Известный карельский криминальный "авторитет" попался на мелком вымогательстве

В Карелии разгромлена очередная «бригада», действовавшая по законам "лихих 90-х"

Боссы и большинство участников последних серьезных криминальных «коллективов», по уверениям высших полицейских чинов Карелии, надолго обосновались за решеткой. «Карловских», наводивших ужас на предпринимателей, пересажали в 2007 году; Алика Буховца, когда-то руководившего «пиндушскими», надолго посадили в 2013-м; близится к завершению и судебный процесс над главарем «кузинских». С постсоветским разгулом криминала на самом деле удалось справиться, но его последствия в Карелии видны до сих пор.

В Карелии разгромлена очередная «бригада», действовавшая по законам "лихих 90-х"
Криминальный босс Угузаев через минуту после задержания. Оперативная фотосъемка.

Наследие девяностых

Уроженец Чечни Насирхо Угузаев в первый раз отправился за решетку еще в середине девяностых за убийство с особой жестокостью – в Олонце зарезал одного из местных жителей. Было ему тогда 35. Он отсидел все положенные 14 лет, и, как «отрицательно осужденный» без каких-либо намеков на хорошее поведение, вышел на свободу только в 2009 году. За долгое время, проведенное в колонии, он превратился из банального убийцы в матерого уголовника, и на волю выбрался уже в звании «авторитета». За освободившимся Старым (такая кличка прицепилась к Угузаеву), разумеется, пристально наблюдали правоохранительные органы.

- Старый в местах лишения свободы познакомился с еще одним авторитетом по кличке «Узбек», который был судим за разбой, - вспоминает начальник отдела по расследованию особо важных дел карельского Следкома Улан Кензеев. – Выйдя на свободу, к 2010 году они решили создать группировку, которая занималась бы вымогательствами, различными мошенническими сделками с недвижимостью и прочими нарушениями закона. Угузаев постепенно закрепился в местных бандитских кругах, его стали часто привлекать к разрешению спорных с криминальной точки зрения ситуаций.

Старый с Узбеком фактически занимались одним и тем же. По оперативной информации, с помощью полууголовной местной молодежи они организовали своеобразный бизнес, занимаясь «крышеванием» коммерсантов и интим-агентств, рэкетом и незаконным оборотом наркотиков. Спецоперация карельского Управления ФСБ в 2012 году стала первым этапом разгрома банды. Оперативники изъяли с десяток единиц огнестрельного оружия, большое количество боеприпасов, наручники, электрошокеры и другие спецсредства, которыми бандиты пользовались в своей «работе».

Такое количество оружия объяснялось тем, что большая часть молодых людей, по сути находившихся под защитой Старого, занималась полулегальной частной охранной деятельностью. – В отношении части членов группы были возбуждены уголовные дела, закончившиеся обвинительными приговорами, - поясняет источник в УФСБ. – Системные мероприятия позволили не допустить сплочения криминальной группы в организованное преступное сообщество и предотвратить вовлечение в этот мафиозный бизнес новых рекрутов. При этом один из задержанных утратил свой криминальный авторитет среди членов группы.

«Один из задержанных» – некий Роман Авдеенко по кличке «Август», он и заправлял другими крепкими молодцами - этакими «люберами» карельского масштаба. Приехав из Беломорска, парень на пару со знакомым снимал квартиру в Петрозаводске и выживал за счет охранных подработок. Выходец из неблагополучной семьи и воспитанник детдома, Август сошелся со Старым и стал «промежуточным» звеном между авторитетом и исполнителями, взяв на себя роль босса молодежной стаи. Как покажет время, его криминальные инициативы и нездоровая жажда легких денег в итоге и подведут всю банду.

Не та челюсть

Все закрутилось после того, как Август сотоварищи в конце мая 2013 года здорово поколотили незнакомца на улице рядом с баром «ФМ» в Петрозаводске. За несколько часов до этого он с друзьями праздновал свой день рождения в Песках, а затем переместился в центр города. Разумеется, без спиртного не обошлось. В баре возникла небольшая потасовка с посетителями, результатом которой стали прыжки на крыше машины ЧОПа, следившего за порядком в заведении. Правда, акробатикой занялся не Авдеенко, а один из его друзей, которому прохожий сделал замечание. Как следует из приговора суда, пьяный Август не стерпел, скинул верхнюю одежду и с криком «Сейчас будет зарубалово!» бросился на обидчика. Тому досталось крепко: серьезные переломы челюсти, носа и скул медэксперт позднее квалифицирует как вред здоровью средней тяжести. На беду Августа, пострадавший оказался сотрудником правоохранительных органов, потому без расследования не обошлось. Материалы легли на стол следователям карельского Следкома, которые, получив из полицейских архивов результаты оперативной деятельности, увидели много знакомых фамилий, в том числе и Угузаева.

…В октябре 2013 года проблемы возникли у одного из мелких петрозаводских предпринимателей, державшего тир на Онежской набережной. Он попался на глаза Старому и Августу в кафе на Перевалке. Угузаев вспомнил, что коммерсант год назад просил разобраться со знакомым конкурентом из-за разбитой машины, и решил за свои услуги выставить счет на 20 тысяч рублей. Бизнесмена отвели в тамбур, чуть побили, и отпустили, получив обещание расплатиться. На следующий день парочка забрала деньги, однако единовременный платеж, видимо, Старого не устроил. В мае коммерсант снова попался парочке, и итогом беседы стала «крыша» за 10 тысяч рублей в месяц.

Уже в июле «долг» коммерсанта, который по разным причинам тянул с оплатой, вырос до 30 тысяч рублей. Днем 25 июля на набережной он передал деньги Августу, тот сел в стоявший неподалеку «Мерседес» с Угузаевым за рулем, и отдал авторитету половину. Сразу после этого у машины появились спецназовцы: за процессом к тому моменту пристально следили оперативники, поэтому оба в один момент были припечатаны к асфальту. Тогда же в иномарке обнаружились почти 3 грамма синтетического наркотика, что потом станет для Старого дополнительной статьей в уголовном деле.

А был ли клерк?

Общение с задержанными Августом и Старым, а также изучение оперативных архивов вывели следователей еще на один эпизод их деятельности. Подельники оказались замешаны в более серьезной афере, связанной с квартирным мошенничеством. В течение полугода парочка с помощью местного риэлтора пыталась силой и уговорами отобрать квартиру у петрозаводчанина, но в итоге совершенно потонула в хитросплетениях сделок с недвижимостью. Более того, карты им спутал сам пострадавший.

Как установил суд, в марте 2012 года жителю Кукковки Ивану Бедолагину (имя-фамилия изменены) срочно потребовалось 40 тысяч рублей. Работы у него на тот момент не было, а кушать что-то надо, потому он попросил у знакомого помощи в получении потребительского кредита. От знакомого информация утекла к Августу, с которым тот плотно общался, поэтому дальнейшее развитие ситуации было предсказуемо. Бедолагина свозили в банк, где он солгал служащему о месте работы. Клерк - якобы из своих, как пообещали Ване, - должен был закрыть на вранье глаза, но в кредите заявителю отказали в тот же день: работник банка «своим» не был.

Через пару дней Августу пришло в голову, что у жертвы за «помощь» можно запросить эти же 40 тысяч, сообщив, что «знакомый» клерк-де из-за этого полетел с работы, а за это придется отвечать рублем. Так и поступили: Авдеенко еще с одним знакомым (сейчас он уже осужден по этому эпизоду) наведались к Бедолагину в гости, помахали кулаками и получили от него согласие расплатиться. Перепуганный Ваня проговорился, что может отдать деньги частями, сдав свою квартиру в аренду, за что Август немедленно зацепился: все-таки жилье стоимостью почти в 2 миллиона рублей – не чета скромным десяткам тысяч. К делу подключили Старого, который не стал отказываться от заманчивого предложения, и некоего Динара Гарибова (фамилия-имя изменены), петрозаводского риэлтора сомнительного толка.

- Угузаев и Авдеенко намеревались получить в качестве компенсации за мнимые «страдания» служащего банка 500 тысяч рублей, а Гарибов должен был создать видимость законных действий с имуществом, - поясняет следователь по особо важным делам петрозаводского отдела карельского Следкома Олег Литвин. – Риэлтор предложил план, согласно которому он с помощью фиктивного покупателя приобретает у Бедолагина квартиру по заниженной цене (якобы за 650 тысяч с учетом процентов), отдает деньги соучастникам, а сам остается с жильем, которое фактически оценивалось почти в 2 миллиона рублей.

Страховка страховке рознь

Старый с Августом, вероятно, не особо вникали в детали схемы: им важнее было как можно быстрее получить деньги. Гарибов же оставался в значительном плюсе от мошенничества. В ход снова пошли угрозы и рукоприкладство. Прежде всего, риэлтор предложил Бедолагину полмиллиона рублей в долг - с рассрочкой на три месяца под 1 процент за день, - а кукковскую квартиру потребовал в качестве залога. В тот же день он забрал свидетельство о праве собственности. Далее на свет появились договор купли-продажи, который Гарибов собирался подсунуть жертве под видом договора залога, акт о передаче квартиры фиктивному покупателю, и расписка в получении 500 тысяч рублей. Все эти документы Ваня вскоре подмахнул, не глядя. Потом в суде он объяснит, что был жутко перепуган и боялся угроз. В апреле после нескольких визитов в карельское Управление Россеестра квартира была зарегистрирована на нового собственника одновременно с залогом и обременением.

Риэлтор все же переборщил с «видимостью законности», подстраховавшись залогом. Откуда компании было знать, что доведенный до отчаяния Бедолагин после этого не только не явится в Госреестр для снятия обременения, а почти сразу побежит не только в полицию, но и в суд, который на время разбирательства запретит любые сделки с жильем… Старый с Августом, узнав про суд (но, разумеется, не про полицию) поняли, что деньги так легко не заработают, поэтому вместе с Гарибовым разработали новый план. Жертву угрозами стали вынуждать забрать иски, для виду предлагая вместо квартиры комнату в одном из городских общежитий. Обмен, как объясняет следователь, также нужен был для подстраховки, чтобы у суда не возникло неудобных вопросов по поводу столь резкой перемены настроения истца.

Бедолагин на тот момент уже находился под наблюдением оперативников и не спешил давать согласия. Ваню ловили у суда и у квартиры, возили по кафе, и даже познакомили с якобы пострадавшим из-за кредита клерком (его роль исполнял очередной знакомый Августа), который в разговоре крепко приложился хозяину квартиры коленом по носу. Ваня же вел себя более спокойно, зная, что прикрыт полицией.

Ему сильно повезло: поначалу петрозаводский суд на сторону истца не встал, однако суд вышестоящей инстанции в апелляционном порядке вернул Бедолагину право собственности на квартиру. Мошенничество закончилось пшиком, и компания, в конце концов, отстала от жертвы, вероятно, затем, чтобы не навлекать на себя лишних неприятностей. Оперативники тоже затаились до тех пор, пока «герои» снова не отметятся в чем-нибудь нехорошем. Те не заставили себя ждать: подоспела история с доением хозяина тира. Компанию повязали.

Закономерный финал

Угузаев, Авдеенко и Гарибов сели на скамью подсудимых в середине 2014 года. Разбирательство длилось почти год, никто из обвиняемых вины не признавал до самого конца.

В Следкоме вспоминают показательную деталь. На судебное заседание об избрании Старому меры пресечения неожиданно явился потерпевший владелец тира, который заявил, что отказывается от ранее данных следователям показаний о вымогательстве. Позже выяснилось: накануне к нему в гости заезжали гости с Кавказа, угрожавшие сломать позвоночник, если их «авторитета» арестуют.

Так или иначе, в начале июня этого года Угузаев за вымогательства и незаконный оборот наркотиков получил 8 лет колонии строгого режима со штрафом 100 тысяч рублей. Августа за вымогательства и причинение вреда здоровью приговорили к такому же сроку, также ему придется заплатить 250 тысяч рублей компенсации морального вреда избитому у бара полицейскому. Зато ушлый риэлтор Гарибов отделался легким испугом, получив 5 лет условно со стотысячным штрафом. Впрочем, приговор суда еще обжалуется.

Несмотря на то, что в приговорах ни слова не говорится каком-либо преступном сообществе, подчеркну: по всему видно, что в места не столь отдаленные отправился главарь более-менее крупной карельской банды. Приговор стал последним аккордом в ее разгроме, поскольку оперативники ФСБ задержали основную часть участников еще в 2013 году, заодно перекрыв два канала поставки наркотиков в республику. За счет продажи зелья группировка, собственно, и существовала. Но на тот момент Августа было брать рано, а Старый успел побывать в федеральном розыске, скрывшись на время в Чечне.

- На всех членов этого сообщества были собраны неопровержимые доказательства их преступной деятельности, - отмечает источник в ФСБ. – Мы получили признательные показания от большинства участников, и в итоге произошло полное разложение преступной группы.

К слову: еще один «авторитет» и старый знакомый Угузаева, Узбек (о нем вскользь говорилось в самом начале), с которым тот и развернул всю деятельность, недавно за вымогательство тоже получил 8 лет колонии. Но это уже отдельная история.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру