Политшахматная фигура: «Тайная упаковщица» Петрозаводска Эмилия Слабунова

Силы, выведшие педагога Слабунову на вершины карельской политики, теперь могут помешать ей там остаться

Пожалуй, тяжелую (в политшахматном смысле) фигуру Эмилии Слабуновой коротко можно охарактеризовать так: самый известный педагог среди карельских парламентариев - и самый известный депутат в учительской среде. Да это и понятно, не так уж много кандидатов педагогических наук становятся  политиками (хотя собственно педагогов в депутатской среде хватает). Как правило, учителя, сумевшие защитить диссертацию, делают науку и образовательный процесс своим призванием, не желая окунаться с головой в политшахматные игры. Однако Эмилия Слабунова сделала иной выбор…

Силы, выведшие педагога Слабунову на вершины карельской политики, теперь могут помешать ей там остаться
Эмилия Слабунова - в отстутствие Василия Попова - главный оппозиционер Карелии

Свежая струя

Впервые на политшахматной доске директор петрозаводского лицея №1 Эмилия Слабунова появляется на рубеже веков. Интересные разыгрывались партии в то время. К примеру, многие ли помнят сейчас, что выборы в Петросовет 19 декабря 1999 года в 24 округах из 60 были признаны несостоявшимися? Основная причина - победил кандидат «против всех». Согласитесь, это очень высокий градус недоверия к политшахматным фигурам городского масштаба. И в такой момент первый раз примерить на себя роль проходной пешки – это мужественно, и в то же время, что греха таить, самонадеянно.

Как водится у многих, первая партия Слабуновой увенчалась проигрышем.  В 2000 году в горсовет по избирательному округу №37 (Древлянка) был избран ее соперник, директор треста КПД Валерий Ялов. Но спустя год он пересел в кресло первого зам.главы петрозаводской администрации. Были объявлены довыборы, состоявшиеся 28 января 2001 года. Тут-то и пришло время реванша. Обыграв шестерых (!) соперников, Эмилия Эдгардовна набрала  215 голосов (ближайшая пешка набрала на 12 меньше) и прорвалась в депутаты. Неплохой старт. Но амбиции (или воля гроссмейстера?) двигали нашу политшахматную фигуру дальше.

В мае успешного для Слабуновой года подала в отставку городская политшахматная королева - председатель Петросовета Людмила Тихонова. И на внеочередной сессии депутатам предстояло решить, на чью голову возложить осиротевшую корону. Высветились двое -  главный врач БСМП Геннадий Масликов, предложенный фракцией «Отечество», и Эмилия Эдгардовна, которую официально двигала комиссия горсовета по образованию. А неофициально… Впрочем, об этом потом.

Заметьте, всего каких-то два с половиной месяца депутатства – и сразу в королевы! Но, по мнению самой Эмилии Слабуновой, «небольшой депутатский стаж не мог бы помешать ей сразу же включиться в работу и внести свежую струю в деятельность Петросовета» (газета «Карелия от 15 мая 2001 года).

За «свежую струю» на внеочередной сессии проголосовали 27 гордепов, за Геннадия Масликова – 26. Для королевской короны требовалось 31. Ничья! Причем, затяжная. Ведь Петросоветом до мая 2002 года стал руководить зам. председателя Вячеслав Кашин. А потом депутатским королем стал Владимир Собинский. Но это уже другая политшахматная партия.

С 10-го на 1-е место

Тяжелой политшахматной фигурой Эмилия Слабунова стала только в 2011 году, пройдя в карельский парламент по партийным спискам от партии «Яблоко». При этом нельзя сказать, что все годы после своего депутатства в Петросовете она не стремилась «потяжелеть». Через год после неудачной попытки стать председателем горсовета Эмилия Слабунова двинулась на штурм парламента. Выборы, состоявшиеся 28 апреля 2002, были сложными. В результате, отстав от соперника почти на 800 голосов, Эмилия Слабунова заняла «почетное» второе место.

Еще одна атака по той же вертикали власти была предпринята ею в 2006 году.  Но выступала она уже не в качестве одиночного бойца-самовыдвиженца, а в составе сборной команды «Яблока». Шла под номером 10. Одно это ясно дает знать о ее весе в яблочной партийной среде в то время. Думается, даже при самом лучшем раскладе в выборном турнире, взять 10 мест в парламенте Карелии «Яблоку» не удалось бы. А значит, и надежда заиметь в 2006 году мандат у Эмилии Слабуновой была достаточно призрачной. Конечно, теоретически эта политшахматная партия могла стать для нее выигрышной, однако практика разрушила всю теорию. 15 сентября  2006  года Верховный Суд РК отменил регистрацию проходных пешек яблочного цвета, причем как одномандатников (3), так и тех, кто шел по списку (25). Одним махом из «Выборного турнира-2006» выбыли  28 фигур, среди которых была и Эмилия Слабунова.
Любопытная деталь: в партсписке «Яблока» под номером 24 была тогда Галина Ширшина. Но не та, о которой вы сейчас подумали - и отчество другое, и год рождения. Возглавлял же список Василий Попов, не нуждающийся в особых представлениях. Кстати, яблочный цвет фигура Слабуновой приобрела в 2003 году, когда он возглавил карельское отделение партии. И в тот год не осталось сомнений, рука какого гроссмейстера двигает нашу политшахматную фигуру по горизонталям и вертикалям выборных турниров.

Еще одна атака на ЗС, на этот раз успешная, была предпринята Эмилией Эдгардовной в 2011 году. Она стала единственным парламентарием, избранным по партийному яблочному списку, в котором шла под №1. Заметьте, какой прогресс: подняться с десятого на первый номер!  Будь у нее №2 – и не было бы депутатства. 

Немного мистики

Казалось бы, в политшахматах нет места сверхестественному. Точный расчет, правильный ход, красиво задуманная и исполненная комбинация – это да. А всякие там знаки судьбы и прочее – это не для политшахматистов. Но, анализируя причудливый путь политшахматной фигуры Слабуновой по разным игровым доскам, невольно подумалось: а может, зря мы не верим в судьбу? Ведь связала же она двух очень разных людей: Эмилия Слабунова – Юрий Шабанов (ныне видный член команды главы Карелии, его представитель в ЗС).

В девяностые годы прошлого века Юрий Шабанов руководил лицеем №1. Среди его подчиненных была Эмилия Слабунова, которую он даже сделал своим замом. А в 1999 году, когда Шабанов поменял работу, Слабунова заняла его место в лицее.

Расставшись на образовательном поле, обе фигуры через короткий срок встретились на политшахматном. И столкнулись так, что аж искры полетели! Случилось это в апреле 2002 года на выборах депутата карельского парламента. Выдвинувшись по одному округу, бывшие коллеги стали непримиримыми соперниками. Дело дошло до суда. Эмилия Слабунова пыталась снять соперника с предвыборной гонки, обвинив его в нарушении выборного законодательства. Однако суд не посчитал доводы истца убедительными, победа Юрия Шабанова была признана законной (суды продолжались до лета 2002 года).

Через 11 лет на выборах мэра Петрозаводска наши политшахматные фигуры поменялись местами. На этот раз  Юрий Шабанов опротестовал в суде выдвижение кандидата на пост мэра Эмилии Слабуновой. И выиграл. История была шумная, с митингами и громкими заявлениями. Но с точки зрения политшахмат все было правильно: есть возможность обвинить соперника в нарушении правил – делай это. Заметим, не Шабанов начал первым, он лишь сделал ответный ход.

Сейчас Слабунова и Шабанов опять работают в одной конторе – в парламенте. Интересно, как складываются отношения двух тяжелых фигур карельской политики? И столкнет ли их судьба лбами еще раз?

Фигура прикрытия

По поводу снятия Слабуновой с гонки на пост градоначальника в 2013 году писали много. Повторяться, думаю, не стоит. Но следует обратить внимание на один момент. Директор лицея стала играть в выборной партии против своего работодателя – Николая Левина. Имел ли он в запасе какие-то ходы, чтобы не допустить этого? Разумеется! Обратите внимание на недавние увольнения Ширшиной директоров нескольких школ, директора Центра развития образования Петрозаводска, скандальное расставание с директором Дворца детского творчества… Мог ли Левин разыграть такую же или похожую комбинацию в 2013 году? Однозначно – да. А если бы разыграл, как бы отреагировала на это Эмилия Эдгардовна?

Сейчас она никак не вступается за своих бывших коллег-директоров, а вот Левин был под ее пристальным вниманием. Например, когда мэр самолично назначил Олега Дежурова своим замом, Эмилия Эдгардовна очень этим возмущалась: «И нам, и обществу нужна максимальная открытость. С этим и связан мой запрос относительно Олега Дежурова… Мы должны понимать, чем объясняется выбор мэра» (газета «Карельская Губерния» от 26 июня 2013 г.)

Ныне же Слабунова, похоже, стоит на другой позиции. На заседании комиссии Петросовета по образованию в июле этого года она заявила, что информация об увольнениях директоров школ тщательно «упаковывается», чтобы «сохранить авторитет учителя, авторитет директора в глазах общественности - педагогической, родительской и детской». А вот зам. главы города - председатель комитета социального развития Римма Ермоленко (не последняя фигура в администрации) уже неоднократно публично заявляла: «Назначения чисто политические».

Получается, своей королеве можно говорить при решении кадровых вопросов «я так хочу» и «упаковывать информацию», а неугодный король должен делать то же самое максимально открыто. Удивляться такой игре не стоит. Ведь городская королева Галина Ширшина реализует выборную программу Слабуновой, а Эмилия Эдгардовна находится при ней фигурой прикрытия. Даже возглавила некий экспертный совет. Впрочем, анализ политшахматной игры на столичной доске нам сейчас не нужен. И упомянута она была лишь для понимания качества игры рассматриваемой  фигуры.

"Не будь пешкой!"

Пора подвести какой-то итог. И он, на мой взгляд, выглядит для Эмилии Эдгардовны неутешительным. Набрав достаточно большой политшахматный вес, она последнее время стремительно растрачивает его. Нет, не благодаря своей игре в парламенте - тут она достаточно активна и продуктивна, - а исключительно из-за игры яблочной команды.

Политшахматный гроссмейстер Василий Попов сейчас находится вдали от Петрозаводска, и вольно или невольно Эмилия Эдгардовна начинает делать самостоятельные ходы, как-то неожиданно став лидером (пусть и не в полной мере) карельского «Яблока». Ей пришлось выступить на острие весенней атаки на губернатора (открывала митинг за отставку Худилайнена, руководила сбором подписей по той же теме и т.д.). Атака захлебнулась, не дав никакого результата. И кто ответит за это поражение? Причем негатив идет и от сторонников главы Карелии, и от самих «яблочников» (поражения никому не нравятся).

Еще один минус в копилку Эмилии Слабуновой закинул сам гроссмейстер Попов. Появилась аудиозапись, где он называет сумму, потраченную на выборы мэра Петрозаводска в 2013 году – миллион долларов, - и пытается предложить свои услуги на украинских выборах. Эмилия Эдгардовна тогда заявила, что запись – подделка, а когда выяснилось, что подлинная (сам гроссмейстер признал), вообще перестала комментировать ситуацию. Короче, вновь «упаковала информацию».

Но самый плохой ход Слабунова сделала 6 июля, когда вместе с женой гроссмейстера Анастасией Кравчук неофициально и почти секретно, войдя через служебный вход, встретилась с послами Финляндии, Венгрии и Эстонии. Их поймали журналисты, и чувствовала себя Эмилия Эдгардовна, прямо скажем, не комфортно.

Плох этот ход не потому, что депутаты встречаются с послами. Это их работа – и тех, и тех. Плох он потому, что информация о встрече опять была упакована в обертку тайны. А это, как всегда в таких случаях, заставляет усомниться в чистоте помыслов «упаковщиков».

В минусы еще можно записать уголовные дела, возбужденные против некоторых яблочников, «неуд» Ширшиной, уже упоминавшиеся увольнения директоров детских учреждений и т.д. Весь этот негатив концентрируется на том, кто на виду. А это – Слабунова (заметим, прочие фигуры «яблочного» цвета ныне как-то стушевались).

Все сказанное можно оценить так: перспективы вновь попасть в парламент у Эмилии Слабуновой не велики. В прошлый раз «Яблоко» по списку взяло лишь один мандат (находясь не в самой плохой ситуации). И даже если повторит этот результат, что сомнительно - кто пойдет в списке под №1? А одномандатные выборы Слабунова выиграла лишь один раз в 2001 году (Петросовет). Причины такого положения – в ограничении свободы нашей политшахматной фигуры. Она, как слон в шахматах, ходит только по полям определенного цвета. А это слабость фигуры, ее ограничение, которое в выборной партии может результативно использовать соперник.

Чтобы этого не случалось,  политшахматным фигурам нелишне было бы помнить афоризм путешествующего по просторам интернета некоего Акакия Швейка: «Играя в шахматы - не будь пешкой!».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру