Врач карельской "скорой" считает, что волочить пациента по полу иногда можно

Почему «скорая помощь» такая не скорая

 Все больше претензий в последнее время высказывается в адрес сотрудников «скорой помощи»: едут долго, грубят, лечат неправильно, обувь не снимают... Вспомнить хотя бы недавний случай, когда конфликт между петрозаводским бизнесменом и фельдшером «скорой» чуть было не вылился в уголовное дело. Как такое положение вещей оценивают сами сотрудники «скорой»? Этот вопрос мы задали врачу-реаниматологу Станции скорой и неотложной медицинской помощи петрозаводской БСМП Максиму Чеботареву.

Почему «скорая помощь» такая не скорая
Больница скорой медицинской помощи в Петрозаводске. Фото автора.

 Вызов в никуда

- Сейчас в составе станции Скорой медицинской помощи работает 17 бригад, - рассказывает врач. - Недавно изменили стандарты, и если раньше на 10 тыс. человек населения должна была быть одна бригада, то теперь, вместо того, чтобы увеличить число бригад, увеличили норму - одна бригада на 15 тыс. человек. Но даже не в этом проблема. Большее влияние на скорость работы оказывают так называемые «необоснованные вызовы». Звонят и сообщают, что человек находится без сознания, в общественном месте – такие вызовы считаются приоритетными. А по приезду оказывается, что человек просто «в отключке» - под действием алкогольного или наркотического опьянения. Ему банально нужно проспаться, медицинская помощь здесь не требуется.

Такой вызов в среднем занимает около полутора часов. Люди в подобных случаях просто не хотят подходить и выяснять, что произошло. Видят человек лежит – вызывают «скорую». Диспетчер не имеет права отказать, поэтому бывают вызовы с поводом «поцарапала кошка», «порезал палец»… Едем, если человек сильно настаивает.

Вот недавно поступил вызов: на ул.Зайцева сбили человека. Выехала реанимационная бригада. Подъезжаем, а там стоит «газель» на «аварийке», из-под нее торчат ноги, и рядом стоит мужчина. Этот мужчина на нас очень удивленно посмотрел, второй вылез из-под машины. Оказалось, они просто чинили автомобиль, а кто-то мимо проезжал, увидел торчащие ноги, и решил выполнить свой гражданский долг – вызвал «скорую», не разобравшись в ситуации. Хотя каждый выезд со спецсигналами – это риск для бригады, потому что, насколько я помню, один из двадцати таких выездов заканчивается ДТП.

Еще одна проблема, когда люди с хроническими заболеваниями не выполняют рекомендации врача, не пьют таблетки, в связи с этим заболевание обостряется, человек вызывает «скорую». Опять же, вызова могло бы и не быть, если бы человек просто выполнял предписания лечащего врача.

На Древлянке доктор ездил на вызов, там на вопрос: «А что вы хотите от «скорой»? У вас 37,5 температура, первый день болеете и кашель», - прямо ответили: «Ну, чтобы вы посмотрели и что-нибудь назначили, а то пока доктора дождешься из поликлиники». Объясняешь всем, что «скорая» лечения не назначает, она занимается теми ситуациями, когда существует угроза жизни человека сию минуту. «Скорая» просто захлебывается в таких «необоснованных вызовах».

Стандарт прибытия

- Есть вызовы разной категории сложности, - рассказывает Максим. - Болит живот, повышенная температура, высокое давление… Если это не запредельные цифры и не дети - это вызовы по неотложной помощи. Они передаются бригаде в течение двух часов с момента получения, плюс двадцать минут на прибытие врачей. Боли в груди, задыхается, без сознания – это вызовы по скорой помощи. Они в приоритете: передаются бригаде в течение двух минут после получения, и бригада должна прибыть в течение двадцати минут. Таким образом, в первую очередь обрабатываются срочные вызовы, а уже когда они заканчиваются – неотложные. По жалобам диспетчер в 90 процентах случаев уже может составить определенное мнение и определиться с бригадой, которую можно туда отправить.

У фельдшерских бригад за 12-часовую смену может быть до 15-16 вызовов, у врачебных – чуть поменьше. У педиатров в период эпидемий может быть очень много вызовов, от 20 и больше. Реанимационную бригаду берегут, вызовов у нее меньше. Реанимобиль отправляют на ДТП, падение с высоты, когда пациент без сознания и не дышит. Эта бригада всегда должна быть наготове.

Благо, сейчас в поликлиниках появились «неотложки», и часть вызовов наш диспетчер может передать туда. В течение двух часов к человеку приезжает фельдшер из поликлиники, за которой он закреплен. Они, правда, только днем работают, но все равно - частично «неотложка» разгрузила Станцию скорой помощи.

Имидж - ничто

- Каждый второй пациент встречает бригаду с негативным настроем. Благодаря работе СМИ, есть определенное сложившееся мнение, никакого авторитета у врачей нет. «Врачи - козлы», «врачи-убийцы». Каждый второй считает, что лучше знает, как надо лечить. Особенно это проявляется, если люди находятся в состоянии алкогольного опьянения. Недавно был вызов в ночной клуб, где очень высокая лестница. С нее упала девушка, ее толкнули. Вокруг стояла толпа мужчин, которые не только не помогли нам ее транспортировать, но и давали всяческие рекомендации, что с ней делать. Возмущались, почему мы так долго работаем, угрожали подать на нас в суд.

Что касается ситуации в Санкт-Петербурге, когда фельдшеры тащили пациента к машине волоком. Да, наверное, ситуация выглядит не слишком корректно. Но на мягких носилках два человека не унесут больного, для этого нужно как минимум трое – такая конструкция у носилок. Транспортировка «на руках» есть в перечне стандартов оказания скорой медицинской помощи. Медработник приходит, оценивает ситуацию, решает, какой метод транспортировки можно выбрать с учетом обстоятельств и состояния пациента. Естественно, он несет ответственность за последствия своего решения. Я несколько раз это видео пересмотрел и не увидел там никаких ударов головой. Учитывая, что там девушка достаточно хрупкая, они его вполне нормально отнесли.

Да, тащили по полу - но какие повреждения он от этого получил? Вопрос в том, почему ни соседи, ни вахтер не оказали помощи при транспортировке. Вахтер даже дверь не подержала. Почему-то считается - как хочешь делай, обязан!

Есть второй вариант: действовать строго по стандарту. Приходим, видим, что человек в тяжелом состоянии, что никто не хочет помочь нести носилки. Ладно - вызываем МЧС и ждем два часа. В это время человек находится без стационарной помощи, его состояние, особенно с тяжелой травмой, может значительно ухудшиться. Зато все по стандартам. Так как лучше действовать?..

Светлое платное будущее

- Мне кажется, то этот ажиотаж искусственно создается, вкупе с сокращением медицинских учреждений и самих медицинских работников. Переходим к платной медицине! Полисы будут, но они уже сейчас нам ничего не дают. Хочешь УЗИ по полису – запись на несколько месяцев вперед, а платно в течение часа все сделают. Причем это не врачи на местах виноваты. Потому что у них есть свои ведомственные приказы, свои стандарты. Участковые терапевты в поликлиниках работают на два-три участка, с перегрузками. Время на осмотр в поликлинике сокращается чуть ли не каждый год: когда-то оно было 17 минут, сейчас уже 10. За это время можно успеть сделать запись в карте, либо основные жалобы узнать, но никак не осмотреть человека детально. Новые стандарты каждый раз все более абсурдны – такая вот ситуация…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру