Как государство собирается уменьшить негативное влияние земельного надзора

Росреестр готовится сносить административные барьеры для предпринимателей

Спорить трудно: предпринимательство у нас всячески приветствуется, а право на предпринимательскую деятельность гарантировано Конституцией и Гражданским кодексом. Однако государство вынуждено регулировать и контролировать этот процесс, чем занимаются законодательные и исполнительные органы. Но проблема адекватности, соразмерности, полноты государственного регулирования уже очевидна и государству, и обществу. 

Росреестр готовится сносить административные барьеры для предпринимателей

На протяжении длительного времени на всех уровнях власти не прекращается работа по ограничению объема государственного регулирования, заверяют чиновники. Но  полностью отказаться от применения административных барьеров все же невозможно – а таковых на пути развития предпринимательства множество. В первую очередь это наше сложное законодательство непрямого действия, когда за плечами простого и понятного закона стоят многочисленные подзаконные акты, которые на федеральном, региональном и местном уровнях подчас противоречит друг другу.

Кроме того, серьезным препятствием к нормальной работе российского бизнесмена, особенно малого и среднего «калибра», остается большое количество проверок различными контролирующими органами – опять же на федеральном и региональном уровнях.

Земельным надзором в нашей стране занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы. К числу основных требований, надзор за соблюдением которых производит эта инстанция, относятся недопущение самовольного занятия земельных участков, необходимость их использования по целевому назначению и в течение установленного законом срока.

Безусловно, тенденции к изменению в контрольно-надзорной деятельности не обошли стороной и сферу земельных правоотношений. Основная тема, которая на протяжении последних лет активно обсуждается всеми заинтересованными сторонами — это глобальная реформа государственного контроля и надзора и внедрение так называемой риск-ориентированной модели, при которой интенсивность проверок зависит от степени риска на объекте или в целом в отрасли. Контроль становится дифференцированным: проверять будут тех, кто в случае нарушения законных требований к своей деятельности могут нанести существенный ущерб жизни, здоровью людей, окружающей среде и т.п. Кроме того, применение такого подхода позволит увеличить процент охвата потенциальных нарушителей, и одновременно снизить нагрузку на тех бизнесменов, кто не представляет реальной угрозы причинения вреда.

Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует: его использование дало сокращение общего количества проверок на 30 - 90 процентов. А отдельные категории бизнеса и вовсе освобождаются от необходимости прохождения плановых проверок. При этом уровень безопасности в подконтрольной сфере не только сохраняется, но порой даже повышается.

В апреле 2016 года российское правительство утвердило План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы. Результатом выполнения этой «дорожной карты» должно стать повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. В том числе - посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода.

Внедрять его планируется поэтапно. В 2016 году были определены пилотные контрольно-надзорные органы и виды государственного надзора; начиная с 2018 года на него должны перейти все органы контроля. Сегодня Росреестром ведется работа по определению критериев риска при использовании земельных участков, что позволит создать условия к внедрению риск-ориентированной модели.

 Еще один шаг на пути к снижению административных барьеров для предпринимателей в разрезе совершенствования контрольно-надзорной деятельности – совершенствование правовой базы. Конкретно - создание и поддержание в актуальном состоянии перечней обязательных требований, которые в последствии будут проверяться. Такие перечни должны быть размещены на официальных сайтах контролеров.

Нововведение, безусловно, справедливое, поскольку ввиду огромного количества законов и подзаконных актов предприниматели зачастую и не знают, что именно они должны соблюдать. Но незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому создание таких перечней позволят бизнесменам ориентироваться в пределах правового поля.

Совершенствуются и механизмы государственного земельного надзора, закон создает новые инструменты для контроля - при этом акцент делается на его дистанционные формы. К таким можно отнести административное обследование объекта земельных отношений. Инспектор проводит обследование земельного участка без участия  правообладателя – не отрывая человека от дел. Для исследования используется широкий спектр сведений государственных информационных ресурсов, документы, полученные в рамках межведомственного взаимодействия, результаты натурного обследовании  участка.  После этого делается вывод о наличии либо отсутствии нарушений, и только после этого контролер обращается к правообладателю напрямую.

Немаловажным можно назвать предусмотренную КоАПом возможность замены штрафа на предупреждение для субъектов малого и среднего бизнеса. Сложно переоценить такую возможность для индивидуального предпринимателя, которого Росреестр привлекает к административной ответственности, скажем, за самовольное занятие земельного участка. Установив там нестационарный торговый объект, бизнесмен сразу «попадает» на 100 000 рублей. Очевидно, что такой штраф зачастую оказывается неподъемным для субъекта малого предпринимательства, и ставит под угрозу его дельнейшую деятельность.

Напомним, что в 2016-2018 гг. в стране введены так называемые «надзорные каникулы», то есть установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства по большинству видов государственного надзора.

Государством создаются электронные базы данных и сервисы, обеспечивающие открытость, прозрачность  и гласность работы государственных контролеров. Так, с 2015 года действует автоматизированная система «Единый реестр проверок», оператором которой выступает Генеральная прокуратура России. Он содержит данные органов надзора о плановых и внеплановых проверках, их результатах, периодичности проведения и так далее. Кроме того, Федеральная налоговая служба с 2016 года запустила электронный сервис «Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», в котором содержатся актуальные сведения об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к указанным категориям.

Уже многое сделано для облегчения бремени предпринимателей, особенно относящихся к категориям малого и среднего бизнеса, который, как известно, является основой экономики любого развитого государства. Но при этом, считают в Росреестре,  необходимо помнить и о соблюдении баланса интересов бизнеса, государства и общества. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Прыжок через барьеры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру