Творческая среда
Те, кто выступает безоговорочно против каких-либо преобразований в единственном республиканском образовательном учреждении для творчески одаренных детей, стали инициаторами протестного письма на имя губернатора.
СПРАВКА "МК в Карелии"
Школа существует 1956 года. В 1986 году здесь был открыт первый класс с углубленным изучением предметов музыкального искусства. В 1995 году школа реорганизована в Специализированную школу искусств №1, а в 2000-м ей присвоен статус средней общеобразовательной школы №1 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля.
В обращении, которое подписало более 50 человек, в числе прочего указывается, что сокращение набора в первые классы «…ведет к разрушению сложившейся в школе уникальной системы дополнительного художественно-эстетического образования детей, которая предполагает начало обучения детей с 6,5-7 лет». За расшифровкой этого постулата мы обратились к людям, которых считаем экспертами в воспитании творческих талантов.
Наталья Гальцина - в прошлом прима карельского балета, театральный педагог, искусствовед, заслуженная артистка Карельской АССР и РСФСР - преподавала в Школе искусств хореографию более 17 лет.
Наталья Гальцина, фото Ирины Ларионовой
Она уверена, что ее предмету нужно обучать как можно раньше, и если привести ребенка к педагогу в 13 лет, уже ничего не получится. Наталья Васильевна уверена, что все необходимые человеку искусства качества – например, образное мышление – необходимо взращивать в нем с самого первого школьного дня. В ее понимании воспитанники Школа искусств – это творческая элита, и с исчезновением начальной ступени обучения уровень учеников упадет.
С ней полностью согласна известный карельский художник Виктория Зорина, отдавшая Школе искусств более 20 лет.
Виктория Зорина, фото Максима Берштейна
Она особо настаивает, что принимать сюда нужно именно с 1 класса, чтобы сразу создать необходимую атмосферу, творческую среду для новеньких, которые придут в 5 классе. Кроме того, по ее мнению, чем раньше ребенок берет в руки кисть или смычек, тем увереннее он будет чувствовать себя на выбранной стезе, тем интереснее сложится его судьба.
Разумеется, с педагогами полностью согласны и родители, и творческое сообщество города. Общее мнение можно выразить так: Школа искусств – уникальное учебное заведение, и каким-либо образом сокращать поле ее деятельности преступно. Сегодня «под нож» пошел один первый класс, завтра отменят всю начальную ступень, а там, глядишь, вся школа будет «оптимизирована» до полного уничтожения.
Карельская – не значит городская
В министерстве с обидой реагируют на обвинения в том, что чиновники от образования, мол, губят Школу искусств. И напоминают, что изначально это учебное заведение было муниципальным, находилось в ведении петрозаводских властей. Но в 2011 году город вынужден был от нее отказаться – не хватало средств. И школу приняла на баланс республика (причем в нагрузку с детской площадкой «Каравелла», на что, по идее, не имела полномочий). Но, непосредственно занявшись делами кузницы кадров искусства, Минобраз столкнулся с некоторым несоответствием желаемого и действительного.
На сегодня в республиканской Школе искусств обучается 543 ребенка, из которых представителей районов – только 41 человек. Но и эта цифра не дает точного представления о ситуации, поскольку в интернате при школе проживает лишь 29 ребят. Это значит, что остальные либо живут поблизости от города, хоть официально за его чертой, либо только зарегистрированы в районе, а фактически проживают в Петрозаводске. Но даже если не обращать на это внимания на противоречие, перекос налицо. В министерстве отдают себе отчет в том, что в Петрозаводск – это половина населения республики, но не 76 процентов же…
По факту в школе, созданной для пестования талантов со всей Карелии, 514 учеников из 543-х представляют карельскую столицу. В которой, между тем, есть три музыкальные школы, одна художественная, Детский театральный центр, Дворец творчества детей и юношества и Дом творчества детей №2, в которых реализуются абсолютно релевантные программы по всем направлениям творчества… И ко всему этому великолепию - еще и практически «узурпированная» петрозаводчанами республиканская Школа искусств. Чиновники от образования из районов имеют полное право спросить: не жирно ли, за государственный-то счет?
«Хотелки» родителей
Официальная позиция руководства карельского Минобраза такова: специализированная Школа искусств в регионе необходима, но как образовательное учреждение второго уровня для развития талантов. Первый уровень – это музыкальные и художественные школы по месту жительства. Такие есть во все районах республики, и, на что особо указывает министр образования Александр Морозов – они работают по тем же программам, что и Школа искусств.
Александр Морозов, фото Дмитрия Ананьина
Морозов, в свое время сам окончивший музыкальную школу, уверен: ребенок в 6-7 лет понятия не имеет, чем хочет заниматься, за него хотят родители. Да и определить еще сложно, к чему в этом возрасте у чада действительно есть талант. Не склонность, которая может и не развиться, а именно талант – ярко выраженные способности. Ведь Школа искусств создана именно для талантливых ребят, и производить отбор нужно среди тех, кто свой талант уже проявил – обычно это происходит в учреждениях дополнительного образования. Что же касается возраста, то, по мнению министра, принцип «чем раньше – тем лучше» не всегда применим. К примеру, в Академию Русского балета имени А.Я.Вагановой - самое престижное хореографическое училище России, - принимают только детей, окончивших начальную школу. Равно как и в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств. Даже в петрозаводскую "художку" невозможно попасть ребенку младше 11 лет.
Кому продолжать обучение не в районной музыкальной школе, а в Школе искусств, должен решать отбор. В этом году творческий конкурс на музыкальное отделение 1-го класса прошло 11 ребят, и все – петрозаводчане. Но если брать даже по одному человеку с района и городского округа – это уже 18 человек. То есть и между ними будет существовать конкуренция. Но только так и можно отобрать элиту. Для этого педагогам школы придется ездить по всей республике, и каждый выезд – это не на один день. На это тоже требуются деньги. И взять их учредитель школы – карельский Минобраз – сможет из средств, сэкономленных на начальной ступени.
Что можно себе позволить
Еще один аргумент чиновников – невозможность производить отсев после начала обучения. Мальчик Ваня очень хотел заниматься на баяне, родители пропихнули его в Школу искусств, но к 5-му классу Ваня к баяну охладел полностью, да и успехи его, по сравнению с одноклассниками, весьма сомнительны. Надо отчислять – но кто ж позволит? Школа-то, хоть и с «углубленкой» в плане творческих специальностей, но по-прежнему общеобразовательная! И выставить за ворота ребенка до получения аттестата об основном общем образовании (9 классов) невозможно. То есть Ваня продолжает занимать явно чужое место. Такая политика, считают в министерстве, несправедлива не только по отношению к районам, но и просто к более талантливым ребятам.
В целом в Минобразе не скрывают, что спровоцировали проблему вопросы: то, что можно было позволить себе в «тучные» годы, сегодня республике не по карману. Чтобы сохранить Школу искусств, нужно сохранить систему. А для этого систему нужно привести в соответствие с жизненными реалиями.