Олонецкую землю по подложным документам получали местные чиновники и земельные специалисты

За ущерб в размере 14 миллионов рублей бывшая глава Коверы получила 4 года условно и 300 тысяч штрафа

Земельные скандалы вспыхивают в Карелии с завидной регулярностью. То в одном районе, то в другом чиновники, депутаты, бизнесмены оказываются втянутыми в махинации по «прихватизированию» соток и гектаров, да не каких-нибудь бросовых, а пашенных, береговых и просто тех, которые можно выгодно продать. Но схема по «отжиманию» в личную собственность землицы муниципальной, примененная в Олонецком районе, похоже, не имела пока аналогов в нашей республике.

За ущерб в размере 14 миллионов рублей бывшая глава Коверы получила 4 года условно и 300 тысяч штрафа

На всякий случай

Вы слыхали про «дачную амнистию»? Это когда граждане, которым земля была предоставлена для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и т.д. до введения в действие Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 года), могут оформить ее в собственность в упрощенном порядке, без всяких судов и лишней волокиты. Мера разумная, и этой нормой закона уже воспользовались очень многие жители сел и дачные любители-огородники. Но появились и те, кто амнистию «дачную» превратил для себя в «удачную». 

В начале нового века в Олонецком районе не было поселений, а были волости. И одной из них, а именно Нурмольской, с 2000 по 2005 год управляла Наталья Каракова (назначил ее на эту должность тогдашний мэр Олонецкого района Василий Попов). Потом волости ликвидировали, создали поселения и объявили выборы глав. Бывшая Нурмольская волость вошла в состав Коверского сельского поселения.  А бывшая управляющая волостью Наталья Каракова выиграла выборы и стала главой Коверского поселения. Естественно, после ликвидации волости главный атрибут ее власти – гербовая печать – подлежал уничтожению. Однако, как выяснилось позже, Наталья Каракова оставила ее у себя в целости и сохранности. Приберегла, так сказать, на всякий случай.  И такой «всякий случай» настал 30 июня 2006 года, когда вступил в силу федеральный закон № 93-ФЗ, объявившего дачную амнистию.

Ввиду отсутствия судебной перспективы

Как позже сообщила прокуратура Карелии, «в период с 2006 года по 2010 год обвиняемая (Наталья Каракова - ред.) незаконно выносила постановления о предоставлении в собственность земельных участков своим родственникам и знакомым, а также себе лично». Делала она это просто и эффективно: постановления датировала 2000-м годом, что теперь позволяло оформить участок в собственность без каких-либо доплат.

Размах поражает: всего было незаконно зарегистрировано право собственности на 39 земельных участков общей площадью 73 196 кв.м. Рыночная стоимость такого количества земли – более 14 млн. рублей. А истинная инструмент нанесения столь значительного ущерба муниципалитету – та самая печать Нурмольской волости. Не будь ее, Наталья Каракова не смогла бы придать подложным постановлениям о выделении земли «свойства официальных документов, имеющих юридическую силу».   

Самое интересное, что вся эта история с липовыми документами могла бы никогда не выплыть на свет божий, если бы Наталья Каракова выиграла выборы в 2009 году. Но она их проиграла и уступила должность главы Коверского поселения Надежде Шерстневой. И новая глава уже через полгода стала бить во все колокола, узнав, что земли поселения уходят из муниципальной собственности по каким-то подозрительным бумагам, следов которых в администрации нет.

Из письма Шерстневой в прокуратуру в октябре 2010 года: «На сегодняшний день (а прошло уже два месяца) от сотрудников ОВД по Олонецкому району по данному делу не получено ни одного сообщения. Я очень обеспокоена, что это дело пролежит в ОВД и в конечном итоге будет «похоронено».

Беспокоилась глава не зря. Первое ее обращение в Полиция 24 июня 2010 года закончилось постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Всего неделя понадобилась полицейским, чтобы во всем разобраться. Неудивительно, что через две недели прокурор района отказное постановление отменил. Через 18 дней – новый отказ в возбуждении дела, 8 октября – отмена отказа. 2 декабря – отказ, 27 декабря – его отмена. 21 января 2011 года – новый отказ, 15 февраля – отмена…

А 17 февраля местные сыщики приходят к неожиданному выводу. Оказывается, поскольку Наталья Каракова была избранным главой поселения, «материал проверки подлежит передаче следователям Следственного комитета РФ, которые наделены полномочиями по принятию решений по делам данной категории». Полгода понадобилось, чтобы решить, кто должен расследовать это дело! Не удалось «похоронить» - решили «сплавить»?..

Впрочем, и передача дела в Следственный комитет не сдвинула его с мертвой точки. Запущенное полицией колесо отказов в возбуждении «уголовки» продолжало катиться. Апофеозом стал ответ Главного управления МВД России по Северо-Западному округу в феврале 2012 года. Он вроде как подвел итог полуторагодичной переписке Шерстневой с правоохранителями: «04.03.2011 г. данный материал был направлен на изучение в УБЭП МВД  по РК и был возвращен в МО МВД «Олонецкий» 17.08.2011 г. без каких-либо указаний по проведению дальнейшей проверки. В дальнейшем он был направлен в порядке устного (!?) запроса в Олонецкий межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по РК. По результатам рабочей встречи с представителями СК было установлено, что оснований для возбуждения уголовного дела в отношении Караковой Н.И., даже с учетом вступившего в законную силу решения суда по гражданскому делу по факту неправомерного выделения земельных участков, не имеется, ввиду отсутствия судебной перспективы». 

Личная заинтересованность

Понятно, что такое отношение правоохранителей к земельному делу не вселяло оптимизма.  И глава Коверского поселения решила самостоятельно «торпедировать» в суде фальшивые постановления, подписанные Караковой. Во время этих судов вскрывались любопытные детали.

К примеру, вот что отвечала на вопросы в судебном заседании бывший сотрудник местной администрации Надежда Заверткина:

«- Вы знакомы с Караковой?

- Знакомы. Я работала в комитете по земельному ресурсу. По работе мы имели тесный контакт…

- У вас личная заинтересованность в исходе данного дела есть какая-то?

- Нет.

- Кем вам приходится Ананьева М.А.?

- Дочь моя.

- У нее есть земельный участок в д.Кукшегора, в том квартале?

- Да, есть.

- Когда ей был предоставлен земельный участок?

- В 2000 году.

- Кем вам приходится Заверткина И.П.?

- Это жена моего брата.

- Она имела земельный участок в д.Кукшегора?

- Этим занимался мой брат…»

К материалам дела приобщается выписка из ЕГРП: Заверткина И.П. имела участок в Кукшегоре, позже она продала его жителю Санкт-Петербурга. 

На вопросы отвечает специалист ФГУ «Земельно-кадастровая палата» Иван Потапов:

«- Почему вы дали материал, без многих фамилий, без многих участков, хотя на 26.05.2005г. они уже в этом перечне состояли? Почему в 2005 году эти участки уже были, а в 2010 г. вы предоставили перечень, и там нет этих участков? С чем это связано, можете пояснить?

- Не могу».

Ремарка: в 2000 году Ивану Потапову был  выделен в Кукшегоре земельный участок, а в 2001 еще один, в деревне Новинка. Кроме того, участки в Кукшегоре получили его сын и теща.

Вы понимаете? Участки по подложным постановлениям Караковой среди прочих получали не кто-нибудь, а чиновники, имеющие непосредственное отношение к распределению земли. Спешу доложить, что и Потапов, и Заверткина сегодня спокойно работают в территориальном межрайонном отделе N2 карельского Управления Роснедвижимости. Судя по телефонному справочнику ведомства, первый трудится в должности старшего специалиста 1-го разряда, а вторая уже - ведущий специалист-эксперт.

Кстати, из материалов дела следует, что участок тогда был выделен как минимум еще одному специалисту ФГУ «Земельно-кадастровая палата». Фамилия имеется в распоряжении редакции.  

По-родственному

Из письма Надежды Шерстневой прокурору республики:

«Вы должны понять, что город у нас маленький, все друг друга знают, все друг другу «родственники». А дело это очень серьезное, имеет место явное нарушение закона».

Фраза про родственников процитирована здесь не зря. Мало того, что сами постановления о выделении земли вызывали подозрения у новой коверской власти - фамилии новоявленных землевладельцев навевали мысли о коррупции. Это для петрозаводских следователей и проверяющих фамилии Каракова, Иванова, Сепов не имеют между собой ничего общего, а от людей на деревне не спрячешься. И все знали, что Иванова – это дочь Караковой, Сепов – отчим. Всего семья Караковой обогатилась на пять участков.

А вот в списке и Валентина Ерхова, бывшая  зам Караковой: она не только сама была осчастливлена земельным участком, но и ее сын. А зять и дочь получили аж по два участка!

При знакомстве с материалами затянувшегося земельного дела невольно закралась мысль: а могла ли глава заштатного Коверского поселения столь нагло и бесцеремонно действовать без какой-либо поддержки сверху? Ну, специалисты кадастровой палаты, наверное, могли бы посоветовать, как правильно оформить бумаги, чтобы не вызывать лишних вопросов и подозрений. Но должен же быть еще кто-то, наделенный полномочиями более высокого уровня. Районные власти из "списка подозреваемых» можно исключить: бывшие главы администрации Олонецкого района Виктор Ефремов и Ольга Терво, а также глава района Геннадий Отставнихинсами обращались в правоохранительные органы, поднимая эту тему, обрпащались даже к главе Карелия Андрею Нелидову.

Тогда кто? Возможный ответ дает список людей, получивших землю в Кукшегоре. Оказывается, по липовым постановлениям Караковой участки получили нынешний депутат Законодательного Собрания Карелии, руководитель фракции «Яблоко» Александра Спиридонова и ее сын. А в годы, когда, по версии следователей, эта «липа» создавалась, Александра Михайловна работала главой Олонецкого городского поселения (2006–2007г.г.) и главой Олонецкого национального муниципального района (2007–2010 г.г.). Ну как могла Александра Спиридонова, получая из рук Караковой в 2006 году (как минимум) постановление о выделении земельного участка, датированное 2000-м годом, не заподозрить неладного? А если заподозрила - почему не обратилась в прокуратуру, как это делали районные главы после нее?

Жирная запятая

За совершенные преступления Наталья Каракова 17 сентября нынешнего года была приговорена Олонецким судом к четырем годам лишения свободы условно, со штрафом в размере 300 тыс. рублей. Кроме того, она не может в течение трех лет занимать должности в органах власти. Многомиллионный ущерб, нанесенный муниципалитету ее действиями, пока «висит в воздухе». Моральный же вред обществу вообще неизмерим.

Напомним, что недавние громкие «земельные» дела в Лахденпохском районе окончились и обвинительными приговорами, и расторжением незаконных сделок.

И можно, вроде, поставить точку в этом деле, но почему-то ставится запятая. Ведь те, кто получал земельные участки по подложным документам, изготовленным Караковой, вроде как и не при делах. Живут, работают, кое-кто уже и продал участки, получив за них немалые деньги. А депутат парламента от Олонецкого района Александра Спиридонова, продав участок в Кукшегоре, теперь разбирается с незаконным выделением земли в Пряжинском районе, выясняя у прокуратуры Карелии, почему не понесли серьезного наказания его фигуранты, и кто же способствовал сокрытию преступления…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: «Наша земля, и детей наших»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру