Сколько тратят партии в Карелии?

Как партии считают свои деньги

17 декабря 2014 в 13:22, просмотров: 1518

Выборы – состояние для нашей страны перманентное. Они начинаются и – не заканчиваются. Обязательно где-­то будут довыборы, внеплановые перевыборы и пр. В то же время в так называемый межвыборный период партии, движения, объединения свою деятельность, в том числе и финансовую, не прекращают. Рядовые граждане отчитываются о своих финансах в налоговой инспекции, а отчитываются ли партии? Оказывается, да, и не просто на словах.  

Сколько тратят партии в Карелии?
Владимир Левкин: "Невыполнение уставных обязанностей является основанием для ликвидации партии"

О нюансах таких отчетов мы беседуем с заместителем председателя ЦИК Карелии Владимиром Левкиным.

Открыто! Считайте

– Владимир Александрович, все в конце года подводят итоги. А партии тоже отчитываются?

– Как председатель Контрольно­ревизионной службы ЦИК Карелии, могу ответственно заявить, что без отчета деятельность партий и объединений просто невозможна. И этому есть несколько причин. Пожалуй, на первое место я поставлю принцип открытости: политические партии действуют гласно, информация об их деятельности является общедоступной.

У наших избирателей большой интерес вызывает финансовая составляющая деятельности политических партий, их региональных отделений. И вот чтобы избиратель получил ответы на свои вопросы, мы задействуем целый ряд организационных мероприятий. В ходе избирательных кампаний регионального и федерального уровней контрольно­ревизионная служба ЦИК Карелии обеспечивает соблюдение избирательными объединениями, зарегистрированными кандидатами требований закона, соответствующих постановлений и инструкций ЦИК России и ЦИК Карелии. В межвыборный период финансовая деятельность политических партий также не остается без должного внимания и контроля. Контроль осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

– Ну, как говорится, до Москвы далеко…

– В принципе, вы правы. Но ведь и мы, на местах, не спим. В соответствии с п.3 ст.34 Федерального закона «О политических партиях» региональные отделения политических партий с 4 квартала 2005 года ежеквартально представляют в контрольно­ревизионную службу ЦИК Карелии сведения о поступлении и расходовании средств.

– Хорошо, могут ли читатели «МК» получить пример?

– Пожалуйста, возьмем самый свежий пример из этих отчетов. В 3 квартале текущего года в региональные отделения политических партий Карелии поступило 5,3 млн. рублей. На осуществление уставной деятельности ими израсходовано порядка 56% всех имеющихся средств с учетом остатка средств на начало квартала. На содержание самих региональных отделений политических партий израсходовано 89,4% от суммы всех затраченных средств.

Доверяют или проверяют?

– Владимир Александрович, а вы проверяете эти отчеты или это так: что написали, то и ладно?

– Ну, разумеется, проверяем! И более того, даем свое заключение на предмет достоверности, полноты и правильности предоставления сведений. А потом уже ЦИК Карелии направляет сводную информацию выше, в ЦИК России.

– Хоть режьте, не поверю, что у всех по отчетности все в порядке…

– Верно, идеальных отчетов в природе быть не может. На этот случай у нас есть определенные меры реагирования на допущенные нарушения. Не буду утомлять перечнем, довольно серьезным, кстати, читателей «МК», но заверяю вас, последствия неисправления или непредставления сведений очень серьезны для партий.

– Опять позволю себе попросить пример.

– Если, процедурно, то мы делаем следующее: информация о региональных отделениях политических партий, не представивших в установленный законом срок сведения, направляется в управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, у которых также есть способы реагирования на ситуацию.

Наши партии за доллары не продаются!

– Все эти финансовые вопросы деятельности и отчетности партий – нечто застывшее на века или законодательство в этом плане меняется?

– Вопросы, связанные с финансированием политических партий, избирательных объединений, финансовой отчетностью, правовой ответственностью за нарушение финансирования деятельности партий, сроков предоставления отчетности, осуществлением контроля за финансированием выборов, постоянно находятся в поле зрения законодателей и претерпевают изменения. Президент Российской Федерации В.В.Путин 24 ноября 2014 года подписал Федеральный Закон № 355­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления». В частности, в Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95­ФЗ «О политических партиях» внесены изменения, не допускающие заключение политической партии, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с иностранными государствами и иностранными юридическими лицами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, международными организациями и международными общественными движениями, некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента и др.

Контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, а также за источниками денежных средств и иного имущества политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, полученных в результате совершения сделок, полностью возлагается на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Почему две партии в Карелии ликвидированы

– Не могу не задать вопрос, который волнует нашего читателя: ну вот, нарушила партия или избирательное объединение какой­либо из пунктов закона по финансированию или отчетности. Или документы не представила в срок. Или представила не те документы. Что конкретно с ней произойдет?

– Не могу не привести пример, который, как мне кажется, многое разъяснит вашим таким активным читателям. Недавно региональное отделение политической партии «Самодержавная Россия» в Республике Карелия и Региональное отделение в Республике Карелия Всероссийской политической партии «Правое дело» были ликвидированы.

«Правое дело» ликвидировано по решению суда на основании статьи 42 Федерального закона от 11.07.2001 №95­ФЗ «О политических партиях» (неустранение в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии).

А региональное отделение политической партии «Самодержавная Россия» в Республике Карелия исключено из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 11.07.2001 №95­ФЗ «О политических партиях» (политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 11.07.2001 №95­ФЗ «О политических партиях», не представила в федеральный уполномоченный орган копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации) и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 01.08.2014 №1377­р «О признании документа о государственной регистрации политической партии утратившим силу и исключении политической партии и ее структурных подразделений из Единого государственного реестра юридических лиц». Подытоживаю: невыполнение уставных обязанностей является основанием для ликвидации партии.

Что в перспективе

– Да, оказывается, у вас большие полномочия…

– И большая ответственность, хочу вам заметить. И, как у нас водится, на таких ответственных со временем возлагают еще больше надежды и еще больше ответственности. Сейчас внесены изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67­ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В частности, в статью 60 «Контрольно­ревизионная служба». Здесь более подробно и широко прописаны полномочия службы, направления ее работы при проведении проверок на выборах разного уровня. Внесены также изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части увеличения размеров штрафов в действующие статьи, предусматривающие ответственность за нарушения порядка финансирования выборов. Расширен диапазон административной ответственности участников избирательного процесса за нарушения избирательного права. В связи с этим Кодекс дополнен рядом новых статей: «Статья 5.64. Нарушение порядка или срока предоставления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета политической партии»; «Статья 5.65. Незаконное использование политической партией денежных средств и иного имущества при финансировании своей деятельности, не связанной с участием в выборах и референдумах»; «Статья 5.66. Незаконное финансирование деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах»; «Статья 5.67. Нарушение срока возврата жертвователю, перечисления (передачи) в доход Российской Федерации пожертвований политической партии»; «Статья 5.68. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите. Например, в соответствии с этой статьей, нарушение политической партией требований об обязательном аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии влечет наложение административного штрафа на политическую партию в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

– Как вы оцениваете перспективы таких изменений?

– Предстоит большая работа по приведению соответствующих законов, подзаконных актов в соответствие с требованиями Федерального закона № 355­ФЗ. Это – для нас. А для партий – тут, с моей точки зрения, все достаточно прямолинейно: не кривите душой, ведите дела честно – и избиратель будет вам доверять, и ЦИК претензий иметь не будет. 




    Партнеры