Необразованная оптимизация

Карельские села могут остаться без школ

В феврале текущего года Министерство образования РК подписало приказ под номером 302, в котором речь идет о реорганизации и оптимизации образования. В частности, реорганизации подлежит 91 образовательное учреждение, из которых 65 расположены в сельской местности. Всего в Карелии на селе работает 117 образовательных учреждений. Таким образом, под образовательную реформу попадает больше половины сельских школ. 

Карельские села могут остаться без школ
Останется ли в Шуньге школа?

Экономия, равная уничтожению

Одна такая небольшая сельская школа находится в Шуньге, это в Заонежье. Родители и общественники забили тревогу. Они боятся, что и вовсе останутся без школы. Шуньгскую школу посещают порядка сотни учеников. По новому приказу финансирование образовательного учреждения нужно сократить на 3 миллиона рублей. Как призналась директор этой школы Марина Горячева, это значит, учреждение придется просто закрыть. Иначе не сэкономить. И в таком положении оказалась не одна сельская школа.

Общественники обратились в Заксобрание республики и инициировали встречу с представителями Министерства образования, депутатами и журналистами.

– Мы знаем, это уже озвучено, что из бюджета школ на сегодняшний день забирают 30 миллионов рублей в 2015 году, – об этом «МК в Карелии» рассказала Валентина Сукотова, председатель КРОО «Заонежье». – Я говорю только про Медвежьегорский район, я его представляю. В 2016 году мы потеряем 11 миллионов рублей, у меня есть документы, а в 2017 году – 17 миллионов. Вы представляете, что нас ждет?! Мы можем вообще лишиться в районе школ. Самое главное, что страдают самые маленькие школы – сельские, где 20-30 учеников.

Медвежьегорский застой

В ходе «круглого стола» выяснилось, что в Приказе №302 нет ничего сверхнового.

– Здесь нет принципиально новых моментов, – об этом заявила на заседании Татьяна Васильева, первый заместитель министра образования РК. – Это все мероприятия, указанные в муниципальных дорожных картах для повышения качества и эффективности образования. Об этом уже говорили в течение трех лет. В ряде муниципалитетов мы наблюдаем стагнацию в системе образования, увеличение неэффективных расходов.

Поскольку заседание было инициировано родителями и общественными организациями Медвежьегорского района, все примеры, в том числе и стагнации и экономии средств, были приведены на примере заонежских сельских школ.

– Вопрос качества образования. Худшая ситуация сложилась в Медвежьегорском районе по результатам аттестации 2013-2014 годов, – рассказала Татьяна Васильева. – В этом году от района даже не было представителя на конкурс «Учитель года».

Кроме того, первый замминистра отметила, что содержание технического персонала, бухгалтера, кухонных работников идет из средств субвенции на образование. Но эти сотрудники не входят в систему образования.

То, что государство просто нашло причины для экономии, все поняли сразу. Но вот директор Шуньгской школы не представляет, как это сделать.

– В школу привозят детей из разных деревень – а это два автобуса, два водителя, которые «тянут за собой» механика, – объясняет Марина Горячева. – Детей кормить надо? Надо. Работает кухня. А как же?! Тогда нас и СЭС не пропустит. Вот и получается, что технического персонала больше, чем педагогов. Ума не приложу, кого убрать. И обидно слышать, что у нас плохие показатели по качеству работы. Не всегда мы плетемся в хвосте. Нельзя по одному году судить о работе всех педагогов.

Пути неизвестно куда

Реорганизация сельских школ подразумевает три пути. Один из них – это ликвидация старших классов. Таким образом, дети будут учиться в интернатах. Это не устраивает родителей. О каком качестве образования и воспитания может идти речь в этом случае? Дети будут оторваны от семьи. А это, отмечает Валентина Сукотова, нарушение статьи 43 Конституции РФ, гарантирующей доступность образования.

Второе направление предполагает модернизировать начальную школу. Это значит, что учитель будет работать в малокомплектной школе – вести сразу несколько классов. И третий шаг – это объединение предметов: физкультуры, музыки, технологии, рисования… Тогда на уроке у учителя будет сразу несколько классов.

Варианты оптимизации есть, они разработаны, а вот учителям и руководителям школ об этом пока ничего неизвестно.

– Учителя живут, ничего не знают, они в полном вакууме, – рассказывает Валентина Сукотова. – Приказ 27 февраля подписан. До сих пор не проведены собрания в школах, ничего неизвестно ни учителям, ни родителям. В администрации района нет никаких документов. Поэтому мы не можем никуда обратиться. С какой целью это делается? Сэкономить? Мы уверены, что этого даже никто не считал. Это совсем небольшая экономия. Можно найти средства в бюджете в правительстве, чтобы сохранить сельскую школу.

Заонежье – район очень протяженный. Если ряд школ закроют на селе, детей придется возить за 25-30 километров по нашим «прекрасным» карельским дорогам, в любую погоду, в мороз. Общественники напоминают, что школа по закону должна быть там, где живет ребенок. Там же должна быть библиотека и дом культуры – это все входит в систему образования ребенка.

– Не военное же время, – говорит Марина Горячева. – Из хорошей школы возить детей в соседнее село или жить в интернате? Родители очень обеспокоены этим.

Позиция власти

Стоит напомнить, что в Медвежьегорском районе уже проходила оптимизация образования. На сегодняшний день в огромном субъекте республики осталось всего 25 образовательных учреждений. Из них одна вечерняя школа и 8 детских садов. По словам представителей Управления образования района, сокращать больше просто нечего, остается только закрывать.

В результате этой встречи было принято решение написать обращение к главе Карелии и попросить его о приостановлении действия этого Приказа и его дальнейшей доработке. По мнению депутатов Законодательного Собрания РК, документ может быть принят только после обсуждения его со всеми участниками образовательного процесса и учета их мнений.

Вопрос об отношении к предлагаемой реформе журналисты задали главе Карелии на пресс-конференции, состоявшейся в минувший понедельник. Александр Худилайнен признал, что проблема серьезная, но есть существующие нормативы, нарушать которые нельзя. И если нормирование содержания общеобразовательных учреждений нарушаются кратно, у Минфина возникают оправданные вопросы.

– Напоминаю, что у нас на сегодня классокомплекты в сельских школах – восемнадцать человек, в городских – двадцать пять, – заметил губернатор. – У нас есть 59 школ – четвертая часть! – где в разы меньше учеников. Поэтому иногда будем принимать непопулярные решения.

По мнению чиновников карельского правительства, речь идет не о желании или нежелании республиканских властей сохранить малокомплектные школы, а о возможности или невозможности сделать это в рамках существующего законодательства. По мнению экспертов, закрытие школ и переселение детей в интернаты – крайность, о которой речи пока не идет. И многое здесь зависит от районных властей и руководства образовательных учреждений. Если школа сумеет сократить расходы, а район найдет возможность увеличить финансирование – ситуация станет куда менее критичной. Но требовать увеличения дотаций из республиканского бюджета бессмысленно: сколько бы республика не выделила денег на образование, федеральный бюджет автоматически снизит свои вливания на эту же сумму. И никто ничего не выиграет. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру