Весеннее обострение
Обострение петросоветовский партии началось еще в апреле прошлого года, когда был впервые атакован ферзь – председатель горсовета Олег Фокин. На сессии Совета (присутствовали 27 народных избранников из 28 действующих) «регионалы» попытались сместить его с этой должности. За внесение данного вопроса в повестку дня голосовали 15 гордепов, вполне достаточное число для принятия нужного решения.
Однако атака захлебнулась, за отставку проголосовали 14 депутатов, против – 12. Один бюллетень оказался испорченным. Не хватило всего одного голоса, так как для принятия решения требуется большинство от числа всех депутатов. Кстати сказать, не потому ли не хватило, что одна из пешек сходила неправильно (испортила бюллетень)? Ведь наверняка гроссмейстеры рассчитывали на этот голос, начиная атаку. Иначе риск не оправдан. А тут региональные политшахматисты рискнули и проиграли. Вот так одна глупая пешка может испортить всю политшахматную заготовку…
Как бы там ни было, ферзь устоял. И стало понятным, что на довыборах в Петросовет в сентябре 2014 года за два свободных депутатских мандата развернется нешуточная борьба. И каждая из сторон хотела поставить на свободные клетки свои фигуры, получив тем самым бесспорные преимущества в разыгрываемой партии.
Красные идут… за зарплатой
Однако не стоит думать, что игра была приостановлена до осени. Ведь атаку на ферзя можно было повторить, поправив «испорченную» пешку. Вполне реальное развитие событий, ведь и депутат Павел Сандберг говорил политологу Анатолию Цыганкову, что «на каждой сессии будет вноситься кадровый вопрос по Фокину». Однако новой атаки до весны этого года не последовало. Почему?
Тут, пожалуй, надо вспомнить, что на той же «обостренной» апрельской сессии Олег Фокин и Александр Анишин отказались от депутатской зарплаты, уступив ее двум фигурам красного цвета – коммунистам Людмиле Крыловой и Алексею Яблокову. Если учесть, что красных фигур в Петросовете всего три, возникает закономерный вопрос, заданный ладьей карельской политики, депутатом республиканского парламента Александром Степановым:
- Это соглашение? Если соглашение, то на каких условиях? Что их - так просто взяли на «постоянку»?
Вопрос оправданный, но тайн закулисных переговоров нам, увы, знать не дано. Однако можно сделать вывод, что обе стороны постоянно делали различные ходы, накапливая мелкие временные преимущества и стремясь превратить их в постоянные. Ну и, конечно, обеим сторонам позарез было нужно выиграть довыборы в Петросовет, чтобы занять освободившиеся клетки политшахматной доски. Отбросив перипетии выборной борьбы, о коих уже писалось достаточно, скажем, что преимущества на выборах добились «регионалы», введя в Совет две новые фигуры – Валерия Матвеева и Марину Гуменникову. Василий Попов, проталкивающий туда же своих сторонников, проиграл.
«Зевнули» ферзя
Казалось бы, теперь, обладая новыми фигурами - а значит, фигурным перевесом, - регионалы азартно ринутся в очередную атаку на ферзя. Но – опять затишье. Почему? Надо думать, кто-то из тех, кто голосовал весной за отставку Фокина, вдруг стал играть на противоположной стороне. Но кто? Уж не фигуры ли красного цвета, значительно поправившие свое материальное положение за счет городского бюджета? Иначе как объяснить, что последнее время, по мнению информированных политшахматистов, 16 депутатов из 30 ориентировались на ферзя?..
И опять пошли позиционные ходы с постепенным наращиванием преимущества. Но практика показала, что такая тактика ведет к затяжной игре, пользу от которой имеет в первую очередь мэрская команда, на стороне которой играли небезызвестные мастера политшахмат Девлет Алиханов и Василий Попов. Переломить ситуацию мог какой-нибудь весьма нестандартный ход. Или «зевок» соперника, что и произошло. Ферзь петросоветовских политшахмат Олег Фокин нежданно-негаданно потерял свободу маневра и в прямом, и в переносном смысле слова. Он оказался заперт в углу горсоветовской доски (если быть точным, в камере СИЗО). По той же причине выбыл из игры гроссмейстер Девлет Алиханов, который хоть и не занимал никакой позиции на политшахматной доске Петросовета, но, мыслится, продумывал комбинации на ней.
Потерявший маневренность ферзь и отсутствие одного из гроссмейстеров на мэрской стороне не могли не спровоцировать регионалов на новое обострение ситуации. И она обострилась в преддверии очередной сессии Петросовета, состоявшейся 18 февраля. Атаковать беспомощного в данной ситуации Олега Фокина ринулся Валерий Матвеев, лишь осенью вступивший в игру. Именно он предложил внести в проект повестки февральской сессии Петросовета вопрос о перевыборах председателя. Всего же под данным обращением подписались 15 депутатов. Этого было достаточно, чтобы вопрос был обсужден на сессии, но мало для того, чтобы переизбрание состоялось. Напомним, для этого требуется не менее 16 голосов, так как в Петросовете сейчас насчитывается 30 депутатов, вакансий нет.
Голосует ЖКХ
Уже начало сессии показало, что ситуация неоднозначна. Депутат Виктория Лунькова предложила снять вопрос об избрании нового председателя с повестки дня. «За» проголосовали 14 депутатов из 29 присутствующих (Олег Фокин не мог принять участие в голосовании по всем известной причине). И хотя вопрос не был снят, возникли сомнения в том, что переизбрание состоится. Ведь 29 – 14 = 15, то есть те, кто хотели переизбрания спикера, опять в меньшинстве.
Тем не менее, партия продолжалась. Спикерами Петросовета пожелали стать единоросс Геннадий Боднарчук и коммунист Алексей Яблоков, тот самый, что с апреля получает зарплату в Петросовете. Кстати, накануне сессии в среде коммунистов ходили восторженные слухи, что у них есть реальный шанс провести свою фигуру в ферзи. Учитывая, что в «красной» фракции Совета всего пять фигур (3 члена КПРФ и 2 беспартийных), объяснить восторг можно только одним – договоренностями с мэрской командой. Однако голосование показало, что грош цена таким договоренностям. Алексей Яблоков набрал всего 4 голоса (меньше, чем имеется членов в его «красной» фракции). Кандидат «против всех» набрал 8, один бюллетень оказался испорченным (уж не та ли самая «испорченная» пешка опять не поняла, что от нее требуется?).Зато за Геннадия Боднарчука проголосовали 16 депутатов. Откуда же взялся недостающий голос? На этот счет высказывается определенное мнение, но для того, чтобы его озвучить, надо кое-что пояснить.
Дело в том, что в Петросовете, помимо фракций «Единая Россия», «Коммунисты и беспартийные», депутатского объединения «ЗА Петрозаводск», существует некая группа депутатов, объединенная по профессиональному признаку. В нее, по мнению осведомленных людей, входят гордепы, имеющие отношение к управляющим компаниям Петрозаводска: Игорь Артебякин (зам. директора ООО «Мастер-Ремонт»), Александр Назарков (директор ООО «Триал»), Владимир Зотеев (председатель дисциплинарной комиссии Ассоциации управляющих организаций Карелии), Сергей Ломакин (директор ООО «Лифтсервис»). В кулуарах их называют «группой ЖКХ».
Четыре голоса в ситуации зыбкого равновесия – это много. Даже очень много. И регионалам было выгодно перетянуть их на свою сторону. Говорят, получилось. Не все, но кое-кто из четверых проголосовал за Боднарчука.
Конечно, со стопроцентной вероятностью утверждать, кто и как голосовал, нельзя, процедура была тайной. Однако без одного-двух голосов из «группы ЖКХ» смены спикера не произошло бы точно, что устроило бы мэрскую команду. По идее, они рассчитывали повторить ситуацию прошлого года, не допустив в ферзи ни Боднарчука, ни Яблокова (потому-то и голосовали против всех, и не предприняли каких либо демаршей вроде ухода с сессии). Однако перевес в один голос решил все.
«Одним махом семерых убивахом»
Подтверждения именно такой версии событий не пришлось долго ждать. Уже 6 марта (через две недели после сессии) подал в отставку зам. мэра Петрозаводска, председатель комитета ЖКХ Дмитрий Баженов. Одновременно с ним ушел в отпуск по уходу за ребенком начальник управления жилищного хозяйства горадминистрации Николай Смекалов. Покинул свой пост и директор МКУ «Служба заказчика» Евгений Перов. Одним махом все ЖКХ города оказалось обезглавлено. Ситуация очень напоминает ту, когда проигравший шахматист в гневе смахивает фигуры с доски. Уж не расправа ли это с теми, кому было поручено обеспечить «правильное» голосование депутатов от ЖКХ? Ведь злые языки поговаривали, что «слетевшие» со своих мест чиновники были весьма лояльны к некоторым управляющим компаниям.
На то, что городская королева гневается, указывают и другие ее поступки. Например, Галина Ширшина позволяет себе публично резкие высказывания в адрес ферзя Боднарчука. А цветы от него на 8 Марта были выставлены в вестибюль. Ни об этикете, принятом в политшахматах, ни о политкорректности такие поступки не говорят. Сам же Боднарчук заявляет, что городской совет должен стать органом сплочения двух ветвей власти (имеются ввиду мэрия и правительство Карелии). А на подколки промэрских СМИ о том, что он не имеет высшего образования, публично не реагирует.
Что ж, история шахмат знает случаи, когда настоящими гроссмейстерами становились люди, не заканчивающие шахматных школ. К примеру, сильнейший шахматист России на рубеже XIX—XX веков Михаил Чигорин научился играть в шахматы в возрасте 16 лет! Поздновато по всем меркам. Но это не помешало ему дважды сражаться за шахматную корону с Вильгельмом Стейницем. Чемпионом мира, правда, Чигорин не стал, но каков результат для самородка!
Проверка на прочность
Впрочем, не стоит отвлекаться на фигуры, даже если они ферзи и королевы. Важна сама игра. А она еще не закончена. Достигнутый на февральской сессии результат победой «регионалов» не назовешь. У них лишь минимальный материальный и позиционный перевес. Чтобы закрепить его, надо правильно играть дальше. И для начала проверить на прочность свои фигуры. Думается, именно это и произойдет до конца марта. По нашим данным, будет созвана внеочередная сессия Петросовета, на которой еще раз с помощью контрольных вопросов проверится стойкость в голосовании «регионального» большинства.
Еще один момент. Слухи о том, что Петросовет может самораспуститься, ничем не подтверждаются. Для самороспуска нужно 11 голосов. Но регионалам (голосование показало, что их теперь 16 в Петросовете) это не нужно, им важно закрепить успех. Сторонникам Ширшиной (мы говорим Ширшина - подразумеваем Попов) может и хотелось бы этого, но их только восемь, а коммунисты, которых они «кинули», не поддержав Яблокова, вряд ли захотят выступать с ними в едином строю. Да и фигуры ЖКХ, похоже, перестанут доверять мэрской команде после «добровольного» ухода Баженова.
И, конечно, самый главный вопрос: как будет развиваться петросоветовская партия дальше? Трудно сказать, ведь по подсчетам математиков все фигуры на доске можно расставить в количестве 7 534 686 312 361 225 327 позиций. В политшахматах, думается, вариантов имеется не меньше.