне «грести» будут всех подряд. Тем не менее Сергей Табаков не видит оснований для крупномасштабных волнений.

– Это, конечно, позорище, но не катастрофа. Я не очень понимаю, откуда взялась паника, новое положение писалось долго, а предыдущее действовало десять лет, с 2003 года, и все могло быть гораздо хуже, – считает правозащитник. – Скажем, если вторая степень с артрозом второй стадии ранее давала освобождение, то сейчас нет. Однако, хотя плоскостопие и называют болезнью призывников, судя по моей практике, это далеко не массовое явление. У нашего населения распространено мнение, что государству лишь бы кого забрать, а там пусть помирает. На самом деле это не так: никому в армии не нужны больные.

Больным – истинным и мнимым – следует знать вот что: если по прежнему законодательству призывникам до начала медицинского освидетельствования должен был проводиться ряд обязательных анализов (кровь, моча, ЭКГ и флюорография), то теперь к этому списку добавились еще два обследования.

– Для каждого призывника, вне зависимости от его состояния здоровья, должны быть проведены исследования крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека и гепатита B и C, – говорит Табаков. – Без этих результатов, впрочем, как и без остальных, медосвидетельствование изначально становится незаконным. Почему-то большинство новобранцев и их родителей об этом не знает.

Норма начала «работать» только в этом году, и, по заверениям правозащитника, военкомат вроде бы приступил к ее выполнению, но ненадолго. Впервые такое направление Табаков получил от призывника только в конце мая, что позволяет ему предположить: большую часть из тысячи призывников в весеннюю кампанию в армию призвали незаконно, поскольку «недообследовали». Похожая ситуация, судя по всему, повторится и с осенним призывом.

Или право имею?

Пришло время поговорить о «переростках», то есть о тех, кому исполнилось 27 лет, и призыву уже не подлежащих. В этом году их ждал сюрприз.

– Отличительной особенностью весенней кампании было то, что мы работали в рамках измененного федерального законодательства, – говорит Артемьев. – Граждане, достигшие возраста 27 лет и не служившие в армии, тоже прибывают на заседание призывной комиссии, и по ним принимается решение, не служил он по уважительным или неуважительным причинам.

Таких через военкомат весной прошло 100 человек, и выяснилось, что 87 граждан не служили, не имея на то законных оснований. Другими словами, они превратились в уклонистов. По информации военкома, некоторые из них находились на государственной и муниципальной службе, что послужило поводом их увольнения. Точные цифры Артемьев назвать не смог, признавшись, что его ведомство не ведет подобную статистику, однако напомнил, что по новому закону эти люди не подлежат дальнейшему приему на работу в органы государственной власти.

Между тем само по себе появление нового закона у юристов вызывает недоумение. Сергей Табаков уверен, что он противоречит и конституционному законодательству, и тем более Уголовному кодексу РФ:

– Если гражданина признают уклонистом после 27 лет, то, по сути, дважды наказывают за одно и то же. Если ты уклонился от призыва, тебя должны были привлечь по уголовной статье. А если тебя не привлекли, значит, ты не служил законно. А двойное наказание за одно и то же нарушает фундаментальный правовой принцип. Кроме этого, для гражданина вводятся и иные санкции, имеющие отрицательные правовые последствия – в виде особого военного билета («уклонисту» в документе ставится соответствующая пометка. – Авт.), запрет в приеме на госслужбу и т.д.

Любопытно, что новый закон не имеет «срока давности». То есть признать гражданина уклонистом могут и в 40 лет, при этом не давая ему возможности исправить ошибку молодости и наверстать упущенное, чтобы не лишаться работы, не платить штраф или, того хуже, не стать уголовником.

– Десять лет назад те, кто был признан ограниченно годным, по достижении 27 лет не передавались в запас, а проходили переосвидетельствование раз в три года, – напоминает военком Артемьев. – В 2004 году, если не ошибаюсь, эта норма была удалена. Сейчас нет механизма передачи людей из категории граждан, пребывающих в запасе, в категорию граждан, подлежащих призыву.

Похоже, на данный момент созданы все условия для появления судебного прецедента. Так, сообщил Артемьев, призывная комиссия одного из районов признала совсем уж взрослого жителя Карелии уклонистом. Выяснилось, что в свои 40 лет мужчина находится на муниципальной службе и до сих пор не состоит на воинском учете. Однако в итоге гражданин обратился в суд, и тяжба длится до сих пор. Другой же уклонист все-таки получил «черную метку» в военном билете. Он после 27 лет пришел в петрозаводский военкомат за документом и, по словам Табакова, поверг комиссию в смятение, поскольку до окончания призывного возраста служил в полиции и успел четыре раза побывать в боевых командировках в Чечне.

Доходило до смешного: новый закон вступил в силу с 1 января этого года, но был одобрен еще в июле предыдущего, и, как минимум, троим «перестаркам», чтобы получить военный билет, пришлось ждать более полугода. При этом одному из них «военник» был необходим по требованию потенциального работодателя, что могло бы повлиять на дальнейшее трудоустройство.

– Граждане в конце 2013 года обратились в военкомат за военными билетами, на что им было сказано: извините, у нас закончились бланки, приходите после Нового года. В январе мужчины обратились снова, однако сотрудники сослались на новый закон – мол, мы не имеем права решать, не служили ли вы по законным или незаконным основаниям, поэтому ждите 1 апреля, когда будут созданы призывные комиссии. Уже после 1 апреля бывшим призывникам было сказано, что нет соответствующего положения о призыве, которое вышло только в мае. В итоге мужчины получили военные билеты летом.

Между тем, подчеркивает правозащитник, по закону документ учета должны выдать в течение 10 дней с момента обращения. С чем были связаны подобные действия военкомата, остается только догадываться.

Так или иначе, Конституционный суд РФ недавно был вынужден приступить к проверке скандального закона, и юристы надеются, что долго новые нормы не проживут. Вообще же споры о тонкостях военной службы по призыву с новой силой возобновляются с каждой новой кампанией. И, как обычно, по одну сторону баррикад находится военком, утверждающий, что «в последние годы наблюдаются патриотический «бум» и стремление молодых людей служить в вооруженных силах», а по другую – правозащитники и не иссякающий поток жалоб от новобранцев. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру