Чтобы надавить на неплательщиков, энергетики отключают всех без разбора?

Ситуация с отключением от электричества петрозаводского торгового центра вышла за рамки взаимоотношений энергетиков с его владельцами

19 апреля 2017 в 08:52, просмотров: 1260

За более чем двое суток убытки понесли десятки арендаторов «Петромики» (акционерного общества, владеющего торговым центром), пострадали их клиенты. Общественный резонанс вынудил обе стороны публично донести свою позицию. У каждого, как и предполагалось, своя правда. А выводы, к которым приходят журналисты, должны вызвать беспокойство у любого карельского бизнесмена.

Чтобы надавить на неплательщиков, энергетики отключают всех без разбора?
Электрический рубильник - достаточно весомый аргумент, чтобы отказаться от отстаивания своей правоты. Фото: ПСК

Конец света

Напомним хронологию событий. В понедельник 3 апреля, в разгар рабочего дня во всех помещениях Гоголевского центра погасло электричество. Без света остались крупные магазины, фитнес-клуб, кафе. На следующий день представитель АО ПКС – организации, подающей энергию в ТЦ,  - объяснил «МК» в Карелии», что отключение связано с неуплатой выставленных «Петромике» счетов.

А 6 апреля петрозаводские энергетики сообщили общественности через свой сайт: электроснабжение «Гоголевского центра» возобновлено после письменного обращения собственника здания. Только это обращение должно было случиться гораздо ранее. Дело в том, что электроустановка высокого напряжения - распределительный пункт, который питает все здание – находится в собственности «Петромики». Фирма отвечает за ее техническое и оперативное обслуживание. Версия энергетиков такова: в декабре 2016 года ПКС – поставщик электричества - выявили у ОАО «Петромика» безучетное потребление энергоресурса. Грубо говоря – хищение. Причиной стала неисправность измерительного комплекса. «В подобных случаях  потребитель в кратчайшие сроки обязан  обратиться к гарантирующему поставщику для  информирования о нарушении учета потребляемой электроэнергии, а не дожидаться проверок сетевой организации», - говорится в пресс-релизе ПКС. Гарантирующий поставщик «Энергокомфорт. Карелия» насчитал за это более 11 миллионов рублей и выставил счет. Но деньги энергетики не получили, и в феврале и марте 2017 года направили потребителю ряд уведомлений о предстоящем ограничении электроэнергии на объекте. «Частичное наказание» за долги было назначено на 30 марта, а полное отключение – на 3 апреля.  

Как рассказывают в ПКС, собственник здания упорно молчал и не платил. Но когда настало время «Ч» - 30 марта - представителей ПКС не пустили к энергоустановке «Петромики». Энергетики «рассердились» и полностью обесточили объект. Получается, что собственник сам наказал своих ни в чем не повинных субабонетов.
В ПКС считают свои действия полностью правильными и обоснованными. Допущено нарушение в виде безучетного потребления - платите! Причину неисправности измерительного комплекса, утверждают специалисты ПКС, собственники подстанции должны были обнаружить в течение короткого промежутка времени (правда, не уточняется, как именно это можно было обнаружить). Случай с «Гоголевским центром» энергетики называют результатом халатности и недобросовестного содержания своего электрохозяйства.

«Ответ Чемберлену»
Пострадавшая сторона полностью отвергает обвинения. В АО «Петромика» заявляют: арендаторы и собственник помещений не имеют перед «Энергокомфортом» задолженности по текущим платежам. Дело в том, что потребителям даже не нужно снимать показания со счетчиков – те отправляются поставщику электроэнергии автоматически. Собственники здания видят: приборы целы и опломбированы. О том повреждении, что нашли при внеплановой(!) проверке электрики ПКС, они знать не могли, ведь визуально оно никак не проявлялось.

Как рассказывает директор «Петромики» Ильсия Зиннатулина, в ноябре на сетях ПКС случилась авария. Как потом выяснилось, из-за нее «полетело» измерительное оборудование, в результате чего образовалось неучтенное потребление электричества. Неисправность выявили, зафиксировали. Энергетики направили фирме счета-фактуры, в которых потребление электроэнергии в ноябре-декабре 2016 года посчитали так же, как и в аналогичный период 2015 года (как подтверждают эксперты, именно так в подобных случаях и делается). Выставленный счет фирма оплатила, и инцидент можно было считать исчерпанным. И вдруг 13 марта приходит другой акт, причем датированный 20-м января, согласно которому «Петромика» за тот же период – 23 дня - должна заплатить еще 11 с лишним миллионов рублей (обычно оплата не превышает 2 миллионов в месяц). То есть фирму наказывают за нарушение, которое еще подтвердить надо: пока нет никаких доказательств того, что хозяин подстанции знал о неисправности прибора учета. А ведь безучетное потребление – это официальный термин, обозначающий именно умышленные действия или бездействие, направленные на фальсификацию показаний счетчиков…

Толщина проблемы

Теперь нужно пояснить, откуда взялась многомиллионная сумма. Кабель, по которому электричество поступает в «Гоголевский», имеет очень большое сечение. То есть он предназначен для того, чтобы проводить ток огромной мощности – но это совсем не значит, что потребитель эту мощность получает. На самом деле «Петромика» забирает лишь треть получаемой энергии, остальное транзитом идет другим абонентам. Но при выставлении счета за «безучетку» пострадавшая сторона пишет не реальное количество потребленной энергии, а сколько абонент вообще мог бы потребить. Это нормативные требования. Берется мощность, умножается на стоимость киловатт/часа, затем на 24 часа, а затем – в нашем случае - на «безучетные» 23 дня. И получается без малого 12 миллионов рублей.

У такой позиции есть достаточное количество контраргументов, но это дело суда – выяснить, является ли «Петромика» виновником произошедшего, сколько она должна заплатить, и т.д. Нас больше интересуют другие вопросы. Например, почему пострадали сторонние организации, ни имевшие никаких долгов перед энергетиками.

Речь идет не только о субабонентах «Петромики». Как насчет компаний, никак энергетических отношений с арендодателем не имеющих? Центр «Кей», магазин «Улыбка Радуги», магазин «Магнит» - эти организации заключили прямые договоры с энергетиками. Судя по всему, к ним претензий не было, но почему свет отрубили и им?

Как следует из заявления ПКС, причиной стала невозможность провести дифференцированное отключение – только должнику. Просто работников предприятия не пускали на подстанцию. Из пресс-релиза: «30 марта  специалисты АО «ПКС», не были допущены  в энергоустановки, принадлежащие ОАО «Петромика» для частичного ограничения объекта, что привело к полному отключению всего торгового центра».  

Наше расследование показало, что это заявление не соответствует обстоятельствам. Сотрудники частного охранного предприятия, услугами которого пользуется «Гоголевский центр», свидетельствуют, что и 30 марта днем, и 3 апреля утром на подстанцию были пропущены машины с электриками «Петрозаводских коммунальных систем». Имеются и видеозаписи. Так что либо руководство ПКС лукавит, либо оно само введено в заблуждение. В любом случае становится ясно, что отключать весь торговый центр необходимости не было. Зачем же это сделали? У нас версия одна: «без вины отключенные», узнав о том, кто виноват в их бедах, должны были заставить «виновника торжества» подписать все бумаги, предлагаемые ПКС - соглашение о реструктуризации долга. Согласиться на это означает согласиться с наличием задолженности, а долга «Гоголевский центр» как раз и не признает.

И тогда второй вопрос: почему же электричество в итоге включили? Ведь «Петромика» не только отказалась платить, но и наоборот – накатала жалобы в УФАС Карелии, в прокуратуру Петрозаводска, республиканскому Уполномоченному по защите прав предпринимателей (кстати, бизнес-омбудсмен Елена Гнётова фактически и убедила энергетиков пойти на попятный). Расчет не произведен и никакие долговые обязательства не подписаны – почему же ПКС дал «задний ход»? В заявлении энергетиков об этом сказано очень коротко и обтекаемо: объект подключили «…после письменного обращения собственника сетей ОАО «Петромика» к гарантирующему поставщику ООО «Энергокомфорт. Карелия». Между тем, как утверждает Зиннатулина, первое обращение в «Энергокомфорт» с просьбой подключить электричество ушло сразу же, 3 апреля. Что значит «надо было обратиться раньше», она не понимает.

Тенденция, однако

Даже при наличии всех перечисленных нестыковок ничего особенного, казалось бы, в данной ситуации нет. Разборки двух хозяйствующих субъектов. Странно другое: количество фирм, кому, как и «Петромике», предъявили счет за безучетное потребление электроэнергии, стремительно растет. Речь идет не только о ПКС, а обо всех сетевых компаниях региона. Отключение «Гоголевского центра» стало резонансным за счет большого количества пострадавших арендаторов. Чаще энергетики «бьют» по небольшому бизнесу, говорят юристы. Есть и случай, когда то же самое вменили физическому лицу - на сумму 800 тысяч рублей. Это вообще из области фантастики: столько насчитали за «безучетку» в обычной городской квартире! Расчет здесь простой, считают правоведы: малый бизнес не захочет ссориться с энергетиками или втягиваться в длительные дорогостоящие судебные тяжбы. И заплатит.

Выглядит все примерно одинаково. Пострадавшие предприниматели рассказывают: в практике выставить счет за «безучетку», и сразу же уведомление на отключение. Это отличительная черта подобных дел. Обнаружив безучетное, по их мнению, потребление, энергетики не подают в суд на предполагаемого виновника: они сразу угрожают отключением. Пролистав арбитражные дела за последние пару лет, мы заметили эту тенденцию.

Все законно, но, по мнению юристов, это порочная практика. «Виноваты, не виноваты – платите, потом разберемся. Откажетесь – отключим и вас, и ваших субабонентов». Со стороны это выглядит как шантаж. А теперь «под замес» попадают совершенно посторонние организации, вся вина которых состоит лишь в том, что они питаются от сетей фирмы, с которой у энергетиков возник спор.

Косвенным доказательством тому, что такие действия можно считать злоупотреблением правом, служит решение Арбитражного суда Карелии, куда обратилась Ильсия Зиннатулина сразу после «конца света». Требований было подано два: во-первых, о признании незаконными действий энергетиков по отключению, во-вторых – о принятии обеспечительных мер к этому иску. Первое заявление еще только будет рассматриваться, а по второму решение принято. Обеспечительные меры в данном случае – немедленное подключение объекта до тех пор, пока не будет поставлена точка в судебной тяжбе и не станет понятно, действительно ли «Петромика» должна столько, сколько ей предъявляют.

Суд признал, что непринятие обеспечительных мер причинит абоненту и субабонентам серьезный ущерб. С другой стороны, продолжая подавать энергию в «Гоголевский центр», энергетики абсолютно ничего не потеряют, текущие платежи исправно вносятся. А "безучетка" – это своего рода штраф, незапланированные доходы, от времени получения которых никак не может зависеть деятельность предприятия. «Принятие обеспечительных мер также не нарушает баланса интересов сторон спора, так как меры направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами», - говорится в определении суда. То есть максимум, что грозит «Энергокомфорту» – отсрочка возмещения той самой «безучетки» (если будет доказано ее наличие). Но это ведь было понятно сразу, и вопрос можно было спокойно решить в суде, не задевая сторонних лиц. Почему энергетики не пошли этим путем? И кто застрахован от того, что подобная ситуация не повторится на каком-нибудь другом объекте? Кажется, пора государству принять какие-то жесткие решения - законодательно запретить владельцам электросетей до решения суда проводить отключения, которые задевают добросовестных абонентов. Потому что обычные рабочие моменты все чаще напоминают откровенное вымогательство, да еще и с «захватом заложников».

Пока же специалисты в области права советуют бизнесменам при любой проверке стоять рядом с электриками и следить буквально за каждым движением рук. А еще лучше – снимать проверку на видео. Кроме того, на каждую «бумажку» обязательно надо реагировать, официально писать свое мнение. И, конечно, сразу привлекать грамотного юриста. Быть может, кого-то это обезопасит от больших убытков. 




    Партнеры