Что может принести доход Петрозаводску

Об экономических возможностях карельской столицы рассуждает известный ученый-экономист

9 февраля 2016 в 10:51, просмотров: 1510

В свете кризиса в стране и смены власти в Петрозаводске в очередной раз  появилась возможность   максимально использовать потенциал столицы Карелии - как одной из наиболее привлекательных для бизнеса и инвесторов территорий региона. Пока власти Петрозаводска устанавливают «яркие лайтбоксы для туристов и жителей», мы решили поинтересоваться, что могут сделать предприниматели, чтобы обогатиться самим и обогатить город.

Что может принести доход Петрозаводску
Карикатура Алексея Меринова

Наш эксперт - заместитель директора Института экономики КарНЦ РАН Евгений Жирнель. По его мнению, потенциал Петрозаводска хорош: это и самый крупный в регионе рынок сбыта, и большая численность населения, и востребованность услуг. Но сейчас то, как этот потенциал реализуется, не впечатляет. Предприятия, которые еще живы, не подпитывают бюджет налогами и не создают большого количества рабочих мест. Действовать, по мнению Жирнеля, можно в трех направлениях: на потребительском рынке, а также в производственном и бюджетном секторах.

Обед - по расписанию

Потребительский рынок остается оплотом относительной стабильности в то время, когда все остальные сферы страдают от нехватки денег у населения. Еда, ЖКХ, транспорт – это все востребованности не утрачивает (речь идет не о лобстерах на ужин и не о покупке нового кадиллака). Мало того, конкуренция становится все более жесткой. Основная борьба – между федеральными торговыми сетями и малым и средним местным бизнесом.

Федералы скупают торговые площади в городе (зачастую – как раз у петрозаводских предпринимателей),  снижают цены. Это выгодно для потребителей с точки зрения финансов. Однако местные производители страдают – карельских товаров на полках супермаркетов мало. Цены, по которым согласны закупать нашу продукцию сетевики, не выгодны.

В то же время, как мы выяснили, проведя опрос в группе «МК» в соцсети, нашим читателям все равно, из каких регионов появятся на их столах хлеб и молоко: 48 процентов проголосовавших не волнует вопрос происхождения товаров.

- Это парадоксально: местные производители не могут работать на местном рынке, - объяснил Евгений Жирнель. – Если говорить о сельскохозяйственной продукции - мясе,  овощах-ягодах, о рыбе, – это все стало недоступно для местного бизнеса. А ведь это потенциал, и не только Петрозаводска, а всей Карелии.

                          Евгений Жирнель, фото Маргариты Ивановой

Выход можно найти, обратившись к опыту других регионов, где для своих фермеров и производителей создаются торговые площадки, в том числе виртуальные. Часть потребителей уже настолько привыкла отовариваться в Интернете, что с легкостью приобретает в сети и еду тоже.

Однако просто продать товар мало. Нужно полностью менять систему. В частности, объяснить покупателям, почему карельские товары лучше, даже если они обходятся несколько дороже привозных.

Пока же в магазинах, где продают исключительно карельские товары, столпотворений не замечается. Возможно, это связано с расположением торговых точек. На улице Красной и на Кукковке, например, такие магазинчики расположены в нескольких метрах от крупных сетевых маркетов, где можно купить не только молочное, хлебное и совсем немного мясного, но и все остальное. Возможно, отсутствие ажиотажа в «магазинах местного товара» связано с более чем скромным ассортиментом, которым уже не привлечь разборчивого потребителя, привыкшего к скидкам, ярким упаковкам и акциям.

- Важно донести все плюсы, - прокомментировал экономист. - Хотите экологически чистый, свежий продукт с коротким сроком хранения - хлеб и молоко не второй свежести – покупайте местное. Но для этого нужен комплекс маркетинговых услуг. Менее привычный скучный формат. В Вологодской области, к примеру, для местных производителей бронируют рекламные площади на уличных баннерах. В Финляндии активно рекламируют местные бренды…

Вывод один – без помощи карельские производители окончательно пропадут с прилавков магазинов.

Но не хлебом единым жив человек. Развивать можно и рынок услуг. Сейчас потребности  горожан гораздо шире того, что им предлагают. Главное –  найти свою, пусть узкую, но востребованную нишу. ЖКХ – еще один сектор, где можно неплохо зарабатывать. Потому что, даже отказывая себе во всем, сэкономить на коммунальных платежах не получится ни у кого.

- Рынок велик и стабилен, - уверен наш эксперт. -  При правильном подходе он может стимулировать развитие технологий. К примеру, энергосбережение сейчас – очень популярный тренд. У нас этого нет, потому что нет конкуренции.

Парк работы и  экономии

Второй сектор,  потенциал которого можно и нужно развивать – промышленный. Еще недавно говорили о том, что промышленность умирает. А потом начался кризис, санкции, и прочие политические события. И стало ясно: то, чего мы сами не произведем, мы не получим. А если и получим, то не того качества и не за те деньги, которыми располагаем. Поэтому нужно вспомнить о том, что некогда в Петрозаводске промышленность была. Но – без иллюзий.

- Развитие производств будет идти не так, как было раньше, - заявил Жирнель. - Сейчас современный  комплекс может обслуживать 30-50 человек, а не сотни работников.

Тем не менее нельзя отказаться от развития промышленности, лишь ссылаясь на скромное количество вновь создаваемых рабочих мест в суровое время роста безработицы. Потому что, в отличие от потребительского рынка, промпредприятия не привязаны к уровню зарплат тех же покупателей из супермаркетов. Именно поэтому могут стать неким гарантом экономической стабильности города и республики.

Ждать того, что промышленность вдруг выйдет из комы сама по себе – не лучший вариант. Прежде всего, по мнению нашего собеседника, нужно проанализировать, какие преференции предлагаются инвестору в Карелии. Именно с этого в свое время началось возведение промышленного пояса вокруг Петербурга, где долго и тщательно разбирались, на чем может сэкономить бизнесмен.

Именно поэтому так остро сейчас стоит вопрос создания промышленного парка в Петрозаводске. Причем такой парк может быть востребован не только компаниями-гигантами, которые вдруг решат осчастливить регион, но и малым и средним местным бизнесом. Ведь покупать оборудование, отдельно платить за аренду помещений, ремонт и модернизацию – дорого. Поэтому тот, кто организует в пригороде такой парк с центром коллективного использования оборудования, может серьезно заработать. Причем не короткий, а длинный рубль.

Туристы и аборигены

Наконец, экономический потенциал есть и у бюджетного сектора. Причем без развития этого потенциала ждать особенных прибылей от потребительского рынка бессмысленно. Когда у покупателей нет денег, их нет и у продавцов. И здесь, считает замдиректора Института экономики, крайне важно эффективно использовать каждый рубль. Потому что, как показали относительно сытые и благополучные «тучные» годы, большое количество денег не гарантирует благополучия.

Если говорить об услугах в бюджетном секторе, нужно серьезно повышать качество. Хорошим примером являются школы карельской столицы. Если бы во всех МОУ качество образования было одинаковым, не было бы всенощных родительских бдений под школьными окнами во время записи в первые классы. А получение образовательных услуг, по большому счету, ничем не отличается от получения всех прочих. Скажем, отстаивать ночь у дверей парикмахерской не придет никому в голову. Видимо, это связано с тем, что хозяин цирюльни, заметив отток клиентов, прежде всего уволит плохих сотрудников и потратится на серьезных мастеров, чтобы выжить в конкурентной борьбе.

И, конечно, нельзя забывать еще об одном источнике возможностей – людях. Ценность нематериального капитала сейчас растет. Без хороших кадров не получится улучшить качество услуг или развивать бизнес. А для того, чтобы молодые и перспективные кадры из Петрозаводска не уезжали, город должен быть не только местом рождения и жительства, но и комфортной,  дружелюбной средой.  Поэтому так важно развитие и креативных индустрий. Прошло время, когда событийность и дизайн городского пространства были второстепенными понятиями.

Кроме того,  это будет очень полезно и для туристической индустрии. Не будем забывать о том, что внутренний туристический рынок сейчас штурмует новые высоты прибыльности. И Карелия вполне может тоже рассчитывать на деньги туристов. 

В  «очеловечивании» среды и создании новых событий участие самих жителей города сложно переоценить.

- Если городская власть и горожане стоят по разные стороны баррикад, ничего не получится, - подчеркнул Жирнель.

Инструменты в руки

Развивать экономический потенциал, как видно, придется, не ожидая милостей от администраций – самим. Предприниматели республики чаще всего жалуются карельскому бизнес-омбудсмену на действия или бездействие властей разных уровней. «МК» поинтересовался, что же делать предпринимателям, чтобы добиться правды.

Администрация города исполняет свои функции, считает экономист. И для сотрудников аппарата главное – соответствовать всем предписаниям и регламентам. Есть предприниматели, которые понимают: в продвижении их идей и проектов власть может быть не заинтересована или вовсе настроена против. Но на юридическом уровне доказать отсутствие поддержки со стороны власти невозможно.

- Есть «Опора России» - ассоциация, которая доносит до власти мнение бизнеса по решению системных проблемных вопросов, - напомнил эксперт. – Есть и другие площадки, на которых может быть решена конкретная проблема: бизнес-омбудсмен, советы предпринимателей в районах при местных администрациях, Общественная палата Карелии, ОНФ. Если проблему начнут продвигать к решению по всем фронтам, она будет решена.

Остается только один нюанс. Все эти структуры должны работать, а не просто существовать. А для этого сами бизнесмены должны занять активную позицию. Чтобы не получилось, как с оценкой регулирующего воздействия законов.  Де юре она существует, но де факто, по словам Евгения Жирнеля, предприниматели сами не пользуются возможностью.

- Время, когда можно было просто зарабатывать, ушло, - резюмировал он. – Сейчас свои позиции нужно отстаивать. Инструменты для этого есть, но ими нужно пользоваться.






Партнеры