В Петрозаводске существует неприбыльный бизнес, которым можно зарабатывать

О том, как две петрозаводчанки придумали и создали особенное дело, и о том, каково работается в России социальным предпринимателям

14 сентября 2017 в 07:59, просмотров: 1306

Целевая аудитория бывает разной. Принято считать, что, чем она шире, тем успешней проект. Наталья Никулина и Дарья Березина – партнеры по бизнесу из Петрозаводска – доказывают обратное: существовать и развиваться может дело, нацеленное на относительно небольшой круг клиентов. Причем клиентов особенных.

В Петрозаводске существует неприбыльный бизнес, которым можно зарабатывать
фото: Маргарита Иванова
Для ребенка все просто и наглядно.

Две головы

– В России социальное предпринимательство – это всегда личный опыт, – объясняет Дарья. – На Западе люди придумывают бизнес-идеи, у нас – берут из жизни. Когда мой ребенок был маленьким, мне страшно не хотелось стоять над ним по сорок минут с напоминаниями о простейших действиях. И я сделала для него такое пособие с действиями – что когда мы делаем, какое дело за каким следом. А потом мне написала Наталья, увидев это пособие: у нее ребенок с аутизмом, и оказалось, что это – именно то, что нужно особенным детям. 

С помощью нехитрого набора из карточек и специальной книги с липучками, к которой эти карточки крепятся, ребенок может общаться. Это действительно важно, поскольку общение помогает «выйти из тени», встать в один ряд с обычными сверстниками.

Наталья, которая сама столкнулась с необходимостью наладить диалог с сыном, долго искала подходящую методику. Ведь о том, как выстраивать коммуникацию с аутистом, увы, знают далеко не все специалисты. Сначала, признается, Наталья, она рисовала картинки для мальчика на бумаге. Но это долго и не всегда удобно. Гораздо  проще и быстрей выбрать из набора.

Так появилась идея создания пособий, коммуникативных книг, брелоков, помогающих общаться особенным детям, которые в силу определенных причин не могут говорить: аутисты, дети с синдромом Дауна, с задержками речевого развития. Найти такие вещи в российских магазинах очень сложно. Товар не самый ходовой, хотя и очень нужный.

«Мы счастливы: нам есть, что делить»

Проект «Планик» был запущен два года назад. Стартовым капиталом стали сбережения соорганизаторов,  на все потребовалось примерно 40 тысяч рублей: столько стоили первые станки, нужные для изготовления карточек и книг. На то, чтобы выйти в стабильный, пусть и маленький «плюс», потребовался примерно год.

– Когда мы получили первые две тысячи рублей прибыли, мы были счастливы от того, что нам есть, что делить, – рассказала Дарья.

  Дарья Березина

Сейчас на то, что приносит маленькое предприятие, жить нельзя. Можно существовать. Без поддержки, признают владельцы, бизнес не продержался бы двух лет. Дарья рисует карточки, а Наталья состоит в Юниорском союзе «Дорога», который взял проект «под крыло».

– Благодаря этому мы можем через общественные проекты продвигать альтернативную коммуникацию с помощью карточек среди педагогов и родителей, а также иногда дарить бесплатные пособия в школы и сады и сократить наши повседневные расходы, – объясняет Наталья.

  Наталья Никулина

Кроме того Наталья, которая активно продвигает в республике тему помощи детям с аутизмом, разрабатывает проекты, под которые могут выделить средства местные министерства. Владелицы «Планика» (которые сами создают и рассылают наборы клиентам) регулярно участвуют в конкурсах, организованных разными фондами для социальных предпринимателей. Побеждают, признаются, не везде, зато получают ценнейший опыт. Организаторы многих конкурсов – таких, как, к примеру, фонд «Навстречу переменам» – активно помогают участникам не только деньгами, но и консультациями, советами.

Хорошо себя зарекомендовал такой способ получения средств, как краудфандинг.

– Это было самое настоящее чудо, – вспоминает Дарья. – Нам нужно было собрать 180 тысяч рублей. И через полчаса после начала сбора на одной из платформ какая-то незнакомая женщина перечислила 150 тысяч. Я с подобным больше никогда не встречалась,

Спонсоры и работники

Сейчас «Планик» имеет примерно по 30 заказов в месяц. Это не много, если учесть, что в России подобную продукцию выпускает всего несколько предприятий (крупных, «серьезных» среди них нет).  География широка: заказывают из Уфы, Москвы, Петербурга, других городов. А вот в Карелии заказчиков почему-то не много. 

Среди заказчиков – не только родители, воспитывающие особенных детей, но и директора школ, в которых такие дети учатся, педагоги из коррекционных классов. «Карточная» система позволяет детям быстро сообщить о своих потребностях (и даже таких значимых и важных, как, к примеру, необходимость посетить туалет), точно знать, что нужно делать.

– Для людей с аутизмом любое незапланированное действие – большой стресс. А с помощью таких наглядных расписаний они видят, что их ждет. Хорошо карточки работают и в качестве «наградных листов».

Тем не менее работы хватает, поскольку штат не велик. Дело в том, что изготавливают карточки и книги для детей школьники – участники проекта «Дети – детям». По словам Дарьи, «работники» (которые, кстати, получают небольшое поощрение в рамках проекта) отличаются старательностью и исполнительностью и все делают с большим тщанием, проникаясь значимостью работы.

  Это - только начало общения

В среднем на изготовление одного комплекта уходит около двух дней: его надо нарисовать, распечатать, нарезать, заламинировать, оформить. Обходится он покупателям примерно в тысячу рублей. Сумма может быть и больше, и меньше – в зависимости от потребностей конкретного ребенка.

Иногда, впрочем, владельцы проекта предлагают заказчику «спонсорский» комплект – это значит, что за пособие уже кто-то заплатил.

– Клиенты, знакомые вносят небольшие суммы в качестве спонсорских пожертвований, – объясняет Дарья. – Но соглашаются принять бесплатный комплект не все покупатели. Многие говорят, что хотят оплатить полную стоимость, и еще добавляют в «копилку» сверху.

На вопрос о том, почему не обращаются к успешным бизнесменам, которые тоже могли бы, возможно, поучаствовать рублем в важном проекте, Дарья отвечает – нет времени и умений.

Ни времени, ни знаний

Отсутствие профильного образования в сфере ведения бизнеса на реализации бизнес-проекта сказывается весьма заметно. Как разрекламировать свой товар в соцсетях, как подать его и убедить потенциальных покупателей в том, что карточки – это хороший выход не только для детей с «диагнозом», но и просто для тех, кто испытывает трудности с планированием времени и дисциплиной – младших школьников, детсадовцев?

Были и определенные трудности с регистрацией ИП, и с оформлением налоговой отчетности.

– Социальному бизнесу не хватает площадок для консультирования, – поделилась Наталья. – Если бы можно было получить консультацию, скажем, бухгалтера, рекламщика, было бы здорово. Причем не проходить обучение, а именно получить совет, как действовать в той или иной ситуации. Я сейчас учусь основам СММ – но это требует столько ресурсов… Нам не раз советовали создать свою общественную организацию. Но если мы это сделаем, ни на что другое не останется времени.

Кроме того, хотелось бы петрозаводским социальным предпринимателям получить больше возможностей участвовать в профильных конкурсах. Судя по тому, что внимание к карельскому проекту проявило и Агентство стратегических инициатив, и крупные российские фонды, и форум «Карелия: точки роста», потенциал велик.

Осложняет «Планику» движение вперед еще один нюанс: работать с детьми с аутизмом не просто, получается только методом проб и ошибок.

– Родители заказывают карточки, а они – не работают. Дело в том, что мы должны продвигать не столько пособия, сколько саму методику работы с их помощью. Оказывать консультации мы не можем, для этого нужны соответствующие сертификаты, – объяснила Наталья.

Серьезным толчком может стать выпуск методических комплектов с методичками, из которых покупатели смогут в деталях узнать, как сделать так, чтобы карточки на липучках из обычного набора превратились в «разговорник» с теми, кто по каким-либо причинам разговаривать не может.

– Мой ребенок пошел в школу, школа была в шоке сначала. Но педагоги старались найти те способы, которые помогут выстроить общение с ним, – объяснила Наталья. – Часто родители вынуждены сами учиться помогать своим детям с особенностями, потому что иначе им никто не поможет. Именно поэтому среди мам и пап детей с аутизмом, к примеру, так много людей со вторым высшим профильным образованием. В образовательных организациях педагоги тоже часто не имеют представления о том, как искать подход к «сложным» ученикам и воспитанникам.

Государство, бизнес, общество

Для такого небольшого, узко направленного дела нужны три опорных «столба»: государственность, общественность и непосредственно предпринимательство. По словам Натальи, в социальном бизнесе все эти три элемента играют важнейшую роль, и именно они позволяют «Планику» бодро идти вперед.

– Когда мы начинали, не было уверенности, что наш проект вообще будет востребованным, – рассказала Наталья. – Привлекли массу ресурсов. Работаем с «Дорогой», что позволяет нам не только минимизировать различные расходы, но и задействуем подростков, участвующих в образовательной трудовой программе. Участвуем в конкурсах и форумах, рассказывая о себе. Но победить, получить грант не так просто. Дело в том, что о проблеме детей с аутизмом начали громко и открыто говорить сравнительно недавно.

– Да, это так, – соглашается Дарья. – Скажем, с нами в каком-нибудь конкурсе участвует проект по переработке мусора. По сравнению с возможностью избавиться от большой экологической проблемы трудности детей, которые не могут попроситься в туалет, мало кому кажутся значимыми.

Тем не менее, считают собеседницы «МК» в Карелии», если проблемы детей с аутизмом осветить, показать, что с трудностями можно справляться, ситуация может измениться.

К тому же еще год назад в России был разработан проект закона о социальном предпринимательстве, который должен помочь низкомаржинальным проектам стать конкурентоспособными за счет господдержки: льгот, предоставления недорогих помещений в аренду, создания учебных программ. Все это нужно для того, чтобы предприниматели, занявшиеся общественными проблемами, могли не отвлекаться от главной цели и помогать тем, для кого существование их бизнеса – залог нормальной жизни.





Партнеры