Политшахматы: чем обусловлена "аварийная" отставка карельского правительства

Первый ход политшахматной партии, вызвавший небывалый интерес к ней в Карелии, был сделан на гроссмейстерском уровне

О том, что Карелия попала под критику президента страны, республика узнала 10 февраля с экрана телевизоров. Шла передача о встрече Путина с членами правительства. Тяжелые фигуры из федерального центра в таких случаях (перед объективами телекамер) ведут позиционную игру без острых атак и обострений позиции, поскольку прекрасно знают, как любое слово или действие может повлиять на развитие событий. То есть игра шла выверенная и согласованная с гроссмейстерами, занявшими места за правительственным столом.

Первый ход политшахматной партии, вызвавший небывалый интерес к ней в Карелии, был сделан на гроссмейстерском уровне
Глава РК Александр Худилайнен и президент РФ Владимир Путин. Фото: Людмила Корвякова, пресс-служба правительства РК

Нарушил ее плавное течение глава Минстроя Михаил Мень, заявивший о том, что в Карелии и Забайкальском крае саботируется (!) программа расселения граждан из аварийного жилья. А поскольку следом за ним на проштрафившиеся регионы очень жесткую атаку начал сам Владимир Путин, стало понятно: штурм Забайкалья и Карелии не родился спонтанно, это была домашняя заготовка матерых федеральных политшахматистов.

Шах и мат!

Нельзя сказать, что позиции правительства Карелии были атакованы центром совершенно неожиданно. Шла подготовка, и абсолютно серьезная. Ведь за два дня до памятного заседания правительства РФ в нашем кабинете министров прошло рабочее совещание на тему переселения граждан из аварийного жилья. На него приглашались главы районов и поселений, а вел его сам Рашид Нургалиев – заместитель секретаря Совета безопасности РФ. 

Спрашивается, где безопасность государства и где аварийное жилье? Тем не менее именно Рашид Гумарович заинтересовался этим вопросом, хотя до того его больше интересовали моногорода, спорт, подготовка к 100-летию Карелии. Но и такой явный признак внимания к слабости позиции карельского правительства в вопросе «аварийки» не насторожил  местных политшахматистов. Хотя не исключаю, что люди более осведомленные изрядно обеспокоились. Ведь на следующий день после совещания с Нургалиевым прошло еще одно, на этот раз под председательством министра строительства и ЖКХ Дмитрия Матвиеца. Столь быстрая реакция, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что какой-то сигнал о сгущении туч был получен и правильно расшифрован.

Сигнал не оказался ложным. Владимир Путин не только не заступился за глав Забайкалья и Карелии, а просто-напросто добивал их точными ударами. Слова Михаила он дополнил просьбой к Дмитрию Медведеву и Сергею Иванову представить предложения, в том числе «кадрового порядка». Это был шах и мат! Ведь какими кадрами могут распоряжаться высшие фигуры госвласти? Региональными политшахматными королями. Фигуры полегче – не их уровень. И действительно, губернатор Забайкалья Константин Ильковский уже 17 февраля был досрочно отправлен в отставку по собственному желанию.

Мягкий удар

К Александру Худилайнену центр отнесся снисходительно. Он вообще отделался шахом – выговором, объявленным в тот же день, что и мат забайкальцу. Но это вовсе не означало, что жертв не будет. И зашахованный политшахматный король Карелии пошел на них (по собственной инициативе или по указке Кремля, осталось неизвестным). На другой день после выговора во время встречи с депутатами карельского парламента им было объявлено, что в отставку отправлено все правительство Карелии.

Ход сильный. Ведь в правительство входят 11 человек, включая самого Худилайнена. Приставку и.о. сейчас получили 10 чиновников: Олег Тельнов, Вячеслав Баев, Анатолий Моисеев, Юрий Шабанов, Игорь Ширшов,  Валентина Улич, Валентин Чмиль, Михаил Соколов, Алексей Максимов, Евгений Сильченко. Вот они – потенциальные жертвы. Но вся лютость поступка была нивелирована следующими заявлениями Александра Худилайнена. Он, как будто опомнившись, что речь идет не о бессловесных пешках, а о своих соратниках, которых сам же и принимал на работу, начал поправлять свою излишнюю суровость. Как выяснилось,  Олегу Тельнову и Анатолию Моисееву было поручено в срок до 4 марта внести предложения по совершенствованию структуры органов исполнительной власти Карелии. А это уже говорит о возможности рокировки. К примеру, тебя удаляют в отставку с должности одного министра и тут же принимают на другую, только что введенную. Вопрос  только в одном: как воспримут такие рокировки люди, уже уверенные после объявления отставки в том, что «полетят головы» министров?

Второе. Александр Худилайнен прямо сказал: «Безусловно, те, кто показал свою эффективность и работоспособность, останутся на своих местах». И тут тоже есть над чем задуматься. Конечно, нельзя всех стричь под одну гребенку, разные фигуры по-разному работали. Однако сколько фигур из десяти отработали хорошо, если загнали своего короля под федеральный шах? Три, пять, а может, все десять? Свое видение ситуации уже высказал ферзь карельских либерал-демократов Сергей Пирожников, который считает, что «если в правительстве останется более 50 процентов нынешнего состава, это будет похоже на популистский шаг». И далее: «Хотелось бы видеть серьезное обновление, молодых, энергичных. Такие есть, нужно только приглядеться – у которых был бы свежий взгляд, которые бы использовали не старые засаленные схемы». Правда, молодых-энергичных Сергей Сергеевич видит только в рядах своей партии.

Похожее мнение озвучила и вице-спикер парламента Ольга Шмаеник, недавно сменившая на этом посту Александра Селянина. Она поддержала отставку правительства, но в то же время призвала Александра Худилайнена «не просто перетасовать колоду, поменяв руководителей местами, а действительно привлечь новых людей… с целью встряхнуть правительство, которое остро нуждается в крепких профессионалах, которые смогут наладить работы по всем направлениям».

Конечно, термин «тасовать колоду» никак не вяжется с шахматами, но с ним трудно не согласиться. Запрос на обновление фигур карельских политшахмат назрел давно (как в представительной, так и в исполнительной власти). Но вот где взять не только новых, но и подготовленных, и профессиональных?

Кто придет?

Политшахматисты увидели два способа пополнения чиновничьих рядов. Первый – задействовать прежних профессионалов – даже не «нелидовских», а еще «катанандовских» ладей. А что? Опыт у них есть, профессионализма тоже хватает. Вот только будет ли это обновлением? И не возникнет ли в высших сферах уже пройденная ситуация, когда ценность каждой пешки определялась только ее принадлежностью к определенной группе? Риски в такой позиции возникают нешуточные.

Второй способ – пригласить на работу в Карелию людей из других регионов. Но и здесь есть подводные камни. Карелия весьма болезненно реагирует на варягов, к коим причисляет всех приезжающих. А значит, их деятельность будет разглядываться чуть не под микроскопом. У себя бревна в глазу не заметят, а варягов за каждую соринку попинают. Оно надо команде Худилайнена?

Можно пригласить на работу и совсем молодых, амбициозных, не повязанных в разборках разных кланов и не научившихся брать взятки, но много ли найдется таких? А если и найдется, каких глупых ходов они наделают, пока правильно научатся играть на республиканском политшахматном поле?

Из этих трех вариантов и придется Александру Худилайнену выбирать. И выбирать правильно.

«Выговорный» фактор

Да уж, в нехорошей позиции оказался политшахматный король Карелии. И шах от президента получил, и со своими фигурами (хотя бы с частью) надо расстаться. Да и обязательства по расселению «аварийки» кровь из носу надо выполнять. Кстати, только ли «аварийка» виновата во всем? Нет ли за ней какой-то игры, скрытой от политшахматистов-любителей?

Анализируя ситуацию, приходишь к выводу, что в ней присутствует некий налет театральности. Что одни фигуры произносили выученные реплики, а другие делали заученные ходы. В шахматах такая игра называется «поддавки» (черные помогают белым заматовать своего короля). Следите за ходом мысли.

Сначала по всем телеканалам идет разнос двух глав регионов. Серьезнейший разнос, причем претензии к ним одинаковы. Логика подсказывает, что губернаторов ждут прямо заявленные решения «кадрового порядка». После этого следует «добровольная» отставка главы Забайкальского округа – и всего-то выговор главе Карелии. Сразу вопрос: почему Константин Ильковский ушел «по собственному желанию», а не по «утрате доверия», если претензии к нему носили столь серьезный характер? И почему Александр Худилайнен отделался выговором, хотя никаких оправданий, дающих преимущество перед Ильковским, не имел?

Тут-то и приходит на ум мысль, что оба губернатора стали жертвами игры, идущей на федеральном уровне. Иначе как объяснить, что из-за такого развития событий вдрызг поссорились секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Первый Сергей заявил, что фигуры его цвета вынуждены выправлять положение дел после эсеров, отправленных в отставку, а второй – припомнил ему «преступников Хорошавина и Гайзера». 

Были и другие обмены ударами, но самый изощренный нанес Миронов, заявивший в СМИ примерно следующее: «Когда, условно говоря, в понедельник мы объявляем Медведеву (главе правительства, председателю «Единой России» Дмитрию Медведеву. — «Ъ») «делай или уходи», а потом приходится уйти нашему губернатору, возникает вопрос — это совпадение или закономерность?». Вопрос хорош, слов нет. Но есть и другой, не менее интересный: не из одного ли арсенала черпают ходы «яблочники» и «справороссы». Ведь наше карельское «Яблоко» к любым нападкам на «своих» тут же примешивает политику. Как видим, тем же грешит «СР»… Но ведь речь шла об «аварийке»! И при чем здесь политика?

Но на самом деле все, наверно, еще проще, чем кажется. Публичной расправой с двумя губернаторами Москва дает понять всем остальным, что пора и честь знать. И пора реально работать на благо людей. И будь ты хоть из «партии пива», спрос за срыв федеральных программ будет жестким.

Но вернемся на карельскую политшахматную доску. Худилайнен грамотно сыграл в поддавки и сумел устоять в сложной ситуации – это скорее его победа, нежели поражение. Но победа временная. Ведь на дворе выборный год, а значит, оппоненты обязательно используют неожиданно появившийся «выговорный» фактор. И противопоставить этому можно только реальные дела. И реальные наказания тем, кто не справляется или занимается махинациями. Ведь объяснил же пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отставку Ильковского и выговор Худилайнену «проблемами финансовой дисциплины». И отметил, что Забайкалье и Карелия получали из федерального Фонда ЖКХ деньги на расселение людей из аварийных домов, но они шли на другие цели.

Кстати, в Интернете уже появились кричащие заголовки о предстоящих «посадках» карельских чиновников. Но это уже не политшахматы, а обычный криминал. У нас же – афоризм от международного мастера Ашота Наданяна: «Сильный шахматист выиграет у слабого даже в поддавки».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 24 февраля 2016

Заголовок в газете: Аварийная отставка правительства

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру