Политические события года
Уходящий год ознаменовался в основном громкими отставками – назначения были куда менее заметны и практически все уместились в реорганизацию структуры правительства. Теперь в нашей республике министры – отдельно, а правительство, состоящее из заместителей главы, – отдельно. По сути, из руководителей министерств в него вошла только Мария Данилова, министр юстиции.
Самые же громкие отставки произошли не на региональном, а на местном уровне. Во-первых, со своего поста тихо ушел руководитель администрации Костомукши Александр Лохно. За время своего «царствования» Александр Григорьевич прославился несколькими серьезными скандалами. Во-первых, фактически дал узаконить открытый базар на центральной улице города, контролирующие органы сделать с ним ничего не могут. Во-вторых, умудрился назначить себе в прямое подчинение безработного сына – горный инженер стал директором муниципального бассейна. Правда, тут уже прокуратура отреагировала жестко, и сыну пришлось уволиться.
Сейчас в отношении Александра Лохно проводится проверка по факту незаконной передачи земельных участков. Как выяснил портал «64-я параллель», землю в весьма престижном месте градоначальник раздавал родственникам, причем в округе не прописанным, и без всяких конкурсов.
Политическое долгожительство столь неспокойного чиновника объяснялось всемерной поддержкой республиканских властей. Поговаривают, что Лохно пообещал правительству республики отсудить у градообразующего предприятия «Карельский окатыш» миллиарды, которые потерял регион в связи с вхождением «Северстали» в Консолидированную группу налогоплательщиков. Он действительно затеял судебный процесс по изменению условий землепользования, но в итоги все суды проиграл, и республика потеряла к нему всякий интерес. Не дожидаясь, пока его «уйдут», Лохно ушел сам.
Второй громкой отставкой стало вроде как обычное расторжение контракта с директором петрозаводского Дворца творчества детей и юношества Оксаной Старшовой. Комментировать свое решение петрозаводская градоначальница Галина Ширшина отказалась, что стало причиной небольшого ведомственного скандала. Но после того, как выяснилось, что на место Старшовой была посажена Светлана Чечиль, сестра Василия Попова, «финансового опекуна» Ширшиной на выборах, ситуация выплеснулась за пределы города. За Старшову вступились на всех уровнях, но госпожа мэр осталась при своем мнении. Тогда глава республики Александр Худилайнен неожиданно двинул опального директора в детские омбудсмены, что, видимо, должно было стать Петрозаводску неким щелчком по носу – очередным выпадом в вялотекущей войне между руководством карельской столицы и региональной властью. Особого эффекта от этого щелчка не наблюдалось, поскольку большинство общественников Карелии выступили против этой кандидатуры. Что, впрочем, не помешало Законодательному Собранию ее утвердить.
Изрядно повеселили народ карельские коммунисты. Неожиданно из рядов партии была исключена одна из ее главных карельских фигур – руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Александр Меркушев. Вместе с ним партбилета лишились еще несколько его товарищей, и формулировки изгнания были весьма туманными. Впрочем, это решение республиканского рескома КПРФ в конце концов было отменено контрольно-ревизионной комиссией карельского отделения партии, Меркушева и его товарищей в рядах восстановили.
Но главным политическим скандалом уходящего года стало отстранение председателя Петросовета Олега Фокина от партбилета. Он был исключен из «Единой России» за дискредитацию партии, но, вопреки ожиданиям, председательского кресла не потерял. Наоборот, его позиции в Петросовете еще более укрепились: не без его участия фракция «ЕР» неожиданно трансформировалась в депутатское объединение, а ее руководитель Андрей Белянинов был переизбран – его место занял Святослав Нефедов. Впрочем, вышестоящие партийные инстанции этот демарш отменили. Как будут работать петрозаводские «единороссы» в дальнейшем, мы узнаем лишь в новом году.
Скандал года
В октябре 2013-го задыхающееся от непосильных долгов петрозаводское МУП «Городской транспорт» превратилось в банкрота, и долгие месяцы население вместе со СМИ следили за попытками мэрии и руководства бывшего троллейбусного управления поставить предприятие на ноги.
