Что поссорило Карелию с железной дорогой

Попытка добиться справедливости в отношениях с железнодорожниками обернулась для карельских властей новыми проблемами

Карелия ссорится с поставщиками вагонов: претензии об антиконкурентных действиях заявлены с обеих сторон. Процесс вывоза щебня из республики становится все сложнее по целому ряду причин, и в некоторых из них республиканские власти обвиняют железную дорогу и Федеральную грузовую компанию.

Попытка добиться справедливости в отношениях с железнодорожниками обернулась для карельских властей новыми проблемами
ФГК вполне по силам сделать так, что карельский щебень останется в карьерах

По существу

Напомним: правительство Карелии заявило в УФАС о том, что для нашей республики предоставляется существенно меньше вагонов под вывоз щебня, а цены на услуги перевозчика стали больше. Врио главы региона Артур Парфенчиков считает, что производители щебня Воронежской области и Республики Беларусь получили более выгодные ценовые условия, а карельские производители практически оказались отсечены от рынка. Все это - следствие созданного дисбаланса вагонного парка. Получается, что наш камень не может конкурировать по поставкам в Москву и область, ведь при более низкой отпускной цене щебня на карьерах Карелии, чем в Воронеже и Беларуси, стоимость нашего щебня на станции назначения получается существенно выше.

Это нанесет экономический ущерб региону, в первую очередь - бюджетообразующим компаниям, и создаст предпосылки для роста социальной напряженности.

Антимонопольное ведомство с этим всем, как минимум, пока соглашается. Ведь недовольны политикой монополистов - РЖД и ФГК - не только в Карелии: заявителями против двух крупнейших в стране АО выступили и «Мосэнерго», и «ОГК-2», и «ТГК-1». Генерирующие компании так же считают завышенными цены на услуги по предоставлению полувагонов под перевозку угля. И сообщают, что будут вынуждены включать возросшую транспортную составляющую в цене угля в тарифы на производимую энергию. Пострадает в итоге конечный потребитель – мы с вами.

В УФАС даже успели подсчитать: с 1 января по 1 августа 2016 года рост стоимости услуг АО ФГК по предоставлению полувагонов для внутрироссийских перевозок минерально-строительных грузов действительно случился - до 38 процентов. Обещали разобраться.

Не на тех напали

Но ФГК отреагировала быстро. Тут сразу вспоминается поговорка «Лучшая защита - нападение». Как сообщает федеральное издание «Коммерсантъ», железнодорожники предприняли встречный ход после претензий властей Карелии. Их юристы просят антимонопольное ведомство разобраться с карельской компанией «Промнерудтранс». Это посредник, который привлекает вагоны и организует вывоз щебня из республики на рынок. ФГК считает, что посредник ограничивает конкуренцию, поскольку сам определяет операторов, у которых берет вагоны, согласовывает вид и объемы грузов, график отгрузок и направления поставок. А в правительстве республики об этом знают и лоббируют интересы «Промнерудтранса». Тем более, вспомнили в ФГК, что еще экс-глава региона Худилайнен якобы обращался в РЖД с просьбой обратить внимание на этого посредника и работать с ним. Между тем как минимум 90 процентов акций фирмы принадлежат частному лицу. Да и щебеночным предприятиям вроде бы на месте рекомендуют - работать лучше с этой компанией.

Пожаловались перевозчики и на то, что «Промнерудтранс» сам не имеет вагонов, а впечатление создает обратное, вводя в заблуждение клиентов. Короче говоря, обиделись на «железке» на проверки, которые затеяло УФАС в их сфере. Наши эксперты предупреждали: так и будет.

Нет дыма без огня

Некий источник, на которого, не раскрывая имени, ссылается «Ъ», пояснил, что ныне из Карелии действительно не очень хотят возить камень: «Ранее использовали порожние вагоны на обратном пути после перевозки угля в порты. Сейчас туда в основном уголь везет СУЭК в инновационных вагонах, на которые есть скидка на порожний пробег, брать щебень менее выгодно».

Не от того ли, как заявлял Парфенчиков, в 2016 году в Карелии обеспечение полувагонами ФГК уменьшилось в 1,5 раза, а в конкурентных регионах, наоборот, выросло? Хотя, ФГК заявляет обратное: в первом квартале погрузка компании по ОЖД увеличилась в Карелии с 1,6 тыс. до 3,7 тыс. вагоноотправок.

Со всеми нестыковками в прямом и переносном смысле теперь предстоит разбираться антимонопольщикам. А пока юристы ФГК безоговорочно уверены в своей правоте: правительство Карелии незаконно просит предоставить преимущество «Промнеркдстрансу» и изменить в его пользу условия перевозок. Именно поэтому так смело называют немалые суммы штрафов, которые ждут наш регион за недобросовестную конкуренцию, за координацию экономической деятельности и прочие антимонопольные нарушения.

А мы будем следить за процессом, который затеяли обиженные монополисты.

Главная отрасль

Между тем проблемы горнопромышленного комплекса республики обсуждались недавно на встрече премьер-министра республиканского правительства Александра Чепика с руководителями предприятий отрасли. Как отметил Чепик, на сегодняшний день у нас много вопросов и обращений по нерудным строительным материалам. Первый вопрос связан с изменением Минтрансом России кратчайших расстояний перевозки строительных грузов в Центральный федеральный округ. Сложная логистика серьезно отражается на себестоимости продукции, снижает возможности доставки наших материалов. В целях решения этих проблем Правительством РК сейчас делаются определенные шаги, в том числе с привлечением федеральных органов исполнительной власти.

Также рассматривался вопрос о выполнении предприятиями требований федерального законодательства в сфере промышленной безопасности в части создания вспомогательных горноспасательных команд. В конце 2016 года возникла угроза остановки работы горных предприятий в связи с невыполнением требований Ростехнадзора в сфере промышленной безопасности. Конкретно - в части необходимости создания вспомогательных горноспасательных команд. Содержание этих формирований влечет за собой большие финансовые затраты при явном отсутствии рисков для предприятий. К настоящему времени подготовлен проект о внесении изменений в федеральное законодательство, предполагающий отмену требований по созданию спасательных команд для предприятий, занимающихся разработкой общераспространенных полезных ископаемых.

Горнопромышленный комплекс сохраняет позиции одной из ведущих отраслей промышленности нашей республики. На долю горных предприятий приходится 33 процента всего промышленного производства региона.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Камень преткновения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру