Молодые предприниматели Карелии рассказали, как они добиваются успеха

В канун Нового года в Карелии подвели итоги республиканского этапа конкурса «Молодой предприниматель России».

Заявок, увы, подано было немного – всего 10 при учете того, что номинаций заявлено четыре. С другой стороны, каждый проект, заявленный на участие, – это уже довольно значимое явление для республики. Потому что молодые бизнесмены не удовольствуются чем-нибудь скромным и малозаметным.

В канун Нового года в Карелии подвели итоги республиканского этапа конкурса «Молодой предприниматель России».
Победители конкурса “Молодой предприниматель-2016”. Фото: Маргарита Иванова

От авантюры до прибыли

Большая часть проектов уже приносит прибыль – несмотря на многочисленные трудности и ошибки. О которых, кстати, предприниматели рассказывают вполне честно и открыто. Часть проектов выглядят откровенными  авантюрами – слишком узкая целевая аудитория, слишком юный возраст основателей, слишком много риска при туманных перспективах. Тем не менее бизнес существует. Как правило, как ни странно, без пухлой финансовой подушки, без помощи со стороны обеспеченных покровителей или государства. Это, наверное, и есть феномен «поколения Z», не терпящего скуки. Современная молодежь легко берется за те задачи, решение которых еще 10 лет назад было принято поручать людям серьезным, опытным, с багажом знаний за плечами, осторожным.

Возможно, не все, что создают молодые, окажется жизнеспособным в долгосрочной перспективе, однако они пытаются создать нечто из ничего.

Нитки, курицы и каяки

Ксения Комиссарова, которая вместе с мужем владеет первым в России хобби-антикафе «Danu», в качестве основного «тормоза» отметила, например, нехватку знаний в области предпринимательства. Свой путь супруги выстраивают на своих же ошибках. За недолгую историю своего существования антикафе уже успело переехать из торгово-развлекательного центра в одном из районов на проспект Ленина. Несмотря на высокую проходимость молла, любительницы вязания не желали ездить на мастер-классы далеко. Не все просто и с рекламой, она не всегда срабатывает. Тем не менее обучение основам вязания на спицах и крючке прошло уже около 500 человек. Для Петрозаводска, где практически в каждой семье есть кто-то, владеющий этим искусством, – более чем приличный результат.  

Еще один фактор, заставивший «Danu» сбавить обороты, появился недавно: новорожденная дочь не позволяет Ксении проводить мастер-классы так часто, как хотелось бы, а к другим преподавателям посетители антикафе не спешат записываться на занятия. Тем не менее планы на будущее у владельцев весьма амбициозные. Правда, их тоже приходится менять быстро. Если еще недавно ребята планировали открыть заведения в Петербурге, то теперь переориентировались на экспорт вязаных изделий в Европу.

Савва Леонтюк, совсем молодой предприниматель, который занимается нетипичным для нынешней молодежи делом – сельским хозяйством под брендом «Эко-продукты от Саввушки», – рассказал о проблемах другого сорта. Несмотря на успехи в области разведения уток-индюшек-куриц и другого живого «товара», продавать свою продукцию он пока что не может – нет бойни. Построить ее на гектарах, с трудом полученных в Кондопожском районе, он планирует следующим летом. По мнению бизнес-омбудсмена Карелии Елены Гнетовой, входившей в состав жюри конкурса, это остается значимым препятствием на пути развития предпринимательства. До того, как Савва получил землю под Кондопогой, он сражался за другой участок, который, увы, не получил. Но сейчас молодой фермер полагает, что это даже к лучшему. Присмотренные земли в Заозерье со временем вызвали бы трудности с доставкой готовых продуктов в Петрозаводск и районы.

Примечательно, что Савва перенял опыт питерского фермера, а не карельских коллег. К наставнику он ездит за советами и рекомендациями. В планах – возможная кооперация с другими фермерами.

Еще у одного участника конкурса, Александра Куроптева, который работает с ПВХ-материалами, планы гораздо более амбициозные и составлены на пятилетие вперед. Молодой человек планирует выпускать ни много ни мало свое туристское снаряжение: катамараны, байдарки, каяки из полиэтилена. Если все пойдет, как задумано, Александр станет первым в России производителем таких каяков. Но пока удовлетворяется  производством гермомешков и ремонтом снаряжения, имеющегося в фирмах, занимающихся активным туризмом. Правда, конкуренция высока. Подобные услуги оказывают еще две фирмы с репутацией и опытом. Но Александр полагает, что  свободное место в этой небольшой нише еще есть – если работать быстро и недорого, можно отвоевать клиентов.

Чай, пицца и антикафе

Бороться за клиентов приходится не только новичкам. Максим Хюрри, известный в Карелии «чайных дел мастер», работающий под маркой «Мастерская супругов Хюрри», уже не первый год придумывает новые бизнес-ходы, чтобы выделиться среди других изготовителей чая. К примеру, для заказчиков разрабатывается брендовый чай – с отдельной упаковкой и «букетом». В ближайших планах у Хюрри – открытие собственной торговой точки. Работать с сетевыми магазинами, признался Максим, совсем не выгодно. Кроме того, сейчас производители карельского чая пытаются «пробиться» в сувенирные магазины, прежде всего крупных городов: клиенты таких точек не боятся высоких цен на чай ручной работы.

Но были среди участников конкурса и те, кто вообще не говорил о проблемах, акцентировав внимание на собственных успехах и проделанной работе. Например, Ильяс Шукюров, владелец службы доставки пиццы, планирует выйти на масштабирование своего проекта на территорию всей страны и продавать франшизу. Желающим присоединиться Ильяс даже готов выслать пособие со всеми наработками, которое поможет уберечься от «подводных» камней.

Еще один проект, участвовавший в конкурсе, представлял Игорь Параскива. Его антикафе «Timeshop» было признано победителем в номинации «Открытие года». Чистая прибыль – 150 тысяч в месяц. Игорь рассказал о том, что в Петрозаводске, где довольно много точек общепита, не было места для молодежи, и антикафе сейчас очень популярно. Во многом  благодаря тщательной оптимизации всех бизнес-процессов, автоматизации. Тем не менее бизнес выставлен на продажу. Впрочем, сейчас в Петрозаводске это вполне обычное явление.

Фото и «сувенирка»

На конкурс был также заявлен в буквальном смысле раритетный по нынешним временам бизнес: точка фотопечати в одном из спальных районов Петрозаводска принадлежит Андрею Филимонову.  Сейчас для такого бизнеса не лучшие времена: фотографии печатают редко. С другой стороны, благодаря удачному расположению – не в центре – клиенты есть.  Оборудование особенно дорогое не нужно. Правда, и перспектив развития особенных нет. Но закрывать свою фототочку Андрей не собирается.

Максим Щербин представил еще один проект, не сопряженный с активной публичной деятельностью, но активно развивающийся, – лазерная резка и гравировка в последнее время весьма популярны. «Ноу-хау» «Lazer Center» – всевозможные вывески, «сувенирка» с использованием дерева. Чтобы выйти в «ноль», Максиму потребовалось около трех месяцев. Продукция пользуется спросом:18 тысяч медалей, пять крупных вывесок для заведений, бесчисленные кубки, магниты, метрики. Основатель полагает, что успеха удалось добиться благодаря оперативности в работе, гибкой ценовой политике и готовности отправлять продукты в другие регионы России. Основная сложность – подготовка кадров. Учить работников приходится прямо на месте. Как выяснилось, сложно сегодня найти грамотных столяров и специалистов, умеющих работать с деревом.

Выбирать лучших было не просто. Как отметил первый заместитель министра экономразвития республики Евгений Жирнель, каждый участник – на вес золота. Тем не менее жюри все же выбрало победителей.

Первое место в номинации «Социальный бизнес» получила Ксения Комиссарова. Лучшим проектом в номинации «Производство» признали мастерскую супругов Хюрри. Ильяс Шукюров получил награду как лучший работодатель, а  Игорь Параскива признан лучшим в номинации «Открытие года».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 11 января 2017

Заголовок в газете: Нечто из ничего

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру