Комплексный расчетный центр без работы не остается

Квитанции от петрозаводского КРЦ по-прежнему будут ложиться в почтовые ящики горожан

 Работы у Центра должно было поубавиться с тех пор, как счета за горячую воду и отопление петрозаводчанам вместо КРЦ стала выставлять фирма ТГК-1 – на языке профессионалов это означает «передать тариф». На деле ее стало больше, а нужда горожан в консультациях специалистов – актуальнее. Директор Комплексного расчетного центра карельской столицы Глеб Суржко рассказал «МК» в Карелии» том, чем сейчас занимается его ведомство, как рассчитывали январскую оплату за горячее водоснабжение, и почему был закрыт офис на Древлянке.

Квитанции от петрозаводского КРЦ по-прежнему будут ложиться в почтовые ящики горожан
Директор петрозаводского Комплексного расчетного центра Глеб Суржко

 Удобство для всех

Сам по себе Комплексный расчетный центр в свое время был создан для того, чтобы не загружать различные службы расчетами оплаты, взимаемой с населения и организаций за все предоставляемые им коммунальные и жилищные услуги. Несколько лет здесь шли к тому, чтобы все платежи указывались в одной квитанции. Это безусловно устраивало потребителей, которым не приходилось рыться в ворохе «квитков». Удобно это было и для организаций ЖКХ, и в первую очередь – для поставщиков наиболее дорогостоящих услуг.

Здесь срабатывает интересный психологический феномен. Потребитель в первую очередь платит за то, что меньше всего стоит, а самые большие затраты оставляет на потом. То есть, получив квитанции от ПКС за тепло и горячую воду, от «Водоканала» - за холодное водоснабжение и водоотведение, от «Спецтранса» - за вывоз мусора и от «Электросетей» - за электричество, человек сначала платит за электрическую энергию, а тепло оставляет «на закуску». Проблема в том, что из-за нехватки денег до закуски дело может вообще не дойти – и предприятие остается без платежа.

Когда же перед гражданином единая сумма, он уже ее не дробит – для него психологически легче заплатить все сразу. Не знаю, учитывали ли эту особенность нашей психики специалисты ТГК-1, но они пошли своим путем: начали делать расчеты самостоятельно, присылая свои квитанции в дополнение к счетам от КРЦ.

Казалось бы, у специалистов Центра работы стало меньше. На деле вышло наоборот.

Эхо реформы

Как рассказывает Глеб Суржко, решение о том, что плату за ГВС с 1 февраля 2015 года будет начислять и собирать компания ТГК-1, было принято в фантастически сжатые сроки. В результате в КРЦ просто не успели разработать схему, по которой граждане могли полностью рассчитаться с Петрозаводскими коммунальными системами за потребленные до этой даты услуги, чтобы спокойно перейти под крыло ТГК-1. Получив в середине января - допустим, 18-го, - квитанцию за тепло и горячую воду, человек идет к банкомату и платит, указывая новые показания счетчика.

Но с 18 по 31 января ПКС продолжали нас отапливать. Мы же, получив в феврале квитанции от ТГК-1, заплатили этой фирме за отопление с 1 февраля – и показания счетчиков с 18 по 31 января в КРЦ не передали. Исправить положение удалось только в марте, когда КРЦ получил наши показания счетчиков (мы их по-прежнему указываем, чтобы нам могли рассчитать оплату за водоотведение). Тогда специалисты Центра сделали соответствующий перерасчет в квитанциях за февраль. Но февральские счета оплатили далеко не все потребители, лишь около 75 процентов. Оставшимся в марте-апреле пришли квитанции с суммой долга. Естественно, у них возникли вопросы – откуда такие цифры? И горожане дружно ринулись в отделения Комплексного расчетного центра за разъяснениями. Вот тогда-то, вместо затишья в работе, на специалистов КРЦ легла усиленная нагрузка.

Древлянские страдания

На этом фоне закрытие офиса КРЦ в микрорайоне Древлянка превратилось в скандал с участием первых лиц города. Возмущенные горожане писали петиции с требованием вернуть все на круги своя, директора Центра публично отчитывали на городских планерках. Сейчас протестная волна почему-то заглохла.

И само непопулярное решение, и его последствия Суржко объясняет просто – все тем же уходом тепловых сетей к ТГК-1. Даже когда Центр тянул всю городскую «коммуналку», абонентские пункты в микрорайонах не захлебывались от наплыва посетителей. Теперь же, когда объем услуг существенно уменьшился, необходимость в таком количестве специалистов отпадала. Необходимо было начинать оптимизацию.

Особенно остро вопрос стоял именно на Древлянке, где КРЦ платило за аренду частнику – собственнику помещений на ул.Березовая аллея, 31. При этом касс там не было, только консультационные услуги. После закрытия этого офиса, когда народ начал массово возмущаться, руководство Центра решило проверить, кто именно жалуется. Взяли одно коллективное обращение, подписанное почти пятьюстами гражданами, и сравнили с журналом обращений граждан в абонентский пункт. Результат поразил: ни одного совпадения фамилий. То есть на закрытие офиса жаловались те, кто вообще его услугами не пользовался. Кому понадобилось организовывать этот искусственный протест – загадка.

В любом случае, когда руководство КРЦ твердо заявило о том, что офис на Древлянке возрождаться не будет, коллективные петиции приходить перестали. Проверив, насколько с тех пор увеличился наплыв посетителей в оставшиеся пункты, существенного увеличения потока посетителей Суржко не обнаружил (кроме периода, когда была неразбериха с цифрами в квитанциях). А платить народ продолжает в основном через банкоматы и почту.

Межведомственные отношения

Вообще-то нам, потребителям коммунальных услуг, по сути, все равно, кто выставляет нам счета и собирает платежи. Нам главное, чтобы платить и времени тратить поменьше. С платой вышел казус: когда городская власть советовалась с народом, делать ТГК-1 Единой теплоснабжающей организацией или нет, нам было обещано, что тариф у ЕТО будет ниже. Как только статус фирмой был получен, риторика изменилась – теперь речь уже шла о том, что тариф не повысится.

Что же касается временных затрат, то на заполнение двух квитанций вместо одной его тратиться, конечно, больше. Как рассказывает Глеб Суржко, его ведомство пыталось договориться с ТГК-1 о том, чтобы взять их на обслуживание. Казалось бы, это выгодно прежде всего самой фирме – не придется заводить собственную абонентскую службу и тратить на это деньги. Тем не менее, договориться не получилось. Шестнадцать сотрудников КРЦ, говоря прямо, переманили в новую организацию, и штатное расписание, по слухам, будет расти. Вряд ли оплачивать эти расходы новая ЕТО будет из собственного кармана, обычно они закладываются в тариф. То есть дополнительные расходы, в конечном счете, лягут на плечи потребителя.

Зато отказ руководства ПКС передать базу данных по приборам учета стал предметом не только общественного обсуждения, но и прокурорского реагирования. Глеб Суржко на вопрос, почему же база все-таки не была передана, отвечает просто: заключать с КРЦ соответствующий договор ТГК-1 не стремилась, а просто взять и отдать данные посторонней фирме Центр не обязан. И прокурорское представление вообще не касалось показаний квартирных счетчиков – по сути, речь в нем шла о юридических лицах. А эта информация, утверждают в «Петрозаводских коммунальных системах» была предоставлена еще при передаче тарифа.

Платите – да не судимы будете!

Напоследок - к сведению тех, кто страдает хроническими неплатежами. Теперь у работников КРЦ действительно образовалось некоторое количество свободного времени, и его они тратят на то, чтобы взыскать недоимки с нерадивых потребителей. Если раньше дело сводилось к получению судебного приказа и взыскиванию долгов с помощью пристава, то теперь КРЦ заключает договоры с Бюро кредитных историй, куда Центр будет передавать всю информацию о должнике. Это может самым неприятным образом повлиять на намерения банка выдать гражданину кредит.

Решимость коммунальщиков взыскать положенные им платежи вполне объяснима: по состоянию на 1 апреля им должны уже около 400 миллионов рублей – и это только за горячую воду и тепло.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру