Почему федеральная трасса Карелии считается лучше финских дорог

Кто и как ухаживает за самой протяженной автодорогой Карелии

Секретарь Совбеза России Николай Патрушев, выступая на очередном заседании комиссии по подготовке к 100-летию Карелии, процитировал министра транспорта РФ Максима Соколова, который назвал республиканские федеральные дороги лучшими в стране. "Они лучше, чем в Финляндии", - сказал Патрушев.

Еще несколько лет назад такое заявление вызвало бы смех. Сегодня - нет. 

Кто и как ухаживает за самой протяженной автодорогой Карелии
Если дорога качественно отремонтирована, она и чистится хорошо.

Зона ответственности

Как известно, в кровеносной системе человека главную роль играют артерии. Если проводить аналогию с транспортной системой республики, то артерия у нас только одна: автотрасса «Кола». И к тому, как она содержится, у карельских водителей – особый интерес.

То, что автодорога Санкт-Петербург – Мурманск находится в ведении целого государственного учреждения федерального подчинения, знают многие. Но немногие задумываются о том, что ФКУ УПРДОР «Кола» – это не только здание на улице Антикайнена в Петрозаводске, это еще и 8 дорожно-ремонтно-эксплуатационных баз, разбросанных по всей протяженности трассы, принадлежащих подрядным организациям.

И кстати, специалистам учреждения приходится следить не только за «Колой» – под их надзором остаются также трасса «Сортавала» и автодорога Медвежьегорск – Вологда. В общей сложности только в Карелии УПРДОР следит за состоянием почти 1350 километров автодорог.

Естественно, сосредоточить в одном месте всех людей, машины и механизмы, необходимые для обслуживания такой протяженной зоны ответственности, невозможно. Только в Карелии у подрядных организаций имеется в распоряжении 154 единицы техники – грейдеры, комбинированные дорожные машины (КДМ), снегоочистители, экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и т.д. Вся эта железная армия рассредоточена по восьми базам, каждая из которых отвечает за свой участок дороги. Что важно – содержанием этих баз занимаются карельские подрядные организации, в которых работают местные жители. По словам руководства ФКУ, такое положение вещей выгодно всем. Подрядчику не приходится завозить в республику «варягов», попутно решая проблемы их расселения. Местные фирмы, получив длительные договоры с федеральным учреждением (контракты подписываются уже пятилетние), обеспечивают себя фронтом работ на долгое время – и, соответственно, готовы вкладывать деньги в развитие. К примеру, база под Пряжей еще пару лет назад представляла собой просто земельный участок. Теперь здесь стоит добротное административное здание со столовой и душем – для удобства работников.

К этой зиме дорожники готовы полностью: уже перед первыми снегопадами на пескобазах было заготовлено свыше 200 тысяч тонн песчано-солевой смеси, более 120 тысяч кубометров песка и почти 30 тысяч тонн реагентов.

Изнанка дороги

Еще несколько лет назад те же костомукшане, готовясь к поездке в столицу республики, просчитывали маршрут примерно так: сначала «убитая» кочкомская дорога, а потом «Кола», которая немногим лучше. Но несколько лет назад ситуация поменялась в корне: на трассу пришли люди и техника, потому что в УПРДОР пришли федеральные деньги в нужном объеме.

Очистка дорожного полотна от льда и снега – это, если так можно выразиться, лишь вершина айсберга. Для того, чтобы дорога хорошо чистилась зимой, ее нужно вовремя ремонтировать, а изначально – правильно строить.

То, что наши дороги разрушаются так быстро – просто физика. Под колесами автомобилей в асфальте появляются микротрещины. В них попадает дождевая вода. С приходом холодов она замерзает и, как мы помним из школьной программы, расширяется – трещина становится больше. Несколько десятков таких циклов, и дорога «убита». Как рассказывает Владимир Табунов, начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автомобильных дорог УПРДОР «Кола», вода и есть главный враг любой дороги. Особенно в нашем климате. Но с этим можно бороться. 

Если посмотреть на профиль «правильной» дороги, то он представляет собой не четкую горизонталь, а имеет двухскатный профиль. Сделано это именно для стока воды, как и дренажные канавы в полосе отвода трассы. Если вы обратили внимание, на Западе и городские автострады устроены по такому же принципу, и «ливневка» на них идет вдоль поребрика. Это у нас люки принято делать прямо посередине полосы, и желательно штуки по четыре на перекрестке. А это, по словам дорожников, тоже фактор разрушения: соскакивая с люка, колесо сильнее бьет по покрытию, от чего и образуются микротрещины.

У нас и у них

По словам Табунова, чтобы сохранить трассу, ее нужно грамотно построить, а потом грамотно содержать.

– Есть норматив, – объясняет он. – Если после капремонта через четыре-шесть лет положена смена верхнего покрытия, которое изнашивается, или нанесение на него защитных слоев – это нужно делать.

Владимир Геннадьевич рассказывает, что в этом и состоит секрет отличного состояния автотрасс у наших соседей в Финляндии: там просто соблюдают межремонтные сроки, а не ждут, когда полотно начнет разрушаться. Кстати, уже сегодня дорожники реконструируют очередной участок в зоне совей ответственности: кусок Суоярвского шоссе на подъезде к Петрозаводску.

Что же касается текущего содержания, то дорожники утверждают: и у нас, и у финнов технологии одинаковые, расходные материалы типа песко-соляной смеси – одинаковые, и техника примерно та же. Но у нас ее применяют не так давно – с тех пор, как «Колу» начали качественно ремонтировать и реконструировать. В 2003 году УПРДОР провел первые капитальные ремонты дороги – в Олонецком районе. А где-то с 2006-го работа приобрела постоянный, планомерный характер. И хотя валютный курс не на нашей стороне, денег по большому счету хватает. И теперь уборкой автотрассы уже не занимаются тихоходные грейдеры, создающие «пробки»: по ней лихо, на хорошей скорости, катят современные «Volvo» со скоростными отвалами.

Глаз да глаз

Особой гордостью руководства УПРДОРа остается Ситуационный центр, расположенный в головном офисе учреждения. Он сильно напоминает космический Центр управления полетами, только масштабами поменьше. Сюда в режиме реального времени стекается вся оперативная информация с трассы. Делается это с помощью системы ГЛОНАСС, к которой подключена вся дорожная техника, видеокамер и автоматических дорожных метеостанций (АДМС). На карельском участке «Колы» АДМС 21 штука. Еще 12 установлено на трассе «Сортавала» и 6 – на автодороге Медвежьегорск – Вологда.

АДМС – прибор очень интересный. Вы их обязательно видели, но вряд ли останавливались, чтобы рассмотреть вблизи. На небольшой мачте установлены датчики силы ветра, осадков и давления и передающий комплекс. Ну и контрольный прибор скорости – сообщить водителю, что он превысил скорость. Что касается постов видеоконтроля, то по карельскому участку «Колы» их установлено аж 38.

Как поясняет Юрий Меньшов, эксперт дорожного хозяйства, возможности Ситуационного центра полностью предоставлены к услугам пользователей дорог. Для того, чтобы узнать, как будет проходить ваш путь, например, до Питера, достаточно просто зайти на сайт ФКУ и посмотреть интерактивную карту. Здесь вы увидите, где автомашины стоят в «пробках» из-за ремонта дороги, какова сила ветра и какая температура воздуха на всем протяжении пути, где почищено и где не почищено… В зимнее время обновление этой информации на сайте происходит каждые 15 минут.

…В Карелию после краткого перерыва вернулась зима, а значит – у дорожников снова напряженные дни. Впрочем, и в отсутствие снегопадов их работа не прекращается ни на минуту. Несмотря на все чудеса техники, что пришли к ним на службу, дорожные службы по-прежнему круглосуточно объезжают вверенные им участки трассы. Как и в те времена, когда из техники на вооружении у них были только рация да наметанный глаз специалиста.

Как сегодня живет федеральная трасса - наш фоторепортаж.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 30 ноября 2016

Заголовок в газете: Дорожный профиль

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру