За что приговорили Гивия Карапетова

Бывший замминистра труда, получивший 7,5 лет тюрьмы за взятки, надеется на апелляцию

1 октября зал петрозаводского суда был полон. На оглашение приговора бывшему замминистра труда и занятости Карелии Гивию Карапетову собрались его близкие и родственники, журналисты, правоохранители. Перед появлением судьи Оксаны Егоровой один из родственников фигуранта в коридоре внушительно попросил журналистов первыми пропустить семью и друзей. Спорить никто не стал, тем более что места в итоге хватило всем.

Бывший замминистра труда, получивший 7,5 лет тюрьмы за взятки, надеется на апелляцию
Гивий Карапетов сидел в кресле замминистра труда и занятости давно и плотно

Судья Егорова зачитывала текст решения более двух часов, и все это время 64-летний Карапетов, опустив голову, слушал монотонный монолог, под конец изредка хватаясь за прутья решетки. Фотографировать он себя так и не разрешил.

Крыша и квоты

Уголовное дело о двух эпизодах взяточничества со стороны экс-чиновника поступило в суд в апреле 2015 года. До этого Карапетов уже более полугода находился под стражей в СИЗО. Напомним, Карапетов попав под прицел следователей в конце сентября прошлого года. Тогда карельский Следком сообщил, что он подозревается в получении крупной взятки. По первоначальной информации пресс-службы ведомства, чиновник получил 300 тысяч рублей от представителя общества с ограниченной ответственностью, пообещав помочь при расселении и проживании рабочего персонала этой фирмы. Мигрантов предполагалось разместить в общежитии, подведомственном карельскому Министерству труда. В октябре уже бывший замминистра по ходатайству следователя был арестован и к тому моменту уже лишился кресла. Пока шло предварительное расследование, у него арестовали квартиру и земельный участок в Петрозаводске, а также две автомашины и деньги.

Чуть позже стали известны новые подробности нашумевшего дела: карельская прокуратура сообщила о том, что Карапетову вменяется личное «получение должностным лицом взятки в виде денег». При этом в материалах уголовного дела фигурировали уже два таких преступления.

Как полагало следствие, экс-заместитель десять (!) раз получил деньги от коммерческих организаций на общую сумму в 675 тысяч рублей. Шесть эпизодов связаны с мартом-сентябрем прошлого года, когда Карапетов, будучи и.о. министра труда, положил в карман 300 тысяч рублей от представителей двух строительных фирм. Чиновник брал мзду по 50 тысяч рублей в месяц за то, чтобы подведомственном общежитии могли жить нанятые компаниями гастарбайтеры.

Если быть более точным, то, согласно приговору, Карапетов получил деньги от представителей ООО «Маращстрой» и «Монолит», которым через АО «Центр обучения и мониторинга трудовых ресурсов»» чуть ранее потребовалось найти крышу над головой 80 турецким рабочим. Был найден вариант с общежитием на улице Станционной.

Кроме того, обвиняемый «заработал» еще 375 тысяч рублей, четырежды получив деньги от другого гражданина, который представлял сразу восемь предприятий. За это Карапетов обещал утрясти вопрос с трудовыми квотами на работу, в которых нуждались иностранные работники, и замолвить словечко в Межведомственной комиссии по вопросам внешней трудовой миграции, членом которой являлся. Судя по приговору, деньги он получил в четыре захода и попался на последней части взятки в 75 тысяч рублей.

«Чудовищный оговор»

В целом суд согласился с обвинительным заключением, хотя адвокат с подсудимым были настроены категорически против квалификации обвинения. По мнению защиты, Карапетов, как минимум, не мог использовать свое положение для помощи коммерсантам. Однако суд решил иначе, поэтому, в частности, значительную часть приговора заняли перечисления обязанностей чиновника, установленных законом, а также показания свидетелей, многие из которых говорили о том, что бывший замминистра «имел определенное влияние на принятие тех или иных решений».

Во время судебного процесса фигурант частично признал свою вину и не скрывал, что получил деньги за консультации и помощь. Но не более того. К тому же, по его словам, речь шла о гораздо меньших суммах.

Прокуратура настаивала на 8 годах лишения свободы и штрафе в 25 миллионов рублей для обвиняемого. Как показали последние пять минут чтения приговора, гособвинение почти добилось желаемого.

Под конец в зале прозвучало чуть обнадеживающее словосочетание – «смягчающие обстоятельства». Для Карапетова таковыми стали частичное признание вины, возраст и состояние здоровья. Суд также отметил, что он ранее судим не был, имеет положительные характеристики, звания, грамоты и благодарности. Отягчающих обстоятельств по делу не нашлось.

Тем не менее, окончательное наказание оказалось суровым: за два эпизода получения взятки Карапетов получил 7,5 лет колонии строгого режима и 25 миллионов рублей штрафа, в счет погашения которого пойдут уже арестованные квартира, земельный участок и два автомобиля.

Пока судья Оксана Егорова произносила финальные слова, в зале повисло молчаливое недоумение, и после того, как она покинула зал, Карапетов не выдержал.

- Те, кто меня оговорил, ушли уже? – вглядываясь в толпу, спросил он.

Родственники поспешили успокоить приговоренного, и тот решил не развивать тему. Кого он имел в виду, сказать сложно, но частые взгляды в сторону правоохранителей во время заседания, а также его последнее слово накануне приговора в комментариях не нуждаются.

Так, во время судебного процесса Карапетов заявил, что первоначальные признательные показания дал под давлением следователей, а перед оглашением решения проговорился, что стал жертвой «чудовищного оговора» из-за своей излишней доверчивости.

Как сообщил адвокат осужденного Анатолий Хоменя, приговор однозначно будет обжалован: защита по-прежнему не согласна с квалификацией преступления. Кроме того, по словам адвоката, сам Карапетов уже подготовил ходатайство о личном участии в рассмотрении апелляции.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Миграционная «политика»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру