Почему и на сколько повышают цены в "маршрутках" Петрозаводска

Обращения перевозчиков, осуществляющих перевозки по городским маршрутам, обсуждались на постоянной комиссии Петросовета в минувший понедельник

Намерения перевозчиков лаконичны - с 26 ноября поднять цены на поездки в маршрутках до 25 рублей. Исключение составят два маршрута - № 26 и 9, где ценник уже повысился до 20 рублей.

Обращения перевозчиков, осуществляющих перевозки по городским маршрутам, обсуждались на постоянной комиссии Петросовета в минувший понедельник
Похоже, с такими расценками на проезд мы все скоро пойдем пешком

Не наши проблемы

Говоривший от лица перевозчиков Тимур Сидоренко, заместитель исполнительного директора по эксплуатации ООО «АТП №4 «Тосноавто», объяснил, в чем причины такого решения.  По его словам, предприятия закупили около 100 новых автобусов, каждый из которых стоит примерно миллион рублей. К тому же, посетовал Сидоренко, жизнь дорожает не только для пассажиров: топливо, запчасти для техники растут в цене. И трех рублей, накинутых сверху на нынешний ценник, хватит, по оценкам экономистов, чтобы покрыть все расходы. Ведь автобусы взяты в лизинг, и за них нужно расплачиваться.

Председатель комиссии Павел Сандберг заявил о том, что сейчас поднимать цены на проезд — неэтично. К тому же цены на топливо выросли не так сильно, чтобы разом увеличивать стоимость почти на 10 процентов. А траты на новые автобусы — это траты предпринимателей, которые вообще не касаются властей.

Примечательно, но есть вопрос, по которому у перевозчиков совершенно зеркальная позиция. И связан он с содержанием остановок. Напомним, мэрия, у которой на эти цели нет денег,  предлагала перевозчикам взяться за эту работу. Но, как отметил замдиректора «Тосноавто», «…это — дело администрации». Правда, с конечными остановками все немного иначе. Например, уже в конце этой недели должны отсыпать площадку на конечной на Балтийской улице. Жильцы домов, рядом с которыми стоят автобусы, постоянно жалуются, в частности, на то, что водители справляют нужду прямо под окнами. Водителей тоже понять можно: с организмом не поспоришь, и объяснением об отсутствии цивилизованного клозета он не удовлетворится. Но и после отсыпки площадки, где будут стоять маршрутки, все изменится не скоро — как решить вопрос с «уголком задумчивости» перевозчики не знают: со врезкой в канализационную систему сложности, а биотуалеты — дороги и сложны в обслуживании.

Обменялись обидами

В принципе, если горожанам покажется, что 25 рублей за поездку — дороговато, они могут подождать троллейбуса и прокатиться за 17 рублей. Но, например, в районе Сулажгорского кирпичного завода «рогатого» транспорта просто нет. Соответственно, нет и выбора у жителей отдаленного района.

Один из доводов народных избранников против повышения стоимости проезда — низкое качество оказываемых перевозчиками услуг.

- Вы можете гарантировать, что после повышения, будете соблюдать расписание? - неоднократно поинтересовался депутат Сергей Дьяконов, рассказывая, что жители Петрозаводска жалуются на 29-ый маршрут.

Правда, сами перевозчики связи между соблюдением расписания и повышением расценок не видят. И, между прочим, имеют что сказать насчет многих претензий к своей работе. Например, относительно табличек с расписанием, которых депутаты на остановках не видят.

- В прошлом году вешали мы желтые таблички, их посрывали, - эмоционально оправдывался Сидоренко. - Мне вот в голову не придет срывать таблички!..

А насчет СКЗ, где прошлой зимой люди натуральным образом обмораживали ноги, дожидаясь маршрутки в город - обещают на снежный сезон поставить диспетчера. А вообще все проблемы уже устранены.

Правда, Дьяконов отметил, что перевозчики лукавят, и проблемы никуда не делись. К тому же у депутата возникли сомнения — может ли перевозчик, являясь по сути монополистом, поднимать цену на маршрутки, которые курсируют в отдаленных районах карельской столицы?

Следуя логике доводов, предложенных перевозчиками в пользу повышения стоимости поездок в маршрутках, нельзя исключать того, что на 25 рублях «остановка» будет недолгой.

- Мы не можем предсказать цены на запчасти и топливо на год вперед. Вдруг топливо подорожает в два раза? - задал контр вопрос представитель «маршрутчиков», когда его спросили о каких-то конкретных планах повышения цен на более-менее долгосрочный период. Как и о том, не получится ли так, что через год проезд подорожает вообще до 50 рублей.

«Дайте мне рычаг!..»

Примечательно, что чье-либо разрешение, чтобы «играть» с расценками на свои услуги, перевозчикам больше не нужно - благодаря вступившему в силу федеральному закону. Они могут уведомить власти города о своем решении за две недели, но само решение все равно останется за предпринимателями. А у мэрии, как признался руководитель управления городского хозяйства и транспорта горадминистрации Геннадий Нюппиев, вообще нет никаких рычагов давления на «маршрутчиков». Максимум — работа с транспортной инспекцией и выдача предписаний.  Еще можно проводить проверки. Но проверки, по всей видимости, не очень помогли той девушке, которая отморозила ноги, стоя на остановке в СКЗ в ожидании маршрутки.

Тем не менее,  депутаты горсовета решили учинить свою проверку, чтобы точно узнать — что там за новые лизинговые автобусы и как соблюдается расписание. И вообще: есть ли основания одобрить повышение стоимости билетов в маршрутках на три рубля.

Комиссия приняла решение о том, чтобы не рекомендовать предпринимателям повышать стоимость поездок. Однако вердикт носит сугубо рекомендательный характер. Правда, перевозчики обещали подумать над тем, что делать теперь, когда депутаты отказались поддержать их решение. Павел Сандберг, несколько раз повторявший, что повышать цену на проезд сейчас неэтично, сообщил, что депутаты в случае надобности продолжат отстаивать свою позицию. Как – осталось неясным.

Кстати, о троллейбусах, которые, по идее, должны выиграть от того, что у их прямых конкурентов поднимутся расценки.  На недавней сессии парламентарии Карелии приняли решение об отмене льготной ставки по налогу на имущество для «Городского транспорта». До сих пор ставка равнялась 0,7 процента, подняли ее до 1,2 процента. А учитывая хронически кризисное состояние предприятия, вполне можно ожидать того, что троллейбусные билеты тоже подорожают.

При этом отметим, что с 26 ноября, если повышение все же произойдет (а пока в автобусах нет даже объявлений об этом), петрозаводские маршрутки станут одними из самых дорогих на Северо-Западе (за исключением Петербурга), ведь почти везде билет стоит 20-22 рубля.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Три рубля раздора

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру