Обманутую чиновниками петрозаводскую семью инвалидов обязали снести свой дачный домик

История о дачном домике и кусочке земли, отобранных у семьи инвалидов

Эту земельную историю можно считать давно законченной, если не вспоминать о двух уже немолодых людях, которые сейчас, в огородно-дачный сезон, лишены возможности прийти на свой участок, который поливали своим потом много лет, и посадить на нем, как бывало, морковку, редиску, лучок… Отобрали у них грядочки и маленький дачный домик вполне цивилизованно, без всяких мордобитий, «наездов» и прочих неприятностей в стиле 90-х годов прошлого столетия.

История о дачном домике и кусочке земли, отобранных у семьи инвалидов
Эту хибару теперь придется снести. Фото: Виталий Голубев

Обманутое доверие

Отнятие происходило в чиновничьих кабинетах городской администрации, в зале судебных заседаний – при помощи казенных бумажек и лиловых печатей, да еще так, что сами пенсионеры и остались во всем виноватыми.

Вся вина жителей Соломенного Виталия Ивановича и Раисы Андреевны Курдышевых состоит в том, что они излишне доверчивы. Так уж воспитаны. И вроде жизнь не была легкой, потрепала немилосердно (оба инвалиды, ветераны труда, а Раиса Андреевна к тому же малолетняя узница фашистского концлагеря), но все равно верят. Верят в то, что власть не может обмануть, что позаботится о них, что их несколько соток любовно возделанной землицы вернутся к ним. Верят в газету и журналистов, что, мол, стоит написать о них статью – и все изменится. Мы не уверены в таком исходе дела, но вот она статья, где сухое изложение фактов неотделимо от боли обманутых инвалидов.

Первый раз Курдышевы доверились Сергею Катанандову, который, будучи в ту пору мэром Петрозаводска, призывал горожан разрабатывать земельные участки, чтобы обеспечивать себя овощами. Пригласили чиновника из мэрии, показали присмотренный участок на берегу Логмозера, спросили, можно ли его разрабатывать? Можно, заверил чиновник и пообещал все документы оформить позднее. И Курдышевы поверили во второй раз. Сразу взялись за дело. Будучи в ту пору моложе и здоровее, не испугались ни заболоченного места, ни других сложностей. И домик небольшой сколотили, и участок обработали под овощи.

Нельзя сказать, что отсутствие документов на земельный участок не волновало Курдышевых. Не раз и не два они пытались оформить в администрации города все по закону. И получили – внимание! – полтора десятка отказов. Мол, невозможно это, поскольку слишком близко к воде стоит их домик. Правда, и снести его никто не предлагал.

Все изменилось в одночасье в 2012 году. Курдышевых пригласила к себе Надежда Валдаева, представитель администрации Петрозаводска в Соломенном. Сказала, что есть возможность оформить землю по закону. Надо просто написать в администрацию от имени пенсионеров-инвалидов просьбу о выделении земли. Когда выделят, можно будет поделить ее по закону и по совести.

– Предложила, – уточняет Виталий Иванович, – чтобы заявление написал сын, он тоже инвалид.

И опять поверили Курдышевы. Уже в третий раз. Все сделали так, как им сказала чиновница. Заявление ушло в мэрию от имени трех жителей Соломенного, просили они в общей сложности 30 соток. И выпросили: после длительного времени (всякие бюрократические закавыки) участок был выделен и поделен между троими заявителями.

По закону, но без совести

Радость Курдышевых от того, что закон вмешался в давнюю ситуацию, оказалась недолгой. Выяснилось вдруг, что домик-то их остался в запретной зоне. Да и часть их возделанного участка перешла каким-то чудом новой соседке. Впрочем, чудом здесь и не пахло. Соседкой-то стала пожилая мама Валдаевой. Той самой представительницы администрации, что инициировала законное выделение земельных участков. Ни в чем не хотим обвинить чиновницу, но, согласитесь, ситуация получилась двусмысленная.

          Единственная радость в быту пенсионеров-инвалидов оказалась незаконной. Фото: Анатолий Ерошкин

И началась переписка со всевозможными инстанциями. В том числе и обратились Курдышевы к ставшему сенатором Сергею Катанандову. К его чести надо сказать, что попытался он помочь инвалидам, поверившим ему в далекие годы. В своем письме он отметил, что считать действия Курдышевых самовольными — неправильно – «…так как органы местного самоуправления формально знали о многолетнем открытом использовании земельного участка семьей из 3 инвалидов, но не принимали в их отношении никаких конкретных действий, в том числе не требовали прекратить хозяйственную деятельность на оспариваемом земельном участке». И далее: «Считаю, что при переводе земельного участка в другую категорию интересы заявительницы и ее семьи были ущемлены в пользу третьих лиц».

Впрочем, мнение сенатора уже никак не могло повлиять на ситуацию, ведь к тому времени мировой суд оштрафовал Раису Андреевну Курдышеву (она стала ответчицей) за незаконное занятие земли на 300 рублей.

Однако они все еще верили в правосудие (доверились в 4-й раз) и рассчитывали, что их дело в суде будет рассмотрено по закону и по совести. Увы, Петрозаводский городской суд обязал Раису Андреевну снести их маленький домик, построенный своими руками, в течение месяца. Верховный суд подтвердил позицию горсуда.

У сильного всегда…

Справедливости ради надо сказать, что не только Сергей Катанандов пытался помочь семье Курдышевых, считая, что в отношении инвалидов творится несправедливость. Председатель Петросовета Геннадий Боднарчук 30 сентября прошлого года обращался к тогдашнему мэру Галине Ширшиной с просьбой «…рассмотреть возможность предоставления Курдышевым Виталию Ивановичу и Раисе Андреевне земельного участка, который ими был разработан и используется… Также прошу сообщить о конкретных действиях, которые необходимо предпринять как со стороны заявителей, так и со стороны администрации Петрозаводского городского округа для предоставления испрашиваемого земельного участка». Кроме того, Боднарчук просил, в случае невозможности выделения участка, «указать причины и возможные действия» мэрии «с целью разрешения создавшейся ситуации».

Через две недели председатель Петросовета получил ответ за подписью зама Ширшиной Евгении Сухоруковой «об отсутствии оснований для предоставления в аренду спорного земельного участка». И ссылается Евгения Сухорукова на решение мирового суда, признавшего постройки Курдышевых самовольными. Чисто формальный подход, без попыток хоть как-то войти в положение инвалидов. Примерно такой же подход прослеживается в прокурорских ответах на жалобы Курдышевых.

  Писали и губернатору, - но дышло Закона уже повернулось

Пытались помочь семье инвалидов депутаты карельского парламента Лариса и Александр Степановы, уполномоченный по правам человека Карелии Александр Шарапов. Пока не смогли.

Поводя итог этой истории, хочется сказать вот о чем. В Карелии немало примеров, когда роскошные дачи и особняки возводятся в непосредственной близости от наших рек и озер. И никто не пытается их снести, в отличие от маленького домика Курдышевых. Что защищает эти коттеджи от сноса? Тугие кошельки владельцев? «Мохнатые лапы» в органах власти? Лазейки в законодательстве? Трудно сказать, вполне возможно, что все сразу. Ничего этого у Курдышевых нет, в том числе и знаний в юриспруденции. А есть только одно – доверчивость к словам представителей власти, которая сыграла с ними дурную шутку.

Из письма Виталия Ивановича и Раисы Андреевны Курдышевой главе республики Александру Худилайнену: «В нашем возрасте вынести такое унижение, оскорбление очень обидно. Мы по 40 лет честно и добросовестно отработали. Ничего незаконного не сделали… Остались мы в положении бесправных… Видим тотальную глухоту и тотальную наглость».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 8 июня 2016

Заголовок в газете: Без земли виноватые

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру