«Теплые» тарифы
Повышение платы за коммунальные услуги произойдет не сейчас, а с первого июля. Пока же мы будем платить по расценкам второго полугодия прошлого года. А вот потом тарифы для населения в среднем по Карелии подрастут: на тепловую энергию рост составит 3,6%, на сжиженный газ – 4%, на природный газ – 3,7%, , на холодное водоснабжение – 8,3%, на водоотведение – 7,5%, на электроэнергию – 3,5%.
Как видим, наиболее существенно подорожала вода, почему – объясним ниже. Но все-таки за воду мы платим гораздо меньше, нежели за тепло. Из представленной руководителем Госкомитета информации видно, что в структуре платы граждан за коммунальные услуги отопление занимает 52%. Остальные распределяются так: электроэнергия – 19%, газоснабжение – 2%, дрова – 4%, холодное водоснабжение – 8%, водоотведение и горячее водоснабжение – по 7%.
Естественно, при таких-то раскладах рост платы за тепло существенно отражается на наших кошельках. И отражался бы больше, если бы не прошлогоднее поручение главы республики Александра Худилайнена, которым он ввел ограничение предельного уровня тарифов на тепловую энергию для населения в размере 3300 руб./Гкал с учетом НДС. Как сказал Артур Мяки, «…принятое ограничение выровняло ситуацию по уровню тарифов в республике. При обсуждении вопроса на 2017 год глава принял решение оставить тариф на тепло неизменным в 47 поселениях». На практике это означает, что в данных поселениях плата за тепло для населения не будет расти в течение всего года.
Однако возникает вопрос: как в таком случае будут выкручиваться теплоснабжающие организации, если население платит за тепло меньше, чем оно стоит в реальности? Ведь в некоторых населенных пунктах республики экономически обоснованный тариф должен быть не менее 5500 руб./Гкал.
Выпадающие доходы производителей тепловой энергии компенсирует им региональный бюджет. На это в прошлом году в нем было заложено 762 млн. рублей, в этом – 738 млн. Примерно треть этой суммы получило и еще получит «Петербургтеплоэнерго». Так что нам все равно приходится оплачивать полную стоимость тепла, правда, не напрямую, а в виде налогов, из которых потом и перечисляются сотни миллионов рублей «тепловикам».
Для примера: в Петрозаводске тариф на тепло сейчас составляет 1877 руб./Гкал, а с июля увеличится до 2030 рублей. Минимальный тариф за тепло определен в Кондопожском районе. Например, в деревне Тивдия (обслуживает Кондопожский ММП ЖКХ) – 1176 руб./Гкал (для населения). Максимальный экономически обоснованный – у Кривопорожской теплоснабжающей организации: 5599 руб./Гкал (тариф для населения – 3300 руб./Гкал).
Кстати, в структуре затрат на производство тепла львиную долю занимают затраты на топливо – 46,9%. Для сравнения: оплата электроэнергии занимает в ней 27%, а оплата труда работников – только 4,4%.
Напряжение на миллиард
Хорошая новость для тех, кто проживает в квартирах с электроплитами, использует электричество для отопления и проживает в сельской местности. Для таких потребителей сохранен понижающий коэффициент 0,7. То есть платить они будут меньше, чем все остальные. Сделано это тоже по поручению губернатора – хотя, как пояснил Артур Мяки, «требование российского законодательства – потихоньку эту разницу убирать».
В целом жители Карелии платят за электричество меньше, нежели граждане соседних регионов. Сейчас мы платим 3 рубля 15 копеек за кВт/час, с 1 июля будем платить – 3 рубля 26 коп. за кВт/час. А вот в Мурманске и Коми потребителям приходится платить соответственно 4,59 руб. и 4,30 руб. за кВт/час.
В то же время ситуация в карельской электроэнергетике остается напряженной. Достаточно сказать, что республика задолжала сетевым компаниям порядка 1,5 млрд. руб. Сумма для Карелии гигантская. Не вдаваясь в подробности скажем, что произошло это в основном из-за изменений в законодательстве. Артур Мяки выразил надежду, что проблема будет решена на федеральном уровне, поскольку Карелия далеко не единственный должник-миллиардер: в некоторых регионах долги энергетикам достигли двадцатимиллиардной отметки.
Сохраняется субсидирование энергетиков – им выплачивается разница между экономически доступным и экономически обоснованным тарифами. В первую очередь это касается территорий, где отсутствует централизованное электроснабжение. Таких населенных пунктов в Карелии десять: «Прионежская сетевая компания» с помощью дизельных электростанций снабжает электроэнергией п. Реболы и п. Кимоваары Муезерского района, д. Линдозеро и д. Юстозеро Кондопожского района, п.п. Валдай, Полга, Вожмогора и Вожмозеро Сегежского района, д. Войница Калевальского района; ИП Чернышев Н.Г. – п. Тамбичозеро Пудожского района.
Кстати, еще в 2013 году сообщалось, что для подключения п.Реболы к централизованному электроснабжению по сетям Филиала ОАО «MРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» необходимо построить высоковольтную линию «Муезерка – Реболы» протяженностью 67 км и ориентировочной стоимостью работ 500 млн. руб. Сейчас, пожалуй, и миллиарда не хватит.
Но еще ранее правительство остановилось на другом варианте – строительстве мини-ГЭС. «В рамках Соглашения о сотрудничестве в области электроэнергетики между Правительством Республики Карелия и ЗАО «Норд Гидро» от 24 ноября 2010 года в п. Реболы запланировано строительство малой гидроэлектростанции на р. Струналампи, стоимость 250 млн. руб». С той поры минуло шесть лет. Интересно, какова судьба данного соглашения, если в Реболах население по-прежнему получает электроэнергию от дизельной электростанции? И чтобы тарифы на нее в таких поселках не стали запредельными, в бюджете РК на этот год предусмотрена субсидия в 27 млн. руб.
Перешагнули индекс
Правительство РФ стремится не допустить бесконтрольного роста тарифов на коммунальные услуги. Вот и на 2017 год установлен предельный индекс роста платы граждан по каждому региону. По Карелии он составляет 3,7% плюс 3,7 процента плюс 2,2 процента отклонения. Всего – 5,9%. Впрочем, плюсовые 2,2 просто так не добавишь, это возможно лишь в том случае, если в поселении реализуется инвестиционная программа или произошли какие-то существенные изменения, прямо влияющие на себестоимость коммунальной услуги.
Однако, как уже отмечалось, тарифы на холодное водоснабжение вырастут в Карелии на 8,3%, на водоотведение – 7,5%. А в Петрозаводске рост составит уже 12%. Платили и платим 34,96 руб. за куб воды, а с июля будем платить 39,15 руб. Та же самая ситуация в водоотведении – платим 25, 96 руб., будем платить – 29,08 руб. Рост – все те же 12%. В чем причина?
Как утверждается, в реализации инвестиционных проектов в Петрозаводске, Костомукше, Сортавале и Кондопожском районе. А еще в том, что, к примеру, депутаты Петросовета приняли обращение к главе РК с просьбой разрешить повысить тариф на коммунальные услуги для жителей города на 9,8% с 1 июля 2017 года. Подобные обращения поступили также от депутатов Калевальского, Кондопожского, Пряжинского, Прионежского райсоветов, Кондопожского и Сортавальского горсоветов.
Заметим, что полномочий своих депутаты не превысили. Они вправе, в соответствии с законодательством, обратиться к высшему должностному лицу субъекта РФ с «инициативой об установлении предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту РФ». Ну а раз уж обратились, то наверняка просчитали ситуацию. И теперь могут внятно объяснить, почему было так уж необходимо переступить через предельный индекс и еще более увеличить своим же избирателям размер платы за «коммуналку».
По сжиженному и природному газу, продаваемому населению, ситуация схожая с другими коммунальными услугами, хотя удорожание небольшое – 4 и 3,7% соответственно. Но и здесь проводится политика сдерживания роста тарифов. В бюджете 2017 года заложены субсидии по сжиженному газу на сумму 82 млн. рублей.
Хороший аппетит
Артур Мяки сообщил и о других направлениях работы Госкомитета РК по ценам и тарифам, в основном касающихся разъяснительной работы: «горячие линии», письменные обращения и телефонные звонки. А еще комитет провел 127 проверок ресурсоснабжающих организаций и наложил административных взысканий на сумму 233 тыс. рублей. В чем же они проштрафились?
– Основное нарушение – это нераскрытие информации ресурсоснабжающими компаниями, – пояснил Мяки.
Получается, что много говорится о честности и прозрачности в установлении тарифов, но сами ресурсники не очень-то желают быть прозрачными. И в этом, кстати, кроется одна из главных причин недоверия населения к нашим коммунальщикам.
Основная функция госкомитета по ценам и тарифам – это сдерживать их рост. И, оценивая эффективность работы комитета, Артур Мяки сообщил, что экономия средств потребителей и бюджета в результате госрегулирования составила 7 млрд .310 млн. руб. То есть заявки, поданные в комитет от регулируемых организаций, были на 7 млрд. с хвостиком больше, чем экономически обоснованный тариф, который в конечном итоге им установили. Руководитель комитета считает, что это показатель эффективности его работы. Пожалуй, что так.
А еще это показатель «аппетита» регулируемых организаций.