«Карелэнергоресурс», который снабжает поселок теплом, сразу отправил ремонтников разбираться в ситуации. Те запустили резервный котел, но ситуацию это не сильно спасло: температуру он выдавал недостаточную, и батареи в квартирах, классах школ и детсадовских группах не очень-то и потеплели. Вдобавок выяснилось: старый котел починить уже нельзя. Придется ждать новый.
Новый заказали на заводе в Бийске. Для того, чтобы привезти оборудование с Алтая в карельский поселок, потребуется около трех недель.
Буквально на следующий день после ЧП для Пиндушей в Питере заказали специальную горелку – «в сотрудничестве» со слабым котлом она должна доводить воду до приемлемой температуры. Руководство теплоснабжающей организации пообещало жителям поселка перерасчет за тепло и обогреватели для квартир, где живут старики и дети, а также для соцобъектов.
В начале недели «МК» в Карелии» узнал в местной администрации о том, что батареи в домах потеплели. Они почти горячие. Эту информацию подтвердили нам и в «Карелэнергоресурсе». Руководитель теплоснабжающей организации заметил, что температура на выдаче в котельной даже на несколько градусов выше регламентируемой. Обещанные радиаторы жителям Пиндушей отвезли, и все уже нормально.
Но не выясненным остается главный вопрос – почему вышел из строя котел? Был ли он старым или были нарушены условия эксплуатации? На этот вопрос руководитель «Кареэнергоресурса» отвечать отказался, хотя информацией располагает:
- О результатах расследования вы узнаете позже, - объяснил руководитель. - Вдруг мы человека обвиним, а в результате появятся дополнительные результаты, и он окажется ни в чем не виноват? А ему потом всю жизнь отмывать это клеймо.
А вот губернатор Карелии Артур Парфенчиков, как он часто делает, в соцсетях уже назвал виновных и рассказал, что ждет поселок дальше:
«Информация по ситуации в Пиндушах, где по вине работников котельной приведён в полную негодность основной котёл. В настоящее время на резервном оборудовании заменена горелка, что позволило поднять температуру выше норматива. Заключён договор с заводом в Бийске о поставке нового основного котла в течение трёх недель. В следующем году в рамках энергосервисного контракта планируется строительство в посёлке новой котельной на биотопливе», - сообщил губернатор.
Под этим сообщением развернулась дискуссия. В частности, люди хотели знать – что же такого нужно было сделать, чтобы оборудование вышло из строя? Выяснилось, что все просто: предохранительных клапанов, положенных по конструкции и акту приемки, в системе не оказалось. Почему – это уже другой вопрос.
Кстати, буквально за две недели до ЧП в поселок приезжала Анна Борчикова, заместитель Главного государственного жилищного инспектора республики. Главная проблема, о которой рассказывали люди, связана была с теплоснабжением. Борчикова тогда поручила «незамедлительно провести замеры температуры в жилых помещениях, провести анализ причин теплопотерь и обеспечить исполнение правовых норм в части подачи тепла в дома жителей». Как сообщала тогда Госжиниспекция, ситуацию по данному вопросу Анна Борчикова взяла под свой личный контроль.
Очевидно, что в «Карелэнергоресурсе» сейчас затишье перед бурей. Предчувствием того, что не всем удастся усидеть на рабочих местах, можно объяснить редкостную для карельских «тепловиков» отзывчивость: и горелку привезли, и обогреватели раздали, и перерасчет пообещали.
Когда поселке Пяозероский (Лоухский район) месяцем ранее тоже встала котельная, тоже не обошлось без «человеческого фактора». Напомним: 26 октября в результате аварии там были остановлены сразу 3 котла. Жители поселка более чем на сутки остались без теплоснабжения. Позже экспертиза показала, что причиной остановки стало некачественное топливо. В связи с недостаточным контролем за поставками ответственные должностные лица «Карелэнергоресурса» были освобождены от занимаемых должностей. Что касается поставщиков топлива, то сейчас с ними ведется претензионная работа, в том числе по возмещению ущерба.
Напомним, что самая тяжелая в постперестроечную эпоху ситуация с отоплением сложилась в Карелии в январе 2003 года. «Полем битвы» стал Медвежьегорский район из-за неудовлетворительной подготовки к отопительному сезону. Из-за аварии на теплотрассе в селе Великая Губа без тепла остались 520 человек. Из-за аварии на водозаборе села Шуньга 460 местных жителей также начали замерзать, была остановлена работа школ и дошкольных учреждений. В самой Медгоре была полностью разморожена система отопления в 13 домах, где проживало более 500 человек. Нормальное теплоснабжение было нарушено в 49 жилых домах, где были прописаны свыше 1700 человек. А в поселке Думбуши отопительный сезон вообще не был начат.
Тогда по фактам халатности было возбуждено восемь уголовных дел, к расследованию подключилась Генеральная прокуратура РФ. Ситуация на территориях Медвежьегорского, Муезерского и Олонецкого районов была официально объявлена чрезвычайной.