Мурманская железная дорога начиналась 102 года назад в Карелии

5 мая 1914 года началось строительство Олонецкой железной дороги, ставшей предтечей Мурманской магистрали

В апреле 1914 года по городам и весям Олонецкой губернии прокатилось долгожданное известие: наконец-то начнется строительство невиданной доселе «чугунки» – железной дороги от Санкт-Петербурга до Петрозаводска. И точно: уже вскоре газета «Олонецкие губернские ведомости» подтвердила: «С 5-го числа мая на протяжении 150 верст в районе от станции Званка (Волховстрой. – Авт.) до села Подпорожье при 1500 человек рабочих и 800 лошадей начались земляные работы по устройству полотна железной дороги». А уже через два года по ней далее на север, к новому городу Романов-на-Мурмане (современному Мурманску), прошел первый поезд. Так завершилось строительство великой Мурманской магистрали.

5 мая 1914 года началось строительство Олонецкой железной дороги, ставшей предтечей Мурманской магистрали
Мост через реку Шую. Фото Прокудина-Горского

Принято считать, что сооружение этого железнодорожного пути потребовалось для переброски военной помощи со стороны Антанты – «Союза сердечного согласия», в который входила Российская империя в ходе Первой мировой войны. Поэтому ей и потребовалось надежное сообщение с единственным незамерзающим Александровским портом в Кольском заливе. Но на самом деле замысел строительства «чугунки» еще в XIX веке вынашивали и даже пытались воплощать депутаты нашего Олонецкого губернского земского собрания.

В 1873 году олонецкое земство озаботилось тем, что «подстоличная Сибирь» не имеет быстрой и всепогодной транспортной связи с Санкт-Петербургом, да и самой Россией. Доставка грузов и пассажиров шла лишь гужевым или водным транспортом. А при такой «инфраструктуре», справедливо рассудили депутаты, не видать Олонии, как бы сейчас сказали, инвестиций. И самые смелые, точнее, дальновидные, земцы размахнулись по-крупному. Учтя, что практически все остальные губернии уже обзавелись надежными «чугунками», они предложили дерзкий план: строить дорогу не только от столицы до Петрозаводска, но и дальше – на девственный неосвоенный Кольский полуостров!

    Именные знаки Олонецкой жд акционеры начали выдавать еще до начала строительства в 1913 году

Прения вокруг проекта, как это водится у депутатов, длились не одно десятилетие. Но были и конкретные дела. Деньги на изыскательские работы взяли из земского дорожного фонда, куда по высочайшему указу от 1895 года отчислялась часть доходов губернии. Завершив исследования, земцы направили императору Николаю II соответствующее прошение, приложив сметы о расходах и рентабельности. Словом, бизнес-план.

Самодержец тоже долго думал, но в 1902 году «соизволил повелеть объявить приступить» (ей-богу, так и начертал в своем рескрипте) к строительству железной дороги в 1903 году.

 Строительство станции. Фото Прокудина-Горского

Но пока собирались, коварные японцы напали на Порт-Артур – надо было защищать восточные рубежи империи. А следом грянула революция 1905 года. И только в 1912 году император, оправившись от внешних и внутренних потрясений, вновь вернулся к этой теме – но руками, то есть деньгами, частного бизнеса, утвердив устав Акционерного общества «Олонецкая железная дорога». Интересно, что его учредителями стали Азовско-Донской банк, российские и французские фирмы. За два с половиной года акционеры должны были построить дорогу длиной 263 версты на сумму около 13 млн. рублей. Взамен они получали право на эксплуатацию объекта в течение 81 года. Далеко смотрели в будущее наши предки! 

С поставленной задачей ОЖД в основном справилась, хотя еще многие объекты были не достроены, да и сам путь оставлял желать лучшего. Когда в начале 1916 года пробный поезд от Званки дошел до Петрозаводска, олонецкий губернатор Зубовский накатал в департамент полиции такую «телегу»: «Пробный поезд должен был прибыть в Петрозаводск утром 11 января, но около станции Ладва сошел с рельсов и опоздал на 12 часов. Однако благодаря тому, что это случилось на ровном месте и при тихом ходе, несчастий с людьми не произошло. Ночью 11 января я выехал с этим же поездом из Петрозаводска в Лодейное Поле, причем убедился, что этот путь имеет временный характер и еще очень опасен».

И все же с 20 января 1916 года на линии было организовано регулярное движение. Поезда отправлялись по средам в 10 часов из Званки, прибывая в Петрозаводск в четверг в полдень. В обратный путь они уходили по субботам, затрачивая на дорогу также 26 часов.

А в мае на трассе уже имелось 12 остановочных пунктов, в том числе, станции с вокзалами в Петрозаводске, Лодейном Поле и даже в Токарях и Пяжиевой Сельге. А также в Ладве и на Голиковке, имевшие лишь перроны. В самом Петрозаводске было построено депо «на восемь паровозных стойл» – боксов для обслуживания локомотивов.

Продолжение следует

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 11 мая 2016

Заголовок в газете: Первый вагон на север

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру