Первое в мире хобби-антикафе работает в Петрозаводске

Как простые обыватели создали уникальный бизнес, и что им в этом мешало

Специалисты говорят, что кризис – это не только время трудностей, но и время новых возможностей. В Карелии за последние несколько лет, не самых успешных с финансовой точки зрения, закрылся не один десяток фирм, заведений, маленьких производств. Однако за эти же годы появились новые проекты. Подчас – весьма успешных, несмотря на снижение покупательской способности, скачки курсов валют и прочие неприятности.

Как простые обыватели создали уникальный бизнес, и что им в этом мешало
Любое начинание найдет своих последователей. Фото: Людмила Корвякова

«Грызть и царапать»

Весной этого года в Петрозаводске появилось уникальное заведение. Уникальное – потому что таких нет больше не то что в Карелии или России - в мире. Хобби-антикафе «Danu» открыли молодые супруги Тимофей Брюхин и Ксения Комиссарова. Открыли на свой страх и риск, не имея знаний и большого бизнес-опыта. Но уже работают с прибылью, и планируют открывать антикафе для рукодельниц в Петербурге и Москве. «МК» в Карелии» встретился с основателем заведения, чтобы узнать, легко ли не просто занять, а открыть свою нишу в Карелии.

Как рассказал Тимофей, идея самого хобби-кафе не нова. Ее позаимствовали  у азиатских кафе для рукодельниц, где они могут собраться и заняться любимым делом, и интегрировали в российские традиции: вязание – одно из самых популярных увлечений в стране, и в Карелии в том числе.

Поскольку Ксения – тоже любительница посидеть со спицами или крючком, супругам показалось вполне логичным превратить увлечение в бизнес. Тем более, что желающих приобрести шарфы-сумки-свитеры в Карелии много. После этого Ксения организовала свою школу вязания. Поучаствовав в многочисленных мероприятиях на различных площадках, Тимофей и Ксения решили открыть что-то свое, чтобы привлечь рукодельниц.

На открытие антикафе взяли кредит в одном из банков. Особых сложностей не возникло. Интерьер придумывали и реализовывали сами. С этим особенных проблем не возникло. Но говорить о том, что все идет как по маслу нельзя.

- Наша основная проблема – отсутствие знаний, - рассказал Тимофей. – Я не знал, как грамотно построить финансовую модель, неверно рассчитал необходимые суммы, поэтому не хватало денег.  Не хватало денег, поэтому не могли нанять сотрудников.

От участия в программах поддержки для малого бизнеса отказались – Тимофея, который занимается коммерческой составляющей проекта, отпугнуло обилие документов, нужных для выделения средств, а также необходимость потратить не один день. Из-за отсутствия необходимых знаний владельцам хобби-антикафе пришлось изобретать свой путь - пробиваться и процарапываться сквозь трудности.

- Конечно, более рационально было бы выбрать определенную сферу, поработать в ней на различных позициях, получить необходимые знания и навыки. Это позволило бы снизить риски, - объяснил основатель заведения. – Но у нас нет хобби-антикафе. Соответственно, набраться опыта негде.

Опыт в продвижении своего проекта тоже приходится получать «на ходу». Активней всего задействуют соцсети. Аккаунты у «Danu» есть даже в малоизвестных сетях. В Петрозаводске, городе небольшом, как правило, о кафе для рукодельниц интересующиеся узнают у знакомых.

- Накануне обсуждал с одним специалистом качество нашего продвижения, - поделился владелец «Danu». – Выяснилось, что все стремиться к нулю. Еще одна проблема, связанная с отсутствием сведений и навыка – я не знаю, как привлечь инвесторов. Что заставляет человека вложиться в бизнес?

При этом у Тимофея – 11 классов образования, у его супруги – высшее, но ни с дизайном, ни с творчеством не связанное, в бизнес она пришла из аспирантуры Института леса КарНЦ РАН.  Ксению супруг называет ядром и фундаментом всех проектов – она, по сути, лицо и сам бренд «Danu»: ведет мастер-классы, преподает вязание, красит шерсть.

Выход на «плюс»

Выкрашенная вручную эко-красителями пряжа – гордость «Danu».  Нитки привозят с одного из российских производств. В Петрозаводске ее промывают, красят, сматывают и продают. Причем нитки – довольно колючие.

-Это мировой бренд сейчас – колючая, грубая нитка, - объяснил Тимофей, показывая мотки. - У нас пока к ней относятся настороженно, предпочитая более мягкие варианты

И привычных мягких, и не совсем привычных – очень объемных, многоцветных и прочих видов ниток в магазине, работающем при «Danu», достаточно. Мастериц, умеющих и любящих вязать, в Петрозаводске тоже много. С одной стороны, это замечательно. Тем более, что связанные вручную вещи снова возвращаются в моду. Многие дизайнеры мирового уровня представляли этой осенью коллекции, включающие даже полностью вязанные образы.  

С другой стороны, поскольку вязальщиц много, их изделия не считаются чем-то эксклюзивным.  Это сказывается и на количестве клиентов хобби-антикафе, и на ценообразовании (в Петрозаводске, к примеру, за вязаный комплект из шерстяных шапки и шарфа просят от 200 до 600 рублей, в Москве и Петербурге цены в разы выше при аналогичном дизайне и качестве).

Казалось бы, зачем идти куда-то с клубком ниток в сумке, если можно устроиться у телевизора дома? Пока что в «Danu» приходят либо за покупками, либо на мастер-классы и занятия. В общей сложности – около 25-30 человек в день. Владельцы  хотят открыть свою кухню (пока в антикафе угощают только чаем с печеньем, как в любом подобном заведении) – это поможет привлечь новых клиентов. Но пока что появление меню – это только план: свободных средств, необходимых для этого, нет.

В то же время за полгода стартап уже начал приносить прибыль.

-Летом мы работали в убыток, сейчас постепенно вышли на «плюс», но он неустойчив. К тому же, с учетом всех платежей, сейчас работаем «в ноль», - поделился Тимофей.

Однако и такой результат для заведения, работающего на достаточно узкую целевую аудиторию, можно считать успехом. Тем более в Петрозаводске.

Несколько раз карельское антикафе приглашали в Москву и Петербург на тематические события. Там  интерес к «Danu» был гораздо более оживленный.

-Это было удивительно, - рассказал Тимофей. -  Мы раздавали флаеры на событие, в котором участвовали, Люди шли через центр Москвы, а потом возвращались к нам! Оставляли на мастер-классах по полторы тысячи рублей и были счастливы, очень благодарили.

Восторг вызвали и те вязаные вещи, которые привезли из Петрозаводска. Потому что для мегаполиса, где времени на вывязывание петель у горожанок нет, это действительно хенд-мейд – явление модное, набирающее популярность и трендовое.

Вероятно, в больших, более открытых городах, у уникального карельского бренда будет больше возможностей. Тем не менее, появился он именно тут. Несмотря на кризис, отсутствие опыта и специфичность. И успешно пережил этап становления.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Вязаный стартап

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру