Генеральный скандал

Как все-таки вышло, что Генеральный план Петрозаводска оказался незаконным

На прошлой неделе в петрозаводской администрации совещались, как разгребать последствия судебного проигрыша. Пути выхода из кризиса намечены. Но вот кто создал эту ситуацию, в мэрии предпочитают не комментировать.

Напомним: в начале октября стало известно, что Верховный суд России признал незаконными изменения, внесенные в Генплан Петрозаводска еще в 2008 году. И вот решение ВС РФ от 27 июля 2016 года о признании недействующим прежнего Генерального плана вступило в силу: включенные в границы населенного пункта лесные участки  в 59 лесных кварталах теперь исключены и возвращены в лоно лесного фонда. Но, напоминают в мэрии,  в большинстве из них уже зарегистрированы  права собственности на земельные наделы, построены и строятся различные объекты капитального строительства, реализуются федеральные и региональные программы развития города и республики.

Что делать? Для выяснения этого вопроса городские власти пригласили представителей министерства по природопользованию и экологии РК, управления Росреестра, территориального управления Росимущества, городской прокуратуры, УМВД и других ведомств. Как сообщается на сайте мэрии, по итогам обсуждения было принято решение о создании при главе Петрозаводска межведомственной рабочей группы. Она сформирует план действий по исполнению судебного решения, но «с учетом соблюдения интересов граждан и юридических лиц, использующих участки, на землях, исключенных по решению Верховного суда РФ из Генплана».  Эта же группа займется и подготовкой изменений в Генеральный план Петрозаводска.

Пока же власти поспешили успокоить землепользователей: те земельные участки, что были отмежеваны до вступления в силу определения Верховного суда, то есть до 27 июля 2016 года, не будут автоматически переведены в категорию земель лесного фонда. Это значит, что все объекты, разрешения на возведение которых были выданы до указанной даты, будут завершены и введены в эксплуатацию. То есть трогать нельзя только те участки, где лес еще стоит – об этом горадминистрация предупредила особо.

Итак, исправлением ситуации занялись. Но никто не пытается найти ответ на второй традиционный русский вопрос – кто виноват? Как мы уже писали, в Верховном суде выяснилось, что в 2008 году отправленный в федеральное Минрегионразвития Генплан до адресата не дошел и поэтому согласован не был. И никто в петрозаводской мэрии не удосужился проверить, получены ли документы.

Только вдумайтесь! Самые ленивые секретарши самых захудалых контор не ленятся снять телефонную трубку и спросить у адресата входящий номер отправленного пакета. Но в петрозаводской мэрии образца 2008 года атмосфера стояла особая: у власти был Виктор Масляков.

Обстоятельства его владычества уже слегка поистерлись в памяти, так что напомним: тут и отделка собственного кабинета за миллион бюджетных рублей (по курсу 2004 года – свыше 34 тыс. долларов), и «золотые парашюты» уволившимся заместителям, которых он потом снова взял на работу, и банкротство МУПов, и копеечная продажа гостиницы «Северная»… Сделка, за которую сейчас судят Девлетхана Алиханова, также была подготовлена специалистами его администрации.

Но почему все-таки Федеральное агентство лесного хозяйства СЕМЬ ЛЕТ спокойно наблюдало, как город вырубает лес, ни с кем эти рубки не согласовав? Рискну предположить, что свою роль сыграла ветхозаветная российская бюрократия: пока в Москве разобрались, что происходит в далекой Карелии, наступил 2009 год, когда этот самый Рослесхоз возглавил тот самый Масляков. И, возможно, решил не поднимать шума вокруг решения, которое он же сам и инициировал на прошлом месте работы. Да и земляков уважил.

«Бульдозер» был уволен с поста руководителя Рослесхоза в апреле 2013-го. Ушел бесславно, никакой другой должности взамен не предложили. Снова бюрократическая пауза, и вот к 2015-му новые руководители спохватились – и начали отсуживать землю. И тут вопрос к властям городским: если вы знали, что идет судебное разбирательство и есть риск проиграть – почему сразу не начали работу над новым Генпланом? Может, за эти полтора года, пока шли суды, все и успели бы согласовать! Чего ждали? Спросить тоже некого: тогдашние руководители мэрии ушли еще бесславнее Маслякова.

Но есть и третий, тоже вполне русский вопрос: зачем?.. Зачем было устраивать весь этот судебный спектакль? Что, в Рослесхозе действительно считают, что город снесет новые жилые кварталы и ДОК «Калевала» и рекультивирует землю, сделав «как было»? Не верю. Даже если бы у муниципалитета было такое желание, финансово оно никак не обеспечено. Господи, да у нас «Невский пассаж» сколько лет снести не могут, а тут речь о нескольких микрорайонах! Так почему бы федеральным чиновникам уже тогда, в 2015-м, было не прийти к тому же губернатору, к его заму, в прессу не обратиться и не сказать: люди, вы влипли, давайте разговаривать! И сели бы за стол, и подготовили бы все необходимые документы, и согласовали бы то, что не было согласовано. В итоге ведь так и будет, все это понимают. Но поскольку новый Генплан только лишь начинают готовить – а уйдет на это от года до двух, – то работа на спорных участках остановилась на то же время. А там, как деликатно напомнили в мэрии, «реализуются федеральные и региональные программы развития города и республики». Прахом теперь пойдут эти программы. И кому от этого хорошо? Лес обратно не вернется, федеральные деньги рискуем потерять, земля простаивает, люди по уши в убытках, а посреди всего этого – Рослесхоз, весь в белом.

Дайте ему медаль.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру