До основанья, а затем…
В число рекомендованных лиц включены были тридцать один революционер и общественный деятель, двадцать писателей и поэтов, семь художников, по три ученых и композитора, и два артиста. Выбор кандидатов на увековечение не поддается объяснению. Вот, к примеру, Тиберий Гракх. Вы его знаете? А артиста Мочалова? Философа Сковороду? В списке еще и Лассаль, Лефарг, Жорес...
Тем не менее исполком петрозаводского горсовета на ленинский призыв реагирует мгновенно: уродливых истуканов - памятники Петру I и Александру II - снять, «привести их в негодный вид, использовав как материал для новой отливки». На освободившийся пьедестал памятника Петру подотдел искусств горсовета планировал установить бюсты Карла Маркса, Фридриха Энгельса и почему-то графа Льва Толстого. Однако то ли денежек у новой власти не хватило, то ли проведали местные большевики, что в Москве в этом же году выросло из одного «ствола» двуединое бородатое чудище Маркса и Энгельса, а потом было тихой сапой убрано.
И Ленин с ними
Обещанный петрозаводчанам памятник не появился. Но в 1924 году, после смерти Ленина, верные его ученики во всех уголках страны озадачились увековечиванием его памяти. Карельские крестьяне не стали исключением и обратились к вдове усопшего Надежде Крупской за советом. Она, не видя большого проку в идолопоклонстве, предложила построить Дом крестьянина, этакое совершенно неизвестное ранее общественное здание, которое выполняло бы функции гостиницы и культурно-просветительского очага. Что и было сделано. Но местные большевики оказались дальновидными, и на всякий случай установили еще и памятный знак вождю на месте снесенного памятника Петру. Так он простоял, сирый, восемь лет – до 1932 года, когда началось сооружение одного из самых больших в стране изваяний Ульянова-Ленина. Наступила эра сталинской монументальной пропаганды.
Самый теплый Ильич
Пролетарские скульпторы развернулись по всей советской республике: не было предела фантазии тружеников пролеткульта! Среди творений периода 20-30-х (да и всех последующих) годов была, например, композиция «Памятник жертвам 9 января 1905 года» с использованием (в прямом смысле!) праха этих самых жертв. Цитирую современника: «Гигантская 19-метровая бронзовая фигура полуобнаженного рабочего глубоко символична: зажатая в руке погребальная урна, поднята вверх в призывном жесте…» Хочется спросить: куда зовет полуобнаженный товарищ – на погост?
Участь стать обладателем такого «сокровища» миновала наш город. Памятник Ленину было решено сделать без изысков пролеткульта. Для работы пригласили Матвея Манизера - из бывших старорежимных скульпторов, но делом доказавшего верность новому строю.
Среди других работ Манизера - скульптуры пограничника с собакой, колхозницы с курицей, рабочего с шестеренкой, которые и сейчас можно увидеть в московском метро. За эти и прочие творения бывший царский, а ныне пролетарский ваятель был трижды удостоен Сталинской премии.
Работы над памятником в Петрозаводске начались в 1932 году. Гранит рубили на острове Гольцы в Онежском озере. Кто были эти камнетесы на продуваемом всеми ветрами острове – зэками ГУЛАГа или просто артельщиками – точного ответа нет. Мне довелось побывать на Гольцах в 2002 году и видеть выбитые на прибрежных камнях фамилии и даты – 1932… Вольный человек вряд ли бы стал их высекать.
Всего было добыто 16 гранитных глыб, из которых скульптор сотворил памятник весом 144 тонны - самый массивный не только в СССР, но и в мире. Словом, мы, карелы, всей планете нос утерли. В справочной литературе этот петрозаводский феномен как-то скромно обходят стороной: мол, большой, выполненный в традиционной для автора манере. Зато отмечено, что этот памятник – самый «теплый»: нигде нет статуи Ленина в таком толстом пальто и с шапкой-ушанкой в руке. А что - не стоять же Ильичу в сюртучке долгими морозными зимами…
Вторая жизнь
Есть еще одна странность этого сооружения. Лестница на постамент идет позади скульптуры. И получается, что сначала оказываешься под огромным каблуком его ботинка, а потом лицезреешь то место, которое считается неприличным разглядывать даже у памятника.
Как-то неловко идти возлагать цветы по такому маршруту…
Открыт был монумент в ноябре 1933 года. За 80 с лишним лет вокруг этой композиции родились легенды. В советское время утверждалось, что финские оккупанты ее разрушили. Это не так - они просто демонтировали статую человека, которого они, в общем-то, уважали за дарованную независимость.
Вполне аккуратно разобрали
Затем блоки были складированы во дворе университета, а на постамент оккупанты установили пушку - мол, знай наших. В 1945 году каменный Ленин вернулся из изгнания на пьедестал.
Как-то мелко для такого постамента...
По другой версии наши при отступлении сами разобрали Ильича по составляющим и закопали, а голову зарыли в особом месте, чтоб финны не изгадили. Когда стали отрывать, голову не нашли: забыли, куда сховали. И тогда заказали новую. Когда ее водрузили на плечи, то оказалось, что на голове у вождя одна ушанка, в руке – другая. Враки все это, но, согласитесь, красивые.
Последнюю байку добавил совсем недавно директор нашего Национального музея Михаил Гольденберг. Укоряя городские власти за ненадлежащий уход за памятниками, он сообщил, что посредством птичьего помета и иной гадости на голове у Ильича вырос «ирокез».
Продолжение следует