Война за гранью

Действия финских и советских диверсантов в тылу друг у друга пытались признать военными преступлениями

Вопрос том, как во время войны действовали советские и финские разведывательно-диверсионные подразделения и партизанские отряды, в научной литературе практически не отражен. Одним из первых, кто взялся за изучение этого вопроса – российский историк, петрозаводчанин Сергей Веригин. Сегодня мы публикуем выдержки из его статьи «О некоторых подходах в оценке действий советских партизан и финских диверсантов в период Второй мировой войны: историко-правовой аспект». 

Действия финских и советских диверсантов в тылу друг у друга  пытались признать военными преступлениями
Колонна партизан уходит в тыл врага. 1942 год

…Жизнь в настоящее время заставляет нас искать историческую правду, что предполагает, в том числе, и переосмысление событий военных лет. Вместе с тем появились новые проблемы: на наш взгляд, российская общественность не готова к тому, чтобы узнать жестокую правду о партизанах и их действиях – да этого порой не хотят знать и оставшиеся в живых участники тех событий. В свою очередь, финляндская общественность не готова к тому, чтобы осознать преступления финских диверсантов в отношении мирного населения в советском тылу. Данные вопросы являются темой острых дискуссий между российскими и финскими историками и юристами.

Партизанское движение на Севере России, и в Карелии в частности, активно изучается в Финляндии. Но эта работа в настоящее время имеет четко выраженную специфику. Прежде всего исследуется деятельность советских партизан на территории Финляндии против гражданского населения в годы Второй мировой войны.

Актуальность данного вопроса усиливается тем, что с начала 90-х годов XX века в Финляндии эти проблемы вышли за рамки академических дискуссий и стали широко обсуждаться в средствах массовой информации, в широких кругах финляндской общественности. Во многих публичных выступлениях советские партизаны характеризуются как террористы, воевавшие с мирным гражданским населением, совершавшие преступления против человечности и нарушавшие международные законы ведения войны. Даже высказывались предложения потребовать от России признания ветеранов партизанского движения военными преступниками, со всеми вытекающими последствиями. Ряд финских организаций и политических деятелей считают, что действия советских партизан в Финляндии могут рассматриваться как военные преступления, подпадающие под положения Гаагской конвенции и не имеющие срока давности. Они обратились в МИД и прокуратуру Финляндии с требованием расследовать деятельность советских партизан против гражданского населения на территории Финляндии в 1941-1944 гг. Своей кульминации антипартизанская кампания в Финляндии достигла к началу 2000-х годов.

В 1999 г. в Финляндии даже создали общественную организацию «Гражданское население – ветераны войны-продолжения», которую возглавила финская писательница Тююне Мартикайнен. Организация представляет интересы финского мирного гражданского населения, пострадавшего от советских партизан. Она стремится привлечь внимание общественности к рейдам советских партизан в тыл Финляндии, в результате чего, по ее оценкам, погибло 176 мирных граждан.

Большой общественный резонанс в Финляндии и в Карелии получила книга Вейкко Эрккиля «Замалчиваемая война. Нападения советских партизан на финские деревни», вышедшая в Хельсинки в 1999 г. Данная работа – результат расследования, проведенного автором в 1995-1998 гг. За это время В. Эрккиля совершил 34 поездки в Россию, встретился с 19 бывшими партизанами, участвовавшими в рейдах на территорию Финляндии, из которых наиболее важными свидетелями считал бойца отряда «Большевик» Валентина Смирнова, командира группы Николая Дмитриенко, руководителя разведки отряда «Большевик Заполярья» Анатолия Голубева и медсестер Валентину Дерябину и Хельгу Лобух. А также оставшихся в живых командиров карельских партизанских отрядов «Большевик Заполярья» и «Большевик» – Александра Смирнова и Георгия Калашникова.

В. Эрккиля утверждает в книге, что партизаны убили 147 мирных финляндских жителей. Основной причиной нападения партизан на гражданские объекты, по его мнению, был страх не выполнить задание. При этом он цитирует слова командира отряда «Полярник» Д. Подоплекина: «Если бы мы вернулись, не выполнив задания, то пошли бы под трибунал» – и Александра Смирнова: «Наше правительство с утра до вечера требовало смерти врагу».

Вторая возможная причина, по мнению В. Эрккиля, заключалась в том, что советское правительство стремилось запугать Финляндию и таким образом заставить ее выйти из войны.

В 2011 г. крупнейшее финское издательство «Otava» выпустило новую книгу этого автора – «Последнее утро. Замолчанные следы советских партизан». В ней В.Эрккиля продолжает прежнюю тему, рассказывает о трагедии небольших приграничных поселений в Лапландии, которые подверглись нападениям советских партизанских отрядов в 1941-1944 гг. По словам автора, он впервые узнал о жестоких нападениях советских партизан на приграничные финские деревни еще в 70-е годы прошлого столетия, но тогда об этой трагической странице советско-финляндской истории предпочитали не говорить ни в СССР, ни в Финляндии. По его мнению, за годы войны от рук советских партизан погибло около 200 мирных жителей Финляндии.

Следует отметить, что представителями финляндской и российской общественности, учеными двух стран предпринимались попытки совместно обсудить данную проблему в более спокойной обстановке. Так, в сентябре 2002 года в Соданкюля (Финляндия) прошел международный семинар-примирение по проблемам партизанской войны на Севере, в котором приняли участие историки, юристы, эксперты и общественные деятели Финляндии, России, Швеции, Польши. Участники семинара искали пути примирения в таком сложном вопросе, как результаты деятельности советских партизан на территории Финляндии в 1941-1944 гг.

Эта же проблема была в центре внимания на прошедшей в г.Петрозаводске в октябре 2009 г. международной научной конференции «Россия и Финляндия в многополярном мире: 1809-2009 гг.». Состоялась дискуссия российских и финляндских исследователей, в ходе которой коллегам из соседней страны была предоставлена трибуна для изложения своей позиции по данному вопросу. Выступила и руководитель общественной организации Финляндии «Гражданское население – ветераны войны-продолжения» Тююне Мартикайнен. Общее мнение склонилось к тому, что следует уходить от излишней политизированности данной проблемы и сделать вопрос о рейдах карельских партизан на территорию Финляндии в 1941 – 1944 гг., а также последствия этих рейдов для мирного гражданского населения объектом историко-правовых исследований.

В ноябре 2012 г. в Петрозаводском госуниверситете состоялось обсуждение книги В.Эрккиля «Последнее утро. Замолчанные следы советских партизан» с участием автора и других финских коллег. В ходе дискуссии российские историки и юристы изложили свою точку зрения на описываемые события. Они отметили, что в годы войны у финнов были созданы свои диверсионные формирования – так называемые «дальние разведчики», численность которых примерно равнялась численности карельских партизан – около 1,5 тыс. человек. Они уходили в рейды по глубоким советским тылам вплоть до Архангельской и Вологодской областей и совершали большое количество преступлений против советского гражданского населения. После окончания войны значительная часть этих «дальних разведчиков», боясь наказаний за свои преступления, вынуждена была перебраться в США.

Ни в какое сравнение не идут и цифры погибших мирных граждан двух государств. Если число жертв мирных граждан с финской стороны достигает 200 человек, то в годы оккупации только в одном Петрозаводске в концентрационных лагерях содержалось около 22 тыс. советских граждан, и только за лето 1942 г. от голода и болезней умерло более 4 тыс. человек. Причем эти цифры признают и объективные финляндские исследователи.

Автор понимает боль финских граждан, в нашей стране в годы войны погибли миллионы мирных граждан. И в то же время вопрос о «виновности» советских партизан как военных преступников, на наш взгляд, не может ставиться в принципе. В международном праве дан четкий ответ: преступниками Второй мировой войны, совершившими в те годы преступления, являются Германия и союзные с ней государства.

На наш взгляд, вопрос о партизанах – это исторический вопрос, и не надо переводить его в плоскость политики. Это тупиковая проблема. Не следует идти по принципу «око за око»: жертвы финского мирного населения, злодеяние финнов в Карело-Финской ССР, концлагеря в Карелии, малолетние узники войны. Не оправдывая имевшие место действия советских партизан по уничтожению мирного населения, рискнем высказать следующее.

Если поначалу партизаны, совершая рейды на территорию Финляндии, не уничтожали мирное население, то вскоре они были вынуждены это делать, чтобы спастись самим, так как мирное население докладывало о партизанах военным властям, которые, в свою очередь, принимали меры по их уничтожению. Мы сожалеем и скорбим обо всех жертвах войны.

Одновременно следует отметить и противоположные примеры. Еще в 1941 г. бойцы партизанского отряда «Вперед» отказывались уничтожить машины с ранеными фашистами, аргументируя это тем, что это является нарушением международного права.

Поэтому вопрос, на наш взгляд, следует рассматривать в историко-правовой плоскости, с привлечением ученых – историков и юристов России, Финляндии и Германии, способствуя тем самым укреплению российско-финляндско-германских отношений. Представляется важной инициатива Исторического общества Финляндии исследовать действия советских партизан в Финляндии в 1941–1944 гг.

Что касается действий финских разведывательно-диверсионных групп в тылу советских войск на Карельском фронте и их отношение к мирному гражданскому населению, то книга П.Ю.Репникова «Петровский Ям. Запланированная трагедия», вышедшая в свет в ноябре 2012 года, является одной из первых в отечественной историографии затрагивающей данную тему. Она посвящена одному из самых трагических событий советско-финляндского противостояния 1941-1944 гг. – нападению финского диверсионного отряда на тыловой гарнизон Карельского фронта в Петровском Яме, в ходе которого был уничтожен полевой подвижной госпиталь (ППГ) №2212. Погибли медицинские работники и раненые, находившиеся на излечении, а также гражданское население поселка. Советская сторона заявила о том, что убийство 52 человек, защищенных международными конвенциями, является военным преступлением. Однако финская сторона нарушений не признала: участники рейда были названы героями, командир сводного отряда лейтенант Илмари Хонканен был награжден Крестом Маннергейма, одним из самых почетных орденов Финляндии.

Используя архивные документы, свидетельства очевидцев и воспоминания участников с обеих сторон, автор воспроизвел трагедию Петровского Яма, которая вызвала большой резонанс во время войны и до сих пор остается темой острых дискуссий между российскими и финскими историками. Это первое отечественное исследование по данной теме. Большая часть документов публикуется впервые.

Таким образом, проблема исследования международно-правовых аспектов действий разведывательно-диверсионных как советских, так и финских подразделений в отношении гражданского населения и некомбатантов в период Второй мировой войны на Севере требует дальнейшего исследования. Наибольшие результаты могут быть достигнуты на базе совместных российско-финляндских проектов по данной проблематике. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру