Владелица уникального петрозаводского магазина рассказала, как придумала свой бизнес

О том, как заниматься двумя делами одновременно, искать кадры, и какие собственные навыки «прокачивать»

20 ноября 2017 в 08:33, просмотров: 3461

На волне всеобщего увлечения осознаностью и экологичностью можно делать деньги. Главное, выбрать бизнес-идею, которая окажется удачной. Правда, неплохо при этом иметь дополнительную бизнес-опору. О том, как совмещать два проекта, «МК» в Карелии» узнал у Любови Сорокиной, владелицы пиццерии и единственного в России магазина без упаковки.

Владелица уникального петрозаводского магазина рассказала, как придумала свой бизнес
фото: Маргарита Иванова
Любовь Сорокина, "хозяйка двух бизнесов"

Почему бы не первой?

Любови Сорокиной 30 лет. И у нее два предприятия: одно – для денег, второе – для души.  Молодая петрозаводчанка владеет пиццерией «на доставку» и уникальным, по меркам России, магазином, в котором можно купить бакалею и сладости без упаковки. Пиццерии уже пять лет, и с ней все понятно: это бизнес, приносящий прибыль. А вот со вторым – не совсем: зачем продавать отдельно то, что покупатели привыкли брать на полках магазинов в привычных пакетах-коробках?

- У меня было множество идей экологичного бизнеса, - объяснила Любовь. – Год назад я начала сортировать мусор. И поняла, что большая его часть – это упаковка: пакеты, коробки. Подумала, что было бы круто продавать продукты без упаковок. Стала «мониторить», как в России обстоят дела с такими магазинами, и выяснила, что подобного у нас нет. И тогда решила, что это – здорово. Так почему бы не стать первой?

При этом, отметила наша собеседница, в Европе не проблема купить продукты на развес, принеся в магазин свои кульки и сумки. В наших магазинах дела обстоят гораздо хуже.  Даже одинокое яблоко продавцы на кассе постараются завернуть в полиэтилен.

При этом изначально Любовь хотела открыть настоящий магазин – с витринами, полками и прочими атрибутами. Но вложения были бы крупными, не менее полумиллиона рублей. Вместе с единомышленниками она хотела собрать денег через краудфандинговую платформу, однако не вышло.

Идея полноценной торговой точки не оставлена, но пока магазин без упаковки существует в виде склада, на тех же площадях, что и пиццерия. В общей сложности в обоих проектах занято 20 человек.

- Как правило, мы сами доставляем выбранный товар – у нас есть многоразовая упаковка, есть бумажные пакеты. Кто-то приходит сам, со своими мешками, - объясняет хозяйка.

Как все устроено

В магазине на данный момент можно купить крупы, бобовые, мед, сахар и соль, конфеты,  орехи и сухофрукты, печенье, чай.  Можно по сто граммов, а можно и килограммами. Цены на некоторые товары немного ниже, чем в магазинах: к примеру,  килограмм сахара обойдется в 39 рублей,  килограмм фиников – в 190, макарон – в 40.

Но здесьдело не в том, что продаются товары без упаковки, объясняет Любовь. Она как раз стоит копейки:

- Мы нашли крупных поставщиков товаров здесь, в Петрозаводске, через них делаем заявки производителям в Краснодар, Ростов, Китай, Иран,Таджикистан. Более низкие, по сравнению с магазинами, цены можем предложить благодаря оптовым ценам при закупках.

  Понравилось? Вам отсыплют!

Несмотря на то, что торговля в магазине-складе идет весьма бойко, пока особой прибыли она не приносит.

- Пока затраты на все лежат на пиццерии: оплата работы сотрудников, аренда помещений, закупка товаров. Если бы это было отдельным бизнесом - потребовалось бы еще долгое время, чтобы выйти «в ноль», - прокомментировала хозяйка магазина. – Но это перспективное направление, думаю, деньги будут.

Изначально магазин был рассчитан на тех, кто вдумчиво относится к вопросам потребления и стремится минимизировать причиненный природе вред. Однако среди покупателей все чаще стали появляться те, кто предпочитает экономить на продуктах — не в ущерб качеству, а отказываясь от брендов и удобной, привычной потребителю упаковки.

Несмотря на то, что «точка» существует два месяца, у нее уже есть постоянные покупатели. При этом затраты на рекламу минимальны: у магазина даже нет вывески, расположен он среди типовых складских помещений. Однако группа в соцсети активна - а сейчас большая часть начинающих молодых предпринимателей доверяет именно этому ресурсу. Это вполне логично: их потенциальные клиенты просматривают новости френдленты чаще, чем смотрят новости по телевизору.

И совершенно очевидно, что в данном случае сработало «сарафанное радио».

Редкие кадры

Поскольку у Любви уже есть действующий бизнес, никаких юридических проблем с оформлением не было. Впрочем, и рассказывая о том, как создавала пиццерию, особенных трудностей предпринимательница не вспомнила.

Хотя без сложностей не обошлось. Например, выяснилось, что в городе трудно найти хороших наемных сотрудников. В частности, для приготовления пиццы было не просто отыскать поваров, даже несмотря на наличие в городе собственного колледжа технологии и предпринимательства.

- Студенты еще с первого курса знают, где будут проходить практику, их с удовольствием берут крупные кафе. Но мы нашли свой выход:  обучение на производстве. К нам приходили люди без образования и опыта. Делали санитарные книжки, учились – и начинали работать. Главное, чтобы у человека было желание.

Кстати, на то, что кадров для петрозаводского пищепрома не хватает, указывает уже не первый предприниматель, с которым мы беседовали. Анжела Куртеева, владелица семейной кондитерской, сетовала на аналогичную проблему: найти хорошего повара, готового работать на результат, сложно.

С другими кадрами – бухгалтерами, водителями - сложностей нет. И это тоже важно знать начинающим бизнесменам: иногда проще сразу найти грамотного специалиста и заплатить ему, чем провалить собственный проект, не справившись в одиночку со всем объемом задач.

Никто никому не должен

Еще один фактор, который затрудняет жизнь карельского бизнесмена – обилие всевозможных проверок с жесткими требованиями. Отметила бизнес-леди и дополнительно появляющиеся осложнения вроде онлайн-касс, установка которых требует и денег, и времени.

В последнее время принято говорить об улучшении условий поддержки для молодых предпринимателей в Карелии. Однако уже не первый наш собеседник отмечает, что поддержки этой так ни не получил. Правда, Любовь полагает, что государство особенно и не должно бросаться на выручку бизнесменам. Главное, чтобы не мешало работать.

- Я пробовала обращаться за грантом. Но у меня ничего не вышло, - рассказывает предприниматель. -  Во-первых, получение денег зависит от того, будет ли проект интересен комиссии, отбирающей тех, кому поддержка будет оказана. А это всегда история о субъективности. Во-вторых, иногда условия ставятся не лучшим образом. Например, одно из требований к претенденту – открытое менее года назад официальное частное предприятие. А зачем мне, скажем, было открывать новое ИП для магазина без упаковки, если у меня уже есть действующее, законное, но «старое»?

С другой стороны, кое-что из того, что предлагается в качестве нефинансовой поддержки бизнесу со стороны властей, можно было бы улучшить. Например, по словам предпринимателя, было бы неплохо организовать площадку для бизнесменов-новичков, где они могли бы получить интересующую информацию простым и доступным языком, разобраться с тонкостями законодательства. Потому что, как всем известно, незнание закона от ответственности не освобождает.

Неопытные будущие «воротилы» и «акулы»  элементарно боятся обратиться в госструктуры за советом и помощью. Часть не знает, куда идти, путается в полномочиях и адресах. Другая часть опасается:  вдруг «ляпнет» что-то не то чиновнику - не заинтересуются ли его проектом слишком сильно? Не поднимется ли волна проверок и вопросов?

И, конечно, тарифы. В условиях жесткой конкуренции в пищевом производстве в Карелии высокие расценки на электроэнергию оказываются, считает бизнес-леди, губительными для малого бизнеса.

Правда, с тарифами в республике, как мы помним, губернатор обещал разобраться…

Взгляд на жизнь

У Любови – высшее экономическое образование. Но, по ее словам, нельзя полагаться на «корочку», особенно сейчас. Для того, чтобы организовать свой небольшой бизнес, часто знание тонкостей экономики не нужно – достаточно хорошей, крепкой «базы»  колледжа или профильного техникума.

А получить знания, причем сугубо практические, сейчас можно и на курсах, и у личных бизнес-тренеров, потратив не три-пять лет, а полгода.

- Я очень много читала о маркетинге, о менеджменте, об управлении персоналом, - объясняет Любовь – Но потом поняла, что нужно прорабатывать свои собственные качества и навыки. Лучше научиться грамотно распоряжаться своим личным временем. А маркетинг можно поручить наемному профи. Вообще я люблю смотреть и читать про бизнесменов, которые добились  успеха « с нуля». Вдохновляет.

Будущим и начинающим коллегам Любовь советует готовиться к тому, что все пойдет не так, как планировалось заранее.

- Когда магазин без упаковки открылся, я думала, востребованы будут крупы. Закуплено было несколько 50-килограммовых мешков. Они до сих пор не «разошлись», стоят на складе. Зато народ очень хочет печенья и конфет, которых изначально в ассортименте не было.  Если бы я могла предположить, что покупателям так понравятся сладости, я уделила бы конфетам-мармеладу больше внимания в ассортименте, - говорит она.

Но главное - оптимистично смотреть на жизнь и на бизнес. И не ждать помощи.

- Все зависит от человека. Если есть желание, есть усилия – все получится, - полагает Любовь. - А сидеть и ждать, что кто-то поможет, говорить: «Государство мне должно…» - это заведомо проигрышная позиция для бизнесмена.




Партнеры