Бесконечный арест

Депутата Заксобрания Карелии Девлетхана Алиханова снова оставили за решеткой

Очередное судебное разбирательство с арестованным депутатом карельского парламента Девлетом Алихановым, который обвиняется в крупном мошенничестве и незаконном пересечении российской границы, могло стать последним в череде его попыток выбраться из-под стражи. На этот раз ходатайство следователей о продлении срока содержания под арестом рассматривал Верховный суд РК, поскольку в начале февраля исполнился год, как Алиханов находится в СИЗО. А это, по мнению его адвокатов, при данных уголовных обстоятельствах означает, что больше держать арестованного в заключении нельзя, ведь он не обвиняется в особо тяжком преступлении. Суд решил иначе.

Депутата Заксобрания Карелии Девлетхана Алиханова снова оставили за решеткой
Девлетхан Алиханов: год за решеткой/ Фото: Дмитрий Ананьин

«Обманул и злоупотребил»

Процесс затянулся на несколько суток: на первом заседании судья Александр Зайцев приступил к рассмотрению дела по существу только под конец рабочего дня. Адвокаты Алиханова (а их у него несколько) завалили председательствующего различными ходатайствами, часть из которых он отклонил. Поэтому больший интерес, на мой взгляд, сначала представляли подробности обвинения депутата. Тем более что официально о сути уголовных претензий к нему следователи не заявляли ни разу.

Итак, делом занимается следственная группа, которую возглавляет следователь из Санкт-Петербурга Игорь Гусев. Как следует из зачитанного председательствующим судьей Александром Зайцевым документа, второе следственное управление Следкома РФ (СПб) возбудило уголовное дело еще 12 ноября 2014 года, причем в отношении «неустановленных лиц и по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ». Речь шла о приобретении по заниженной цене муниципального имущества Петрозаводска, которое находилось в долгосрочной аренде у карельского отделения «Сбербанка».

Фамилия Алиханова появилась в материалах уже 30 января 2015 года. Тогда следователи заговорили о факте приобретения права на чужое имущество путем обмана сотрудников администрации Петрозаводска и злоупотребления доверием руководства карельского отделения «Сбербанка». По версии следствия, мошенничество выразилось в приватизации по заниженной стоимости 13-ти объектов муниципальной недвижимости. Якобы в 2007 году Алиханов сообщил руководителю карельского отделения «Сбербанка» заведомо ложные сведения о своем намерении приобрести для отделения и передать ему арендуемое муниципальное имущество по цене приобретения с аукциона. Затем он «посредством использования руководителя отделения» ввел в заблуждение тогдашнего главу администрации Петрозаводска Виктора Маслякова и сотрудников администрации относительно гарантированного приобретения этого муниципального имущества для карельского отделения. Алиханов пообещал, что уплаченные отделением арендные платежи с момента приобретения и до 31 декабря 2014 года от администрации Петрозаводска он не будет требовать.

В итоге муниципальное имущество рыночной стоимостью в 42 миллиона 71 тысяча рублей было приобретено за 33 миллиона 655 тысяч рублей, из-за чего мэрия понесла ущерб в 8 миллионов 416 тысяч рублей. Кроме того, судя по информации председательствующего, с 2008 по 2010 годы Алиханов обманом похитил деньги администрации, которые ранее были уплачены в виде арендных платежей. Всего – 26 миллионов 925 тысяч 366 рублей. Таким образом, ущерб от его действий, как полагает следствие, оценивается более чем в 35 миллионов рублей.

Опасный «заяц»

За день до задержания депутата, в феврале 2015 года, в отношении Алиханова было возбуждено еще одно уголовное дело, куда вошли сразу 10 эпизодов: по версии правоохранителей, в 2013-2014 годах обвиняемый неоднократно пересекал госграницу РФ «без действительного документа на право выезда и въезда в РФ».

Как указано в ходатайстве следователя, Алиханов, зная, что с осени 2010 года он не является членом Совета Федерации (сенатором он успел пробыть чуть более полугода – Ред.), «решил использовать недействительный дипломатический паспорт, желая таким образом избежать таможенного и пограничного контроля». Все уголовные дела 3 февраля 2015 года были объединены в одно производство, и в тот же день бизнесмен был задержан. Спустя сутки политика арестовали, а 5 февраля предъявили обвинение. С того времени срок содержания под стражей Алиханову продлевался неоднократно, и начало очередного процесса показало, что позиция следователей не изменилась.

Следователи инкриминируют депутату 11 преступлений, из которых одно является тяжким. Он также неоднократно покидал Россию, а в Финляндии вместе с супругой имеет в собственности недвижимое имущество и достаточное количество денег. Это, по мнению стороны обвинения, может говорить о том, что Алиханов может скрыться от органов следствия и суда, «обладает обширными связями в органах законодательной и исполнительной власти и правоохранительных органах», а многие свидетели по делу находятся с задержанным «в родственных, дружеских, служебных и финансово зависимых отношениях». Под последним, как в суде выяснится позже, имеется в виду выдача беспроцентных займов.

Правоохранители пеняют и на исключительную тяжесть расследования и недостаток времени, почему и требуется продлить срок ареста.

– Согласно ходатайству, расследование дела представляет особую сложность, обусловленную давностью событий, что затрудняет сбор доказательств, проведение значительного количества следственных действий на территории нескольких субъектов РФ – Карелии, Ярославской области, Санкт-Петербурга, Москвы, необходимостью допросов большого количества свидетелей, осмотром и изучением большого количества финансово-хозяйственных документов по проведению приватизации, – уточнил Зайцев.

«Это абсурд»

У адвокатов Алиханова была прямо противоположная точка зрения на происходящее. Так, Михаил Ямчитский уверен, что его подзащитного нельзя держать под стражей более года, о чем говорит уголовно-процессуальный кодекс. Более того, в сентябре прошлого года следствие завершилось, и все доказательства были собраны, поэтому дальнейший арест Алиханова не имеет смысла, считают юристы.

В первом же заседании сторона защиты с ходу заявила ходатайства об отводе Игоря Гусева и карельского следователя Андрея Саливоника, а также о возбуждении в их отношении уголовного дела. Адвокаты заявили о служебном подлоге, попросив суд изучить запись камеры видеонаблюдения в одном из кабинетов петрозаводского СИЗО, куда следователи в конце декабря прошлого года якобы приносили материалы уголовного дела, с которыми после окончания расследования должен был ознакомиться Алиханов. Следователи утверждали, что арестованный отказывался изучать бумаги, почему и потребовалось очередное продление срока ареста. Александр Зайцев оба ходатайства отклонил и видеозапись приобщать к материалам не стал, посчитав, что это к существу процесса отношения не имеет.

– Я не согласен, это абсурд, – поделился мнением арестованный после очередного выступления следователей. – Любое обвинение должно быть основано на законах, а не на понятиях.

За Алиханова также поручились два свидетеля. В частности, депутат Заксобрания Карелии Александр Меркушев заявил, что готов ручаться собственной репутацией за то, что коллега на свободе в обязательном порядке будет являться по вызовам дознавателя, следователя или суда и не будет препятствовать производству по уголовному делу.

Адвокаты рассчитывали на то, что срок содержания под стражей будет изменен либо на домашний арест, либо на залог в 13-14 миллионов рублей, либо на личное поручительство, однако суд решил иначе.

Обвинение настаивало на продлении ареста еще на три с лишним месяца, до 12 мая. По мнению следователей, Алиханов, будучи депутатом и имея многочисленные связи в правоохранительных органах и коридорах власти, может скрыться за границей или как-то воздействовать на свидетелей. Александр Зайцев, изучив все документы, 29 января встал именно на эту точку зрения.

– Нормально, все нормально! – говорил Алиханов после решения суда немногочисленным наблюдателям (судя по всему, родственникам), под конвоем скрываясь в наручниках за дверью зала суда. Правда, выглядел он несколько растерянно, хотя в первый день процесса дышал уверенностью и лучился улыбками.

Как уточнила адвокат Светлана Переплеснина, назвав вынесенное решение «бредом», защита в обязательном порядке подаст апелляцию в Верховный суд РФ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру