Личное мнение: Зачем мы ныряем в Крещенскую прорубь

Если вдуматься, ночные купания на морозе – это абсурд со всех точек зрения, хотя, по счастью, безобидный

22.01.2018 в 08:17, просмотров: 5096

В минувший четверг, в который уже раз, я битых два часа провел возле Крещенской купели. Но я – человек не религиозный абсолютно - оказался там по работе, как и спасательные службы. И в кое-то веки задумался: а что там делают остальные сотни петрозаводчан?

Личное мнение: Зачем мы ныряем в Крещенскую прорубь
Что делать с ребенком зимой после ветрянки, когда организм и так ослаблен? Конечно, окунуть в прорубь!

На размышления меня навела наша фотокорр Люсьен Корвякова, чей фоторепортаж с этого действа мы опубликовали. Запечатлевая всех ныряльщиков, она заметила, что на многих даже крестика нет. Спрашивается: зачем же они сюда пришли?  

С верующими более-менее понятно: желают отмыться от грехов. Хотя даже мне, атеисту, известно, что водой грехов не смоешь – только покаянием, причем искренним. Но, сдается мне, некоторые не прочь воспользоваться лишней, пусть и не очень надежной, возможностью получить прощение – так сказать, поставить дополнительную «галочку» на обходном листе при покидании земной юдоли…

Хотя и тут у меня мозговой затык. Народ берет штурмом берег Онего именно в крещенскую ночь. Зачем? В чем смысл ночного купания, если в их распоряжении – весь следующий день праздника? Зачем нужно среди ночи заставлять работать спасателей, полицейских, врачей? По мнению иерея Александро-Невского собора Евгения Барышева, высказанного в личной беседе, ночные купания устраивают люди, для которых православие не образ жизни, а подспорье. Потому что человек, соблюдающий каноны, если и пойдет к иордани - что совершенно необязательно! – то лишь после окончания Божественной литургии, в которой и заключен смысл праздника. По мнению священника, абсолютное большинство тех крещеных, кто ночью идет к проруби, литургию не посещают – а значит, отношение к религии у них поверхностное.  

У меня самого объяснений два. Во-первых кто-то, наверное, думает, что чем раньше искупнется в крещенской воде – тем благочестивее станет. Так сказать, первым в очереди в рай. Хотя, как я слышал, к Богу не опоздаешь. А остальные ночные ныряльщики, по-моему, идут просто потому, что идут первые. Кто-то начал – остальные подхватили. Я такое уже наблюдал в Костомукше лет 10 назад, когда народ вдруг повадился массово ездить на кладбище на Пасху. И местный батюшка Отец Никодим через газету объяснял пастве, что так делать нельзя, для поминовения есть другие дни.

Что же касается нерелигиозных грождан, ныряющих в иордань, то они, похоже, считают это подвигом, преодолением себя. Хотя, как считает Евгений Барышев, ничего, требующего особого мужества, в этом поступке нет, это не бедняка у себя приютить и не хамоватого начальника на место поставить. Так – удаль молодецкая… А ведь на этот раз у петрозаводчан с ночным копанием были трудности характера непреодолимого: из-за отсутствия льда им пришлось нырять в ледяную песчаную кашу...

Повторяю: ничего плохого в этом ритуале нет. Просто еще одна традиция, довольно нелепая, но веселая. Спасателей, полицейский и врачей, конечно, жалко, но у них служба такая. А журналистам вообще раздолье – столько материала… Другое вызывает грусть. В 1986 году вышла на советские экраны короткометражка Юрия Мамина «Праздник Нептуна». Сюжет: в поселке на 1 января по ошибке запланировали праздник морского бога, причем массовый. И отказаться невозможно, потому как из обкома партии едут и иностранцев везут. Заканчивается все тем, что весь поселок бултыхается в ледяном пруду, лишь бы перед капиталистами в грязь лицом не ударить.

Тогда мы над этим хохотали. Прошло 30 лет – мы в этом участвуем. Причем в грязи. 




Партнеры