Скажем сразу: не поставили, но кое-что все же сделано. «Экономический» кульбит с проездом за 10 рублей вместо 17, проделанный в январе, до сих пор вызывает жаркие споры. Демпинг стал причиной однодневной забастовки водителей «маршруток», которая наделала много шума и привела к бесконечным судебным разборкам между мэрией и частниками.
Летом МУП стал еще на один шаг ближе к ликвидации, перейдя в стадию внешнего управления. Начались разговоры о судьбе недвижимого имущества: троллейбусное управление вспомнило про «неликвид» вроде ангара на улице Путейской. А к осени у нынешней городской власти появились вопросы к предшественникам. Именно результаты аудита контрольного управления в мэрии, которое нашло многочисленные нарушения, судя по всему, превратили экс-директора МУПа Вадима Сухарева в фигуранта уголовного дела.
Сюрприз преподнесли и частные перевозчики. В октябре один из кредиторов предприятия Виталий Вайганов, директор ООО «Петро-Авто», выкупил половину всех долгов «Городского транспорта» – 27 с лишним миллионов рублей. Вдобавок на собрании кредиторы отклонили план, предложенный внешним управляющим Федором Шпетом. Троллейбусное управление тут же заявило о рейдерском захвате и о возможной гибели социально значимого для столицы электротранспорта. Правда, гнев главным образом обрушился на другого кредитора, бизнесмена и бывшего руководителя Ассоциации перевозчиков Николая Тараканова, который арендует у МУПа гараж на Путейской. Тут руководство вспомнило копеечную арендную плату, получаемую от бизнесмена, а тот напирал на законность и «рыночность» всех процедур. Мэрия прибегла к проверенному временем методу, устроив масштабный митинг в поддержку предприятия, на что антагонисты ответили целой серией протестных акций.
Кульминацией годового противостояния можно считать декабрьское решение Петросовета о выделении троллейбусам 60 с лишним дополнительных миллионов рублей. Они пошли на погашение всех долгов перед кредиторами, и внешний управляющий уже обратился в карельский Арбитраж с заявлением о прекращении процедуры банкротства.
Забавнее всего то, что при заметно обострившейся борьбе между автобусами и троллейбусами в уходящем году тарифная политика в общественном транспорте города отличалась небывалой стабильностью. Более того, конкуренция ненадолго привела к снижению стоимости проезда. В январе частники вдохновились примером МУПа, и мы могли месяц кататься на маршрутках за 15, а не за 20 рублей. Но троллейбусники поднимают цены: как нам признался директор МУПа, билет, скорее всего, уже с 1 января будет стоить 12 рублей. Думается, частники последуют примеру «коллег» и тоже надбавят за проезд.
Прорыв года
Уходящий год был настолько беден на яркие события, что прорывом года «МК» в Карелии» считает постоянные прорывы – до 8 раз! – на теплотрассе в районе петрозаводской улицы Анохина. Напомним, в этом году там начался масштабный ремонт трубопровода – тот был признан аварийным и мог привести к чрезвычайным ситуациям. По мнению экспертов, требовалась срочная замена труб для обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения почти 50 процентов населения карельской столицы. Реконструкция вызвала острую дискуссию в обществе, поскольку, как выяснилось, во время работ специалистам необходимо было снести на этом участке большое количество деревьев.
Первый этап масштабного ремонта (от улицы Красной до проспекта Ленина) уже почти был завершен, когда карельская природоохранная прокуратура запретила работы из-за угрозы сноса ценных пород деревьев. Коммунальщикам приходилось какое-то время простаивать в ожидании решения надзорного органа. А в конце августа на теплотрассе и начались прорывы, один за другим. Как сетовали сами специалисты, почти 40-летний период работы повлиял на техническое состояние труб и тепловых камер. Наиболее заметная поломка случилась накануне отопительного сезона, в конце сентября. Жителям трех районов города – Голиковки, Зареки, Кукковки – пришлось посидеть без кипятка несколько дней. Когда авария наконец-то была устранена, на участке появилась еще одна «дыра».
Словом, реконструкция теплотрассы на Анохина стала для городской администрации и подрядчика своеобразным «мертвым грузом». Мэрия города вынуждена была запретить энергетикам вырубать зеленые насаждения. Те, в свою очередь, в ноябре подали на городские власти жалобу в суд, который им отказал.
Как уверяют коммунальщики, теплотрасса на Анохина в нынешнем состоянии сможет работать лишь до августа 2016 года, после чего она станет непригодна для эксплуатации из-за критического износа оборудования.
Преступление года
Не будем обнимать необъятное и сосредоточимся на трех основных криминальных «столпах», которыми отметился 2014 год. Особняком стоят уголовные дела по обвинению во взяточничестве сразу двух мэров карельских городов.
В середине лета глава Суоярви Андрей Лапин за мздоимство получил 3 года колонии со штрафом в 5 миллионов рублей. Следствие и суд выяснили, что в 2011-2012 годах он на пару с депутатом горсовета Глебом Сазоновым требовал с местного бизнесмена деньги за то, чтобы тот смог получить в аренду суоярвскую котельную. Обоих взяли при получении 100 тысяч рублей. Под следствием также находится глава Кеми Игорь Пигалкин: он подозревается в том, что вымогал 90 тысяч рублей у компании-подрядчика за проделанный дорожный ремонт, угрожая возможными проблемами в бизнесе. Мэра, перенесшего инсульт, пытались заключить под стражу, но безуспешно.
Особо отметился бывший первый заместитель министра труда республики Гивий Карапетов: сейчас он находится в петрозаводском СИЗО по подозрению как минимум в двух эпизодах взяточничества. По версии следствия, высокий чин получил около 700 тысяч рублей за помощь с трудовыми квотами для иностранцев и расселение в подведомственном общежитии.
Однако всех этих статусных мздоимцев переплюнула рядовая сотрудница администрации поселка Хийтола Лахденпохского района, которая в апреле получила взятку почти в 7 миллионов рублей, что равняется годовому бюджету муниципалитета.
Не обошла Фемида вниманием и «оборотней в погонах»: за решетку отправился бывший следователь костомукшского отдела Следкома Антон Степанов. Он за 400 тысяч рублей обещал местному жителю прекратить уголовное дело, причем в реальности не существующее.
Полицейские традиционно объясняют рост взяточничества своей хорошей работой – выявлять стали больше. Наверное, это также стало причиной вала сообщений о преступлениях в отношении малолетних. Осенью-зимой Петрозаводск вздрогнул от нескольких сообщений о педофилах, нападавших на подростков. Сначала попался мужчина, который заманил девочку в подвал и вколол ей наркотик, затем у Школы искусств в ноябре на двух девочек, идущих на учебу, напал молодой парень. Наконец, под конец декабря в лифте дома по улице Софьи Ковалевской женщина с поличным застукала незнакомца, который приставал к ее 9-летнему сыну. Все подозреваемые задержаны, однако любые подробности о происшествиях по понятным причинам не разглашаются. Компанию педофилам составили насильники: один летом в Петрозаводске напал на девушку в подъезде дома на улице Шотмана, второй, житель Медвежьегорска, на 14 лет отправился за решетку за серию нападений на девушек, с которыми знакомился в Интернете.
Но на федеральный уровень вышел скандальный случай, когда на улице Варламова мужчина зверски избил соседа из-за места на парковке. Резонанс был вызван тем, что драку бесстрастно зафиксировала камера видеонаблюдения.
Персона года
Самой освещаемой нашей газетой персоной в этом году стал вроде как бывший мэр Олонца Сергей Кохов. «Вроде как» – потому что просто бывшим он становился уже не однажды. Заработав за свою трудовую деятельность два «неуда» от депутатского корпуса и уголовное дело (закрытое по нереабилитирующим обстоятельствам), Сергей Сергеевич пост мэра покинул, но тут же был принят на работу новым мэром в качестве первого зама. Новый мэр тут же ушел в отставку, и Сергей Кохов продолжил руководить городом в качестве и.о. главы.
За время своего владычества наворотил и.о. немало. Он не платил зарплату штатным работникам местного Совета; увековечил свою подпись, установив памятную плиту с выбитым на ней официальным распоряжением главы муниципалитета; вычеркивал из списка получателей почетной грамоты главы уже приглашенных на мероприятие людей… Апогеем деятельности Кохова должен был стать отказ выделить средства на выборы мэра Олонца, которые проходили в начале декабря. Несмотря на многочисленные предписания и предупреждения, денег он так и не дал – они нашлись в республиканской казне. В итоге в отношении Кохова было возбуждено очередное уголовное дело, теперь уже за воспрепятствование выборам.
Но и это оказалось не пределом. Понимая, что с избранием нового главы города дни его во власти сочтены, и.о мэра отпустил себя в отпуск за свой счет сроком… на год. И исчез, не передав новому градоначальнику ни печать, ни ключи от сейфа. При этом, заметьте, он все еще не уволен.
Цифра года
Всего 10 метров – такое расстояние от образовательных и спортивных учреждений для продажи спиртного принял Петросовет 3 июля этого года. По мнению ряда наблюдателей, установление такого «антиалкогольного расстояния» сделано с подачи городской администрации. Ведь именно ее специалисты имели возможность и знания, чтобы обосновать неожиданное предложение. В пояснительной записке к нему утверждается: если расстояние от магазина до школы (стадиона, больницы и т.д.) установить в сто метров, в эту зону попадут более 60 торговых точек. При установлении пятидесятиметровой зоны – 30 предприятий торговли и общественного питания. Иными словами, действующий федеральный запрет в 100 метров приведет к ежегодной потере около 5 млн. рублей налоговых поступлений в бюджет города.
Сокращение «зоны отчуждения» до 10 метров «на ура» приняло большинство депутатов карельской столицы, которые так или иначе связаны с бизнесом. Утверждают, что это был своеобразный компромисс парламентариев и мэрии, поскольку изначально на той же июньской сессии депутаты готовились поставить «неуд» за работу главе города Галине Ширшиной. Но эта инициатива неожиданно провалилась, не исключено, что в обмен на эти самые 10 метров.
«Метры согласия» вызвали крайне негативную реакцию главы Карелии и критику со стороны детского омбудсмена Астахова. Депутатам даже пришлось объясняться перед телекамерами федеральных СМИ. Городская, а потом и региональная конференция «Единой России» выступили с настоятельной рекомендацией народным избранникам Петрозаводска срочно пересмотреть спорное решение. Комиссия Петросовета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту поддержала инициативу группы парламентариев в десять раз увеличить дистанцию между алкомаркетами и образовательными учреждениями. Но каждый раз эти попытки депутатов-активистов проваливались на очередных сессиях городского совета.
Печально, но факт: Карелия недавно была признана самым пьющим регионом страны. К такому выводу пришли аналитики в исследовании Intesco Research Group «Рынок алкогольной продукции: комплексный анализ и прогноз до 2016 года».
Цитата года
В этом году медиа-личности республики неустанно радовали нас высказываниями, веселыми и не очень. По итогам года мы выделили четыре наиболее нам понравившихся:
Валентин Чмиль, министр экономического развития РК:
«Я не могу принудительно брать отходы чего-то теплого, что вываливается из коровок и птичек, и заставить перерабатывать!»
Григорий Мануйлов, министр сельского, рыбного и охотничьего хозяйства РК:
«В Карелии должны быть какие-нибудь профилактории для особо выдающихся коров, чтобы держать их на особом рационе»
Эмилия Слабунова, депутат Законодательного Собрания РК:
«Если мы внимательно весь список аргументов проанализируем, то эти аргументы рассыпаются – ну, при малейшем дуновении… мысли!»
Но первое место большинство сотрудников редакции отдало Владимиру Каплину, депутату Совета Петрозаводского городского округа. На одной из сессий Петросовета он сказал:
«Вот вы хотите, чтобы Галина Игоревна вам шла, депутаты, навстречу… А сами выступаете против них, поворачиваясь к ним своими ягодицами!».
Тост
Вот таким предстал уходящий год со страниц нашей газеты. И сегодня, в преддверии боя курантов, мы желаем вам, дорогие читатели, чтобы наш обзор года 2015-го был посвящен только радостным, веселым и интересным событиям. А все грустное, плохое и страшное должно быть настолько блеклым и невыдающимся, что не стоило бы нашего с вами внимания.
Здоровья вам, удачи и всего самого доброго! С Новым годом!