Кемские изверги: как раскрывали убийство, совершенное на севере Карелии

Сотрудники органов следствия России 25 июля отмечают профессиональный праздник, и в этот день мы расскажем о непростом деле, раскрытом карельскими следователями

В ноябре 2015 года неподалеку от Кеми произошло жестокое убийство. Собутыльники беспощадно расправились со своим знакомым и надеялись, что об этом никто не узнает. Хотя «наследили» немало - дважды возвращались к месту преступления.

Сотрудники органов следствия России 25 июля отмечают профессиональный праздник, и в этот день мы расскажем о непростом деле, раскрытом карельскими следователями
Здесь убийца вытащил свою жертву из машины. Фото из материалов уголовного дела.

Картина ночи
Из большой компании, в которой все так или иначе проходили по делу, за решетку угодили двое – 42-летний Бакуев и 24-летний Исаев. Им вменили серьезные статьи: «похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, и с угрозой применения такого насилия, с применением предметов, используемых в качестве оружия» и «убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с похищением человека».
Началось все с того, что в 20-х числах ноября 2015 года местная жительница заявила в полицию о пропаже своего сожителя – Дмитрия Гришкевича. К правоохранителям она обратилась после того, самостоятельные поиски, длившиеся несколько дней, не увенчались успехом. Женщина не знала, что ее любимый человек был мертв уже 17 ноября. Начался розыск: опросы свидетелей, восстановление событий. Подключился  следственный комитет – возбудили дело об убийстве. Но тела не было, и некоторые свидетели откровенно ставили следствие в тупик. Зачем – выяснится позже.
В одной Кемской квартире трое товарищей распивали спиртное: Бакуев, Исаев, Садов. К ним заглянули еще двое (Иванов и Виноградов), чтобы попросить денег на такси. Им помогли, но попросили привезти еще водки. Получив деньги, гости больше не вернулись. О том, что они «гуляют» в баре «Каприз», обиженная троица узнала в службе такси, и поехала наводить справедливость. В баре за столом сидели Иванов, Виноградов и Гришкевич – будущая жертва.
Когда Бакуев, Исаев и Садов учинили «разборки», Гришкевич стал заступаться за тех, с кем сидел за столом.

Руководитель Кемского межрайонного следственного отдела Артём Деменев, который занимался этим делом, уверен – Бакуева, Садова и Исаева (а первые двое ранее были судимы) зацепил тот факт, что Гришкевич вступился за бывшего «мента» - Виноградова. Так сказать, к претензиям в связи с кражей денег прибавились еще и «разборки по понятиям».  Потасовка переместилась на улицу, но вскоре исчерпала себя. Драчуны опасались появление полиции.  

«Продолжение банкета»
Гришкевич не был посторонним человеком, его неплохо знал Садов. А потому после потасовки «заступник» поехал в компании Бакуева, Садова и Исаева пить на квартиру. По ходу действия  Садов по телефону искал транспорт, на котором можно вернуться в Петрозаводск – домой, к жене. Он ее, кстати, обманул: сказал, что поедет в Кондопогу, но сам потянулся на малую Родину – в Кемь.

Один из звонков был сделан знакомому Измайлову, жителю Кеми. Он со своим другом Новожиловым сидел в том же баре «Каприз» и даже видел разборки, произошедшие чуть раньше. После закрытия бара,  эти двое пьяные поехали кататься на машине. Но случился звонок Садова и Новожилов с Измайловым едут в то же место, где распивают Садов, Бакуев, Исаев и Гришкевич.
К тому времени в квартире уже произошел какой-то пьяный кровавый конфликт.

Крови было много. Но вся, как показала экспертиза, принадлежала Бакуеву и Садову. Последствия конфликта  как раз застали подъехавшие гости - Измайлов и Новожилов. Они видели, что пьют трое, а Гришкевича нет. Но по голосу слышно, что тот на кухне. Как они рассказали потом - по очертаниям силуэта было видно, что тот «в порядке», не истекает кровью. Да вообще на нем никакой крови не было видно.

Что же произошло на самом деле? Поскольку Гришкевич мертв, у руководителя отдела Деменева на сей счет есть только показания Бакуева, Садова и Исаева. Они утверждают, что поспорили, Гришкевич схватил нож и стал им размахивать. Досталось Садову – по руке и голове, куда воткнулось «перо», и Бакуеву – он, выхватывая нож, взялся за лезвие и порезал ладонь. Исаев в этом действе не участвовал, он в соседней комнате  разговаривал по телефону. Этот факт установлен.
Бакуев и Садов, «потерпевшие» от взрыва эмоций,  избили и скрутили Гришкевича. Следствие некоторое время шло по такому пути: Гришкевича убили в квартире, потом труп вывезли и спрятали. Но стоит вспомнить о том, что крови убитого среди имеющихся следов так и не нашли.
Подъехавшие Новожилов и Измайлов выпили в коридоре и уехали снова кататься по Кеми. Но скоро поступил звонок от Садова, который попросил вернуться. Машину ждали на улице – Гришкевич, Бакуев и Исаев. Садова пока не было. Измайлов (водитель) и Новожилов вышли из авто и первый тут же получил кулаком по лицу от Исаева. Новожилову было приказано сесть в машину и не «рыпаться». Тот  не решился ослушаться, тем более, что суть разборок была непонятна. Измайлов получил другую команду - открыть багажник. И тоже – не высовываться из машины. Повиновался и он. Потом Измайлов расскажет, что по его ощущениям, возле машины происходила какая-то возня, после чего в багажник кого-то загрузили.
Далее двое сели в машину (Гришкевича с ними уже не было) и стали переговариваться между собой: «Давай вывезем его за город и проучим». По дороге подхватили Садова, который потом говорил, что спал в авто почти все время, и ни к чему более не причастен.

Последний шанс на жизнь
Измайлов, предчувствуя криминал, просил Бакуева и Исаева не делать этого, но его грубо обрывают и требуют везти в  указанном направлении – к мосту через реку Олонга. Бакуев и Исаев стали вытаскивать из багажника Гришкевича, но тот оказал сопротивление.  Чем, собственно, и подписал себе смертный приговор. Ведь именно тогда друзья и решили (из показаний Исаева): «Раз так, поехали на север, там его и оставим». После этих признаний следком квалифицировал подозреваемых как «группу лиц по предварительному сговору» - так как злоумышленники заранее договорились убить неуёмного Гришкевича.
По пути Измайлов снова просил вернуться в город и не совершать ничего непоправимого. Но преступники остались  непреклонными. Они искали в машине что-то колюще-режущее, нашли и забрали канцелярский нож и отвертку. Когда доехали до моста через реку Пять, Измайлову и Новожилову было приказано оставаться в машине. Бакуев и Исаев достали из багажника Гришкевича и удалились. Садов спал.
Их не было минут 20. По возвращению сами пояснили – мол, проучили Гришкевича, он сам доберется до дома, и потребовали возвращения в Кемь. В городе компания разошлась – кончился бензин, и Новожилов с Измайловым пошли по домам, а Бакуев, Исаев и проснувшийся Садов пошли снова выпивать в ту самую квартиру. Днем Исаев и Бакуев уехали в поселок, где и живут, а Садов по прежней договоренности отправился в Петрозаводск вместе с Измайловым.

Расправа
Ночной инцидент, вроде бы, исчерпан. Вероятно, Новожилов и Измайлов не подозревали, что Гришкевича уже нет в живых. Они ведь не знали, чем те страшные 20 минут у реки Пять занимались их знакомые – Бакуев и Исаев. А те просто зверствовали. Злости им добавило то, что Гришкевич оказался не робкого десятка и стал им угрожать. Это, конечно, все со слов осужденных. Сначала они его просто били. Потом в ход пошел канцелярский нож из машины. Первый удар нанес Исаев Гришкевичу – по шее. Бакуев сказал, что так неправильно и желает сам показать «как надо» – нанес еще один удар по шее. Гришкевич еще жив. Злодеи перекидывают его через перила моста, но жертва падает на ноги и слегка проламывает тонкий лед. После чего выбирается и пытается сбежать в сторону лесного массива. Шансов у него уже не было. Бакуев и Исаев догнали раненого Гришкевича и стали бить… Долго и беспощадно. Потом преступники сами признались – даже прыгали на голове Гришкевича. А после  в ход пошла отвертка из той же машины Измайлова. Гришкевич умер. Они оттащили бездыханное тело и припорошили снегом.

Работа над ошибками
Теория о том, что преступники возвращаются на место преступления, в этом случае сработала не единажды. В эту же ночь Бакуев и Исаев, распивая алкоголь уже в своем поселке после всего совершенного, думали – как быть с телом, оно ведь лежит близко к дороге и утром его легко найдут. Следующим вечером товарищи сели в машину Бакуева, взяв лопаты, и вернулись к убитому. Достали тело, загрузили в багажник и повезли  на реку Поньгома. Но рыть землю не стали, а решили сбросить тело в реку, чтобы его унесло течением. Однако преступники в темноте промахнулись и тело Гришкевича упало буквально в метре от воды – на землю. Удовлетворенные своей работой, друзья вернулись домой и несколько дней пили. Потом случилось чудо – у Бакуева сыграло что-то «человеческое», если это вообще к нему применимо. Он стал переживать, что Гришкевича не предали земле. Несмотря на уверенность в том, что тело уплыло, Бакуев подумал - труп может зацепиться вдоль берега за корягу. И поехал снова, на сей раз один, проверить и, если что - закопать. Даже санки с собой взял. Оказалось, не зря. Тело Гришкевича он  нашел и вывез в лес метров на 150, там и закопал.
Сначала  Исаев, когда его «взяли», тоже приписывал себе участие в этом эпизоде, но после двух часов «гуляния» по лесу на следственном эксперименте, признался – не знаю, не копал, не присутствовал.

Тернистый путь следствия
Когда Исаева задержали и об этом стало известно,  Бакуев  кинулся в бега. Его взяли только 30 декабря. Но если Исаев сразу стал все рассказывать, то его подельник молчал.  Свидетели меняли показания. Измайлов, например, боялся. А потому - врал, пока не «закрыли» обоих убийц. Не было у следствия и тела, как и орудий убийства – преступники их выкинули. Потом Бакуев месяц подумал, и решил все рассказать. Показал он и место, где закопано тело. Опергруппа копала промерзлую землю (февраль на дворе) долго и глубоко.  Тело было обнаружено на глубине примерно 1,70 метра.
Экспертизы не порадовали – причину смерти не установить, а то, что можно было исследовать, «тянуло» только на легкий вред здоровью. Всё потому, что место, где было закопано тело Гришкевича – торфяное, болотистое. Труп хоть и сохранился внешне, внутренние органы уже исследованию не подлежали. Кстати, в эти заключения буквально вцепились подсудимые с адвокатом, надеясь, что статья им может быть переквалифицирована на любую более легкую. Они же получается, не убивали Гришкевича! Тогда руководитель следственного отдела Артём Деменев назначил еще одну – ситуационную экспертизу, которая показала, что, в соответствии с показаниями самих же обвиняемых (прыгали на голове Гришина), смерть могла наступить в результате серьезной черепно-мозговой травмы. Да и сами они говорили ранее, что после всех истязательств удостоверились – Гришкевич перестал дышать.
Присяжные поверили следствию и единогласно признали подсудимых виновными в совершении тяжкого, жесточайшего преступления. В мае этого года суд приговорил Бакуева и Исаева к 17-ти годам заключения в колонии строгого режима каждого. Кроме того, они  должны выплатить по 500 тысяч в виде возмещения морального вреда родственникам Гришкевича. Все остальные: Садов, Новожилов и Измайлов - прошли по делу, как свидетели.

«МК» в Карелии» выражает благодарность за помощь в подготовке материала Следственному управлению следственного комитета РФ по РК и лично майору юстиции Артёму Деменеву  - руководителю Кемского межрайонного следственного отдела. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 26 июля 2017

Заголовок в газете: Кемские изверги

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру