"СтопХама" в Карелии нет, но он зарабатывает

Деятельность карельского отделения этого молодежного движения хотят ограничить отдельной статьей административного законодательства

День ото дня все более агрессивные действия добровольных борцов с неправильной парковкой породили создание противоборствующего им движения «Анти¬СтопХам». По мнению последних, «СтопХам» стал чисто коммерческим проектом, основанным на провокации конфликтов, и обуздать распоясавшихся «малолеток» можно только законодательно. Мнения полиции и прокуратуры на этот счет разделились – а тем временем российский «СтопХам» превращается в околокриминальную группировку. 

Деятельность карельского отделения этого молодежного движения хотят ограничить отдельной статьей административного законодательства
Действия активистов-"стопхамовцев" раздражают уже и полицию

Призвать к порядку

Ролики карельских «стопхамовцев» периодически «взрывают» Интернет. Бесстрашные молодые люди героически борются с нерадивыми водителями, нарушающими правила парковки. Поначалу они просто наклеивали на лобовые стекла машин стикеры с надписью «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу». Но раз от раза их пикировки с водителями принимали все более и более агрессивный оттенок.

Несколько раз скандалы, разрекламированные «Ютубом», становились предметом бурного обсуждения в республиканской прессе. И каждый раз мнения участников дискуссии поляризировались по одному и тому же принципу. Одни указывают на то, что граждане, а тем более несовершеннолетние, не могут подменять собой ГИБДД. Вторые возражают – мол, нет пока других эффективных способов бороться с наплевательским отношением некоторых граждан к Правилам дорожного движения. В нашей республике дискуссия выплеснулась уже на уровень законодательный – но и там обе позиции нашли своих сторонников.

Вопрос о внесении изменений в административное законодательство республики рассматривался на заседании комитета по законности и правопорядку Законодательного Собрания. Поводом стало обращение КРОО «Мотоклуб «Северный народ», потребовавшего законодательно обуздать «стопхамовцев», зачастую использующих в своей деятельности спорные и провокационные методы.

Председательствовавшая на заседании депутат Ольга Шмаеник сразу обозначила границы обсуждения: не оценивать деятельность «СтопХама» или «АнтиСтопХама», а выяснить – имеется ли необходимость изменения карельского закона «Об административных правонарушениях» путем внесения еще одной статьи или же законодательством уже предусмотрены рычаги воздействия на нарушителей порядка. Компетентное мнение на этот счет приглашены были высказать представители республиканских ГИБДД, прокуратуры и Минюста, а также Управления Минюста РФ. Первым на трибуну пригласили замначальника карельского ГИБДД Евгения Путилина.

Вопросы формулировок

Товарищ полковник ничего особо нового не высказал: автоинспекция не видит в новой административной статье ни смысла, ни необходимости. По мнению руководителей ведомства, в законе есть все необходимое для привлечения к ответственности нарушителей порядка.

– Как это будет звучать? – не понимает Евгений Путилин. – Объявить общественную организацию антиобщественной? Или если мы будем ее объявлять какой-то другой – в части, касающейся экстремизма, – то это уже очень серьезно…

Впрочем, позиция «гаишников» объяснима, и назвать ее непредвзятой я не готов. Когда карельские водители массово паркуются в неположенных местах, все претензии населения адресованы именно в ГИБДД, и полицейскому начальству приходится отдуваться. В этих условиях для инспекторов просто спасение появление такого «летучего отряда» в лице «СтопХама», выполняющего их работу. А то, что акции юных борцов за соблюдение ПДД частенько заканчиваются стычками, – проблема уже не ГИБДД, а полиции общественной безопасности. И отчетность их.

Впрочем, руководитель ГИБДД Карелии Андрей Червочкин на одной из пресс-конференций признал, что поведение активистов карельского «СтопХама» в отдельных случаях является провокационным. При этом, по его мнению, «стопхамовцы» не задумываются о последствиях своих действий.

И еще, на что полковник Путилин обратил внимание. Какая бы новая статья закона ни была придумана, «СтопХаму» на нее плевать: организация состоит в основном из несовершеннолетних, которые все равно под административную ответственность не подпадают.

С этим мнением не согласилась прокуратура. В надзорном ведомстве напоминают, что любое участие граждан в охране общественного порядка, в том числе и при соблюдении ПДД, должно базироваться на законе. Есть свежепринятый закон о добровольных народных дружинах, но он не предусматривает никакой самодеятельности, любые рейды – только с санкции сотрудников силовых ведомств. Кроме того, в спорных случаях водитель, не считающий себя виноватым, лишен возможности отстоять свои интересы.

– Возникает спор. Обжаловать какие-то действия в суде – да, можно. Но найдет ли он тех людей, которые остановили его на улице? – задается вопросом старший помощник карельского прокурора Алла Суханова. Но признала, что потока жалоб на действия «стопхамовцев» в республике нет.

Эту позицию поддержал и республиканский Минюст, которому теперь предстоит по депутатскому заданию проверить регистрационные документы и отчетность общественной организации «СтопХам». Кроме того, народные избранники заинтересовались источниками финансирования этого НКО. И тут вскрылись интересные моменты.

«Являющиеся представители»

В Карелии «СтопХама» юридически вообще нет. Неизвестны ни адрес офиса, ни телефон организации. Нет даже сайта – только группа в социальной сети и мобильный телефон девушки, представленной как руководитель. Даже название совещание в Заксобрании носило характер несколько неопределенный: «О действиях групп лиц, являющихся представителями организации «СтопХам».

Юридическую несостоятельность подтвердила «МК» в Карелии» и руководитель петрозаводского движения, 19-летняя Лейла Никитина:

– Мы сейчас проходим процедуру регистрации через московское отделение. Они зарегистрированы как некоммерческая организация. А мы будем их региональным отделением. Это общественное движение. Но в законодательстве нет такого вида регистрации.

Что же касается денег, то вопрос нужно ставить шире: не на какие финансовые средства существует «СтопХам», а для каких финансовых целей. По утверждению руководителя карельского «АнтиСтопХама» Олега Алексеева, весь проект носит чисто коммерческий характер и даже имеет «прикрытие» за границей.

Судя по предоставленной им информации, широко рекламируемые и постоянно обновляемые ролики о рейдах «стопхамовцев», выложенные на «Ютуб», являются отличным источником заработка. Согласно предоставленной статистике, только за 30 дней петрозаводские ролики заработали больше 500 долларов на просмотрах.

С этими цифрами да и вообще с постановкой вопроса Лейла Никитина категорически не согласна. По ее подсчетам, за январь они заработали 134 доллара США, то есть примерно 8,5 тыс. рублей.

– Да, у нас есть партнерская программа с Ютубом, – признает девушка. – Но то, что предоставили «Антистопхамы», не соответствует действительности. Нет такой программы, которая точно определяет количество заработка. На деньги с партнерской программы мы заказываем наклейки, покупаем технику для съемки – видеокамеры, фотоаппараты, GoPro. Также участники, которые получили в драке повреждения, получают премию.

Кроме того, говорит Лейла, youtube снимает за поддержку 30 процентов от суммы. Так что миллионы петрозаводским «стопхамовцам» и не снились

Но это в Карелии, а в Москве участники движения, по сведениям СМИ, нашли куда более выгодный способ заработка. Наиболее характерной остается история, которую рассказали в ноябре прошлого года «Новые Ведомости». При санкционированном судом сносе гаражей на Дмитровском шоссе на площадку неожиданно пришла группа молодых людей с экипировкой «СтопХама», начала активно мешать строителям, а один ударил полицейского.

«Обозреватели отмечают, что общественный проект, начавший благое дело борьбы с хамством водителей автомобилей во благо людей, становится коммерческим предприятием для его руководителей, – пишет издание. – Источником дохода стали поступления от программы монетизации интернет-ресурса YouTube за видеосюжеты проводимых рейдов «СтопХама». Однако, как полагают аналитики, куда больший доход сейчас приносит наем «боевой пехоты», т.е. физически крепких активистов, сторонами различных конфликтов… По слухам, за участие в акции на территории гаражного кооператива № 147 на Дмитровском шоссе «СтопХаму» заплатили 700 тысяч рублей».

Широкое правовое поле

А пока Законодательное Собрание выслушало все заинтересованные стороны (кроме самого «СтопХама», который на комитете никак не обозначился) и умыло руки. В общем-то, ничего другого депутаты сделать бы и не смогли, как объяснила Ольга Шмаеник:

– Если в Законодательное Собрание будут направлены конкретные предложения по внесению изменений в республиканский Закон «Об административных правонарушениях» или предложения по разработке законодательных инициатив, направленных на изменение соответствующего федерального законодательства – мы их всесторонне изучим. По каждому из поступивших к нам предложений будет принято решение, – пообещала она.

Впрочем, депутаты свои позиции уже в принципе обозначили. К примеру, карельские «жириновцы» также считают, что активисты движения «СтопХам» возложили на себя слишком большие полномочия. Как отмечено в группе карельского отделения ЛДПР, «…они сознательно портят чужое имущество, намеренно лишая водителя возможности управлять транспортом». С другой стороны, депутат от «Справедливой России» Сергей Михайлов отметил на совещании, что если стикер наклеили действительно нарушившему ПДД водителю, то и жаловаться нечего. Одновременно его коллега по фракции Алексей Гаврилов увидел в деле заграничный след – он рассказал, как собственными глазами видел человека, достававшего атрибутику «СтопХама» из автомобиля с литовскими номерами.

А сами петрозаводские «стопхамовцы» тем временем продолжают настаивать на своей просветительско-контролирующей роли:

– То, что нас запрещают – следствие того, что в своих роликах мы в основном показываем, что полиция не работает, – считает Лейла Никитина. – Это игра на публику ради того, чтоб показать, будто власти работают. Мы проводили пару экспериментов и вызывали ГАИ: самый быстрый приезд – 40 минут. Самый долгий – мы не смогли дождаться…

По словам девушки, видео выкладывается с целью привлечь внимание к проблемам парковок на дорогах и движению по тротуарам:

– Чем больше людей узнают о нас, о тех, кто не проходит мимо, тем сильнее у людей меняется отношение к нам. Они понимают, чем закончится стычка с нами, понимают, каково это – быть хамом и как они выглядят со стороны. Мы выкладываем как раз самых неадекватных. А понимающих нарушителей очень много, соотношение где-то двадцать к одному.

Отголосок прошлого

У вас все происходящее не вызывает никаких ассоциаций? Тогда я напомню: «любера». Нынешним 20-летним объясню: в конце 80-х годов прошлого века в городе Люберцы Московской области появились группы «качков», которые физически охраняли общественную нравственность. Проще говоря, лупили «неформалов» – «хиппи», «панков», «стиляг»… Всех, кто внешне отличался от образа передовой советской молодежи, что приравнивалось к измене родине – по крайней мере, в умах. Движение распространилось по стране, и «любера» стали костяком будущих криминальных «бригад», властвовавших в России все 90-е годы. Правда, большинство из них в итоге перестреляли и пересажали.

Вот и поборники авто-нравственности, на мой взгляд, идут по этому пути. Сначала появляется благородная идея, ради которой можно и законом пренебречь: сначала чуть-чуть, потом чуть больше… Затем дело встает на коммерческие рельсы, а потом неизбежно превращается в чистый – а чаще совсем не чистый – бизнес. Петрозаводским «стопхамовцам» до этого далеко: у них в незарегистрированном пока уставе значится и 18-летний возрастной ценз, и запрет на физические контакты с нарушителями, и осуждение провокаций. Но сколько продлится эта идиллия, сказать трудно. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Бизнес-тимуровское движение

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